"ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Омышева Кристина Викторовна

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_svyaznaya_rech.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  Добрянский детский сад № 19 учитель- логопед Омышева К.В.

«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»

Библиографическое описание: 1.  Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с. /

  Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу Дефектология. - 1989. - № 1. - С.69-76.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

        Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.

Недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий создает трудности в работе учителя-логопеда. Однако, если логопед будет соблюдать принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее. Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

        На базе МБДОУ №19 г.Добрянка. Один раз в неделю по 20 минут Проходят занятия  по обучению рассказыванию для детей старшего возраста с ОНР III уровня

     Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни", Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада" и др.

    Исходя из этого, учебная и внеучебная работы по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями подготовительных  групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

     Очень важна роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.)и устному сочинению по воображению.

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы. Рассмотрим основные особенности работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР (Ш уровень речевого развития) в процессе разных занятий по обучению рассказыванию.

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ  РАССКАЗЫВАНИЯ

Цель занятия

Виды заданиий

Обучение пересказу

Рисование на тему (Сюжет)пересказываемого произведения с последующем составлением  рассказов по выполненным рисункам

Игры драматизации на сюжет пересказываемого произведения

Восстановление «Деформированного» текста в последующем его пересказам

1.Постоновка в текст пропущенных слов, словосочетаний

2.Востоновление последовательности предложений

Составление творческих  пересказов-с заменой действующих лиц, изменение обстоятельств в сюжете и т. д

Обучению рассказыванию по картине

Придумывание названия к картине или серии картин" а также разных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду).

Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом картины. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.).

Придумывание продолжения к действию" изображенному на картине (их серии).

Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).

Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.

Игра-упражнение "Угадай-ка", (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине" но не показанного фрагмента" закрытого экраном.)

Обучение описанию предметов

Игра-упражнение "Узнай" что это!" (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.)

Составление описания предмета по собственному рисунку.

Применение игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Больница», «Магазин»,Пропал щенок и другие)

Занятия, предусмотренные перспективным планом для развития связной речи

Вид занятия

Количество занятий

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин

 5занятий

Пересказ с использованием опорных сигналов

4 занятия

Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картин

4 занятия

Составление рассказа по одной сюжетной картине

3 занятия

Составление описательных рассказов с использование схем

5 занятий

Творческое рассказывание

3 занятия

Как показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыков составления связных развёрнутых высказываний.

В результате проведенных занятий было отмечено улучшение показателей информативности и связности детских высказываний,  а так же лексико-грамматического оформления. Отмечено, что дети стали включать элементы описания в другие виды развернутых высказываний –при пересказе, составление  рассказов на тему из личного опыта

   Опыт проведенной работы свидетельствует о целесообразности комплексного использования различных приемов и форм обучения связной описательной речи старших дошкольников с ОНР в тесной связи с реализацией задач их общего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию связной речи у дететй с ОНР старшего дошкольного возраста "Проделки зимушки-зимы"

У ребят с Общим  недоразвитием речи  проблема  носит  системный  характер. Логопеды  в своей  практике сталкиваются  с  самымми разными  вариантами по...

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Опыт работы по формированию связной речи детей подготовительной группы в ходе обучения рассказыванию.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкоеснижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшениемздоровья детей, наруш...