Тема: «Общие основы формирования связной речи детей с ОНР III уровня».
материал по развитию речи (старшая,подготовительная группа) по теме

Абалакова Елена Владимировна

Консультация для логопедов и  воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gluhov.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Общие основы формирования связной речи

детей с ОНР III уровня».

(по В.П.Глухову  Формирование связной речи детей дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи).

                                                                   

    Полной и точной формой отображения окружающего мира является связная речь. Связная речь – речевая деятельность человека в процессе решения задач речевой коммуникации.

   Речевая деятельность определяется в современной психолингвистике как процесс активного, целенаправленного взаимодействия людей между собой. Предметом речевой деятельности является мысль на выражение, которой направлены говорение и письмо. Средством осуществления речевого общения является язык и языковая система (слова с их значением и синтаксис – правила сочетания, объединение слов..). (смотрите схему «Мысль – источник речи»).

  О необходимости специальной систематической работы по формированию у детей навыков связных высказываний свидетельствуют данные изучения состояния связной речи учащихся младших классов. Поэтому важную роль играет работа по развитию речи в дошкольном возрасте. Особого внимания требуют дети с общим недоразвитием речи.

1 период (сентябрь – ноябрь) – составление простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, по картинкам, подготовка к  составлению коротких рассказов.

2 период (декабрь – март) – совершенствовать навыки ведение диалога, обучать составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.

3 период (апрель - июнь) – совершенствовать навык ведения диалога и навыков рассказывания. Обучать составлению рассказа по теме (с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов). Развивать самостоятельную связную речь детей.

      На втором году обучения особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературного произведения, составление сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико- грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, экскурсии, прогулки).

Развитие монологической речи осуществляется на логопедических занятиях по формированию связной речи и на воспитательских занятиях по родному языку и на предметно- практических занятиях.

К основным методам обучения детей монологической речи относят – высказывания по наглядному восприятию, пересказ прослушанного текста, рассказывание (о реальных событиях, предметах, по картинкам..) и устное сочинение по воображению.

Рассказы (психологическая основа):

                 по восприятию – описания предметов, рассказы по картинам, пересказ;

                 по памяти – коллективный, индивидуальный опыт детей;

                 творческое рассказывание.

По форме классифицируются – описательные и сюжетные.

По содержанию – фактические и творческие.

Общие принципы обучения – построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, речевой образец педагога, применение игровых приёмов, наглядность, выбор методов и приёмов с учётом задач обучения детей родному языку и подготовке к школе.

           Задачи по обучению рассказыванию:

  1. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
  2. Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
  3. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
  4. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов(восприятия, памяти, воображения, мышления) тесно связанных с формированием навыков устного речевого общения.
  5. Формирование у детей навыков построения развёрнутых высказываний:

                    усвоение норм построения (тема, последовательность, логическая

                    связь, завершённость);

                    планирование высказываний, обучение выделению главных смыс-

                    ловых звеньев;

                    обучение лексико-грамматическому оформлению.

Принципы логопедического воздействия по формированию грамматически правильной речи:

  1. Опора на развитие речи в онтогенезе.
  2. Овладение основными закономерностями гр. строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.
  3. Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – гр. строем, словарём..

Задачи при обучении грамматически правильной речи: коррекционное формирование языковых средств построения высказываний; усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями; обеспечение достаточной речевой практики.

Основная форма работы логопедические занятия (5-6 человек). В зависимости от периода обучения 1-3 раза в неделю, в утренние часы по 20-30 минут.

Мысль - источник связной речи

      Язык и языковая система

Формирование

Формулирование

Внешняя

устная

Внешняя

письменная

Внутренняя

речь

Внешний способ формирования   и форму- лирования мысли и передача информации

Диалогическая      речь

Полилогическая речь

  Монологическая      

        речь

   

Слова с их значением

Синтаксис

нормы, правила

        Единицы языка

Слово

Предложение

   Текст

Базовые «строительные»

              элементы

Фонемы

Морфемы

Полноценное восприятие и адекватная передача мысленного содержания

Реп-лики

Цепь последовательных речевых реакций

Чередование вопросов, ответов или беседа двух, нескольких участников

Общность восприятия, ситуации, знание предмета.

Языковые средства

Средства интонационной  выразительности

Не вербальные

функции

Высказывания

Исчерпывающее раскры-

тие темы

Смысло-

вая законченность

Струк-турное единство

Связная речь одного лица

Односторонний и непрерывный характер высказывания

Целенаправленная передача информации

Развёрнутость       логичность

Ограничение в употреблении

невербальных средств

Ориенти -ровка на слушателя

Описание, повествование, рассуждение

Логико-смысло-вая организация

(связь с темой, задачами):

а)предметно-смы-словая – отражение действий их связь и отношения;

б)логическая- изложение мысли.

Последователь-ность 

Временных, про- странственных, причинно-следственных, качественных отношений

Связность

смысловая связь м/у частями рас-сказа, логико-гра

мматич. м/у пред

ложениями и законченность мысли говоря –щего.

Мысль (говорение, письмо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...

Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...

"ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»...

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Статья: "Психологические основы развития связной речи детей"

В статье рассматриваются психологические основы развития связной речи детей. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и со...

Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей

Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....