Конспект интегрированного развивающего занятия в старшей группе "Осенняя пора"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Богданова Ольга Вячеславовна

Занятие рассчитано на детей старшей группы. Интересно тем, что даёт возможность высказать своё мнение, доказать свои суждения, развить речь детей. Состоит из нескольких взаимосвязанных частей. 1 часть посвящена творчеству С.Есенина и его стихам по временам года. Далее дети беседуют об осени и осенних приметах (особенно в мире животных). А вот дальше самое интересное: беседа о деревьях складывается из решения творческой загадки и дидактической игры. И ещё много интересного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 47 «Петушок» муниципального образования Люберецкий

муниципальный район Московской области

Конспект комплексного развивающего занятия

 «ОСЕННЯЯ ПОРА»

(развитие речи + рисование)

(старшая группа)

                                                           

                                                           Воспитатель: Богданова О.В.

2010г.

Цель занятия:

  1. Закреплять умение детей составлять простые и сложные предложения на определенную тему
  2. Закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы
  3. Закреплять и систематизировать знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе
  4. Развивать познавательный интерес, желание рассказывать друзьям о животных
  5. Учить выявлять и разрешать противоречия, проблемные ситуации
  6. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей
  7. Воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познавать ее тайны
  8. Развивать смекалку и сообразительность
  9. Расширять и активизировать словарь детей
  10. Воспитывать стремление и умение выразить свои впечатления в изобразительной деятельности

Материалы и оборудование:

  1. Портрет Сергея Есенина
  2. 4 репродукции картин русских художников по временам года
  3. Картинки деревьев и соответствующих им листьев: березы, рябины, клена, дуба, тополя, сосны, ели
  4. Аудиозапись романса «Отговорила роща золотая…»
  5. Слайды репродукций осенних пейзажей известных художников
  6. Карточки с осенними картинами, на которых художник сделал несколько ошибок
  1. береза с красными листьями
  2. рябина с желтыми листьями
  3. елка сбросила хвою
  4. на елке растут листья
  5. сосна с желтыми иголками
  6. на березе растут яблоки
  7. разноцветный клен

Предварительная работа

  1. чтение произведений художественной литературы об осени:
  1. Г Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся»,
  2. В Гаршина «Лягушка-путешественница»,
  3. Д.Мамин-Сибиряка «Серая Шейка»,
  4. И.Соколов-Микитова «Осень в лесу»,
  5. С.Козлова «Сентябрь»,
  6. Г.Скребицкого «Осень», «Скоро зима»,
  7. Т.Шорыгиной «Какие звери в лесу?!», «Какие месяцы в году?!»
  1. заучивание стихотворений об осени
  1. И.Белоусова «Осень»,
  2. А.Плещеева «Осенью»,
  3. А.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»,
  4. Е Трутневой «Улетает лето»,
  5. А.Толстого «Осень. Обсыпается…»
  1. знакомство с творчеством Сергея Есенина в связи со 125-летием со дня рождения
  2. беседы познавательного характера с наличием проблемных ситуаций
  3. решение речевых логических задач, придумывание самостоятельных концовок сказок и рассказов
  4. дидактические игры «Такой листок – лети ко мне», «С какой ветки детки?», «Дикие и домашние животные»
  5. рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», «Сокольники», Поленова «Золотая осень»

Ход занятия

Дети и воспитатель входят в зал.

I часть.

Воспитатель: - Ребята, чей портрет вы видите на стене?

Дети: - Портрет Сергея Есенина.

Воспитатель: - Кто это – Сергей Есенин?

Дети: - Это русский поэт и писатель.

Воспитатель: - Верно. Этой осенью мы отмечаем юбилей со дня его рождения. Есенин писал стихи на разнообразные темы, вы будете знакомиться с его творчеством на протяжении многих лет. А сегодня мы немного вспомним его стихи о природе. Ребята прочитают сейчас некоторые отрывки из его стихов. Послушайте.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

 Воспитатель: - О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). Почему? Покажите иллюстрацию весны. Почему вы думаете, что это весна? (Ответы детей)

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Воспитатель: - О каком времени года говорится в стихотворении? (О лете). Почему? (уточнить: ЗЕЛЕНЫЕ СЕРЕЖКИ, ЗАРОСШАЯ КРАПИВА). Покажите иллюстрацию лета. Почему вы думаете, что это лето? (Ответы детей)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Воспитатель: - А это о каком времени года? (Об осени). Почему? А почему дорога мечтает о зиме? (Ответы детей). Покажите иллюстрацию осени. Что вам особенно нравится на картине? (Ответы детей)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

               Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Воспитатель: - Это время года - …(зима). Вы любите зиму?.. За что?... Найдите иллюстрацию зимы.

II часть.

Воспитатель: - А сейчас у нас лето или зима? (Осень) Почему? (Ответы детей) Садитесь и давайте поговорим об осени (дети садятся на стулья полукругом).

  1. После какого времени года наступает осень?
  2. Назовите осенние месяцы.
  3. Осенью погода …ясная, солнечная, теплая. Верно? (Да, в начале. Это ранняя осень)
  4. Осенью погода… холодная, дождливая, пасмурная. Верно? (Да, в конце. Это поздняя осень)
  5. Осенью люди надевают шорты, сандалии, панамки. Верно? (Нет. Люди надевают куртки, брюки, сапоги, шапки). Почему?
  6. Значит, люди готовятся к холодам. После осени наступит… (зима)

Воспитатель: - А сейчас давайте возьмем интервью у «зверей» и «птиц», готовы ли они к зиме. (Воспитатель приглашает к разговору одного ребенка). Белочка, расскажи, как ты подготовилась к зиме,

Ребенок-белка: - Я насушила грибов, собрала шишки, орехи, желуди – зимой все пригодится. Часть припасов я положила к себе в дупло, а часть припрятала под разными деревьями в своих кладовочках. А еще я переоделась – поменяла холодную рыжую шубку на теплую серенькую.

Воспитатель: - Молодец, белочка. А ежик что скажет?

Ребенок-еж: - Да, готов. Я собрал много листьев и травы, сложил это к себе в норку, стало мягко и тепло. Летом и осенью я много ел, чтобы накопить побольше жира и витаминов. Когда станет совсем холодно, я залезу в норку и буду спать всю зиму.

Воспитатель: - Молодец, ежик. А теперь медведь расскажет о себе.

Ребенок-медведь: - А я тоже готов к зиме. Я накопил много жира за лето, сделал себе берлогу, выложил ее мхом, чтобы мягко было. И буду спать всю зиму, как еж.

Воспитатель: - Хорошо. А что скажет заяц?

Ребенок-заяц: - А я спать не буду. Я поменял шубку с серой на белую.

Воспитатель:  - Зачем?

Ребенок-заяц: – Она теплее, и меня не будет видно на снегу зимой, легче спрятаться от волка и лисы.

Воспитатель: - Синичка и снегирь, а вы готовы к зиме?

Дети-птицы: - Да, мы уже прилетели поближе к людям, к городам, потому что в лесу нечего уже кушать.

Воспитатель:  - Журавль готов?

Ребенок-журавль: - Да, мы журавли собрались в стаи и скоро улетаем на юг, потому что становится холодно и голодно.

Воспитатель: - Муравей подготовился?

Ребенок-муравей: - Да, мы с друзьями собрались все вместе глубоко под землей в большой клубок, и будем спать всю зиму. Да и все насекомые спрятались: под листья, под корни и кору деревьев, приготовились к зимней спячке.

Воспитатель: – Спасибо всем «зверям» и «птицам» за интересные рассказы.

  1. Как называют птиц, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные: ласточки, скворцы, грачи, соловьи, журавли, кукушки).
  2. А какие остаются? (Зимующие: воробьи, голуби, вороны, синицы, снегири, сороки, дятлы).
  3. Скажите, а может ежика пожалеть и взять к себе домой? (Нет, ему будет плохо, потому что лес – его дом). Верно, ребята.
  4. Кого в лесу больше – животных или белок?
  5. Чего в лесу больше – елок или деревьев?

Физкультминутка (ребенок)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше

III часть.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

                          (Дерево)

- О какой одежде деревьев говорится в загадке?

- Летом она какого цвета? А осенью?

- У всех деревьев листья меняют цвет и опадают?

- Какие деревья не сбрасывают листву? (Елка, сосна, туя. У них вместо листьев иголки)

- А кто же раскрашивает листья на деревьях? Недавно на прогулке Аня Севастьянова рассказала, кто же, по ее мнению, раскрашивает листья. Сейчас она нам скажет об этом. (Рассказ Ани С.)

 - А сейчас я вам загадаю еще одну загадку. Это загадка русская народная. Она очень сложная. Послушайте:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

                 (Дерево)

Воспитатель: - Попробуйте объяснить эту загадку.

Дети: - Весной дерево цветет, благоухает, радует своей зеленью. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих деревьях поспевают плоды (яблоки, груши, сливы – их едят, заготавливают на зиму). Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печь.

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем немного. На столе лежат картинки деревьев и листьев от них. Возьмите по одной картинке и найдите свою пару. (Дети выполняют задание. Подходят парами к воспитателю, быстро объясняют свой выбор, отдают картинки, остаются в парах).

Сейчас вы парами возьмете по одной карточке, на которой выполнен какой-то рисунок. Вы рассмотрите его и скажете, что на нем художник изобразил неправильно, или все верно.

Дети выбирают по одной картинке.

Воспитатель: - Я переворачиваю песочные часы. Когда закончится время, вы дадите ответ.

Дети выполняют задание, рассказывают ошибки художника.

IV часть.

Воспитатель: - Присаживайтесь, отдохните.

Игра «Плохо – хорошо»

1 этюд.

 - Выросло высокое дерево. Это хорошо?

- Хорошо – прохлада, чистота, свежий воздух, красота, здоровье.

- А, может, плохо?

- Плохо – закрывает свет солнца, во время сильного ветра может упасть, что-нибудь разрушить.

- Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей. Как быть?

- Деревья надо обрезать, старые, гнилые вырубать, сажать и выращивать новые.

2 этюд.

 – Ходить в лес хорошо?

- Хорошо. В лесу свежий воздух, там прохладно, много кислорода, красиво. В лесу хорошо отдыхать, слушать пение птиц, собирать грибы, ягоды, цветы и т.д.

- А может быть в лесу плохо?

- Плохо. Может закружиться голова от свежего воздуха, можно поцарапаться о ветки деревьев. Можно заблудиться, испугаться, встретить змею, может укусить клещ, можно споткнуться о корни старых деревьев, упасть, удариться и т.д.

- Так надо ли ходить детям в лес?

- Надо, но не одним, а с взрослыми, слушаться их, не отставать, кричать «а-у», быть очень внимательными, осторожными и т.д.

3 этюд.

 – А мухомор  - плохой гриб?

 - Плохой, ядовитый. Можно отравиться.

 - А может, он хороший?

 - Хороший – для оленей, лосей, белок он является лекарством.

 - Будем его сбивать ногами или палками?

 - Нет, будем беречь, но домой не брать.

V часть.

Воспитатель: - Послушайте рассказ и скажите, все ли в нем правильно:

Прошло лето и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

(Рассказ читается целиком, после чего дети называют в нем ошибки и несоответствия. Если же некоторые ошибки остались не замеченными, воспитатель читает каждое предложение отдельно.)

Воспитатель: - А еще мне хочется рассказать вам немного о названиях осенних месяцев. Вы их уже называли. Давайте еще раз вспомним: сентябрь, октябрь, ноябрь. А в народе с древних времен у этих месяцев есть и другие названия. Послушайте и попытайтесь объяснить их.

СЕНТЯБРЬ – хмурень (пасмурная погода), ревун (за ветры), златоцвет, листопадник.

ОКТЯБРЬ – мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.

НОЯБРЬ – полузимник, ледовый кузнец

VI часть.

Воспитатель: - Ну что ж, ребята. Мы сегодня много говорили об осени, читали стихи Сергея Есенина. Важно сказать, что осень у каждого человека своя, т.к. каждый ищет свою красоту и рассказывает о ней по-своему: поэт пишет … стихи, писатель - …рассказы и сказки, композитор - …музыку, художник -…картины. Давайте послушаем романс на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая…» и одновременно посмотрим репродукции картин на осеннюю тематику известных художников.

Слушаем аудиозапись романса и слайды репродукций картин.

Воспитатель: - Понравилось вам, ребята? Мы одновременно увидели и услышали впечатления об осени поэта, композитора и художников. Давайте и мы с вами станем сейчас писателями и художниками одновременно. Мы сейчас составим коллективный рассказ об осени, и потом каждый нарисует то, о чем расскажет.

Воспитатель начинает, каждый ребенок продолжает по одному предложению.

Образец рассказа. Наступила осень. Солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. На земле много опавших листьев. Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующих птиц подкармливают люди. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют шубки. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку. Все насекомые спрятались под листья, кору и корни деревьев. Люди оделись в теплую одежду.

Воспитатель: - А теперь пойдем в группу и нарисуем то, о чем мы сегодня говорили. И из ваших рисунков мы сделаем художественный альбом «Осенняя пора».



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 47 «Петушок» муниципального образования Люберецкий

муниципальный район Московской области

Конспект комплексного развивающего занятия

 «ОСЕННЯЯ ПОРА»

(развитие речи + рисование)

(старшая группа)

                                                           

                                                           Воспитатель: Богданова О.В.

2010г.

Цель занятия:

  1. Закреплять умение детей составлять простые и сложные предложения на определенную тему
  2. Закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы
  3. Закреплять и систематизировать знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе
  4. Развивать познавательный интерес, желание рассказывать друзьям о животных
  5. Учить выявлять и разрешать противоречия, проблемные ситуации
  6. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей
  7. Воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познавать ее тайны
  8. Развивать смекалку и сообразительность
  9. Расширять и активизировать словарь детей
  10. Воспитывать стремление и умение выразить свои впечатления в изобразительной деятельности

Материалы и оборудование:

  1. Портрет Сергея Есенина
  2. 4 репродукции картин русских художников по временам года
  3. Картинки деревьев и соответствующих им листьев: березы, рябины, клена, дуба, тополя, сосны, ели
  4. Аудиозапись романса «Отговорила роща золотая…»
  5. Слайды репродукций осенних пейзажей известных художников
  6. Карточки с осенними картинами, на которых художник сделал несколько ошибок
  1. береза с красными листьями
  2. рябина с желтыми листьями
  3. елка сбросила хвою
  4. на елке растут листья
  5. сосна с желтыми иголками
  6. на березе растут яблоки
  7. разноцветный клен

Предварительная работа

  1. чтение произведений художественной литературы об осени:
  1. Г Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся»,
  2. В Гаршина «Лягушка-путешественница»,
  3. Д.Мамин-Сибиряка «Серая Шейка»,
  4. И.Соколов-Микитова «Осень в лесу»,
  5. С.Козлова «Сентябрь»,
  6. Г.Скребицкого «Осень», «Скоро зима»,
  7. Т.Шорыгиной «Какие звери в лесу?!», «Какие месяцы в году?!»
  1. заучивание стихотворений об осени
  1. И.Белоусова «Осень»,
  2. А.Плещеева «Осенью»,
  3. А.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»,
  4. Е Трутневой «Улетает лето»,
  5. А.Толстого «Осень. Обсыпается…»
  1. знакомство с творчеством Сергея Есенина в связи со 125-летием со дня рождения
  2. беседы познавательного характера с наличием проблемных ситуаций
  3. решение речевых логических задач, придумывание самостоятельных концовок сказок и рассказов
  4. дидактические игры «Такой листок – лети ко мне», «С какой ветки детки?», «Дикие и домашние животные»
  5. рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», «Сокольники», Поленова «Золотая осень»

Ход занятия

Дети и воспитатель входят в зал.

I часть.

Воспитатель: - Ребята, чей портрет вы видите на стене?

Дети: - Портрет Сергея Есенина.

Воспитатель: - Кто это – Сергей Есенин?

Дети: - Это русский поэт и писатель.

Воспитатель: - Верно. Этой осенью мы отмечаем юбилей со дня его рождения. Есенин писал стихи на разнообразные темы, вы будете знакомиться с его творчеством на протяжении многих лет. А сегодня мы немного вспомним его стихи о природе. Ребята прочитают сейчас некоторые отрывки из его стихов. Послушайте.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

 Воспитатель: - О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). Почему? Покажите иллюстрацию весны. Почему вы думаете, что это весна? (Ответы детей)

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Воспитатель: - О каком времени года говорится в стихотворении? (О лете). Почему? (уточнить: ЗЕЛЕНЫЕ СЕРЕЖКИ, ЗАРОСШАЯ КРАПИВА). Покажите иллюстрацию лета. Почему вы думаете, что это лето? (Ответы детей)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Воспитатель: - А это о каком времени года? (Об осени). Почему? А почему дорога мечтает о зиме? (Ответы детей). Покажите иллюстрацию осени. Что вам особенно нравится на картине? (Ответы детей)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

               Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Воспитатель: - Это время года - …(зима). Вы любите зиму?.. За что?... Найдите иллюстрацию зимы.

II часть.

Воспитатель: - А сейчас у нас лето или зима? (Осень) Почему? (Ответы детей) Садитесь и давайте поговорим об осени (дети садятся на стулья полукругом).

  1. После какого времени года наступает осень?
  2. Назовите осенние месяцы.
  3. Осенью погода …ясная, солнечная, теплая. Верно? (Да, в начале. Это ранняя осень)
  4. Осенью погода… холодная, дождливая, пасмурная. Верно? (Да, в конце. Это поздняя осень)
  5. Осенью люди надевают шорты, сандалии, панамки. Верно? (Нет. Люди надевают куртки, брюки, сапоги, шапки). Почему?
  6. Значит, люди готовятся к холодам. После осени наступит… (зима)

Воспитатель: - А сейчас давайте возьмем интервью у «зверей» и «птиц», готовы ли они к зиме. (Воспитатель приглашает к разговору одного ребенка). Белочка, расскажи, как ты подготовилась к зиме,

Ребенок-белка: - Я насушила грибов, собрала шишки, орехи, желуди – зимой все пригодится. Часть припасов я положила к себе в дупло, а часть припрятала под разными деревьями в своих кладовочках. А еще я переоделась – поменяла холодную рыжую шубку на теплую серенькую.

Воспитатель: - Молодец, белочка. А ежик что скажет?

Ребенок-еж: - Да, готов. Я собрал много листьев и травы, сложил это к себе в норку, стало мягко и тепло. Летом и осенью я много ел, чтобы накопить побольше жира и витаминов. Когда станет совсем холодно, я залезу в норку и буду спать всю зиму.

Воспитатель: - Молодец, ежик. А теперь медведь расскажет о себе.

Ребенок-медведь: - А я тоже готов к зиме. Я накопил много жира за лето, сделал себе берлогу, выложил ее мхом, чтобы мягко было. И буду спать всю зиму, как еж.

Воспитатель: - Хорошо. А что скажет заяц?

Ребенок-заяц: - А я спать не буду. Я поменял шубку с серой на белую.

Воспитатель:  - Зачем?

Ребенок-заяц: – Она теплее, и меня не будет видно на снегу зимой, легче спрятаться от волка и лисы.

Воспитатель: - Синичка и снегирь, а вы готовы к зиме?

Дети-птицы: - Да, мы уже прилетели поближе к людям, к городам, потому что в лесу нечего уже кушать.

Воспитатель:  - Журавль готов?

Ребенок-журавль: - Да, мы журавли собрались в стаи и скоро улетаем на юг, потому что становится холодно и голодно.

Воспитатель: - Муравей подготовился?

Ребенок-муравей: - Да, мы с друзьями собрались все вместе глубоко под землей в большой клубок, и будем спать всю зиму. Да и все насекомые спрятались: под листья, под корни и кору деревьев, приготовились к зимней спячке.

Воспитатель: – Спасибо всем «зверям» и «птицам» за интересные рассказы.

  1. Как называют птиц, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные: ласточки, скворцы, грачи, соловьи, журавли, кукушки).
  2. А какие остаются? (Зимующие: воробьи, голуби, вороны, синицы, снегири, сороки, дятлы).
  3. Скажите, а может ежика пожалеть и взять к себе домой? (Нет, ему будет плохо, потому что лес – его дом). Верно, ребята.
  4. Кого в лесу больше – животных или белок?
  5. Чего в лесу больше – елок или деревьев?

Физкультминутка (ребенок)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше

III часть.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

                          (Дерево)

- О какой одежде деревьев говорится в загадке?

- Летом она какого цвета? А осенью?

- У всех деревьев листья меняют цвет и опадают?

- Какие деревья не сбрасывают листву? (Елка, сосна, туя. У них вместо листьев иголки)

- А кто же раскрашивает листья на деревьях? Недавно на прогулке Аня Севастьянова рассказала, кто же, по ее мнению, раскрашивает листья. Сейчас она нам скажет об этом. (Рассказ Ани С.)

 - А сейчас я вам загадаю еще одну загадку. Это загадка русская народная. Она очень сложная. Послушайте:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

                 (Дерево)

Воспитатель: - Попробуйте объяснить эту загадку.

Дети: - Весной дерево цветет, благоухает, радует своей зеленью. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих деревьях поспевают плоды (яблоки, груши, сливы – их едят, заготавливают на зиму). Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печь.

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем немного. На столе лежат картинки деревьев и листьев от них. Возьмите по одной картинке и найдите свою пару. (Дети выполняют задание. Подходят парами к воспитателю, быстро объясняют свой выбор, отдают картинки, остаются в парах).

Сейчас вы парами возьмете по одной карточке, на которой выполнен какой-то рисунок. Вы рассмотрите его и скажете, что на нем художник изобразил неправильно, или все верно.

Дети выбирают по одной картинке.

Воспитатель: - Я переворачиваю песочные часы. Когда закончится время, вы дадите ответ.

Дети выполняют задание, рассказывают ошибки художника.

IV часть.

Воспитатель: - Присаживайтесь, отдохните.

Игра «Плохо – хорошо»

1 этюд.

 - Выросло высокое дерево. Это хорошо?

- Хорошо – прохлада, чистота, свежий воздух, красота, здоровье.

- А, может, плохо?

- Плохо – закрывает свет солнца, во время сильного ветра может упасть, что-нибудь разрушить.

- Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей. Как быть?

- Деревья надо обрезать, старые, гнилые вырубать, сажать и выращивать новые.

2 этюд.

 – Ходить в лес хорошо?

- Хорошо. В лесу свежий воздух, там прохладно, много кислорода, красиво. В лесу хорошо отдыхать, слушать пение птиц, собирать грибы, ягоды, цветы и т.д.

- А может быть в лесу плохо?

- Плохо. Может закружиться голова от свежего воздуха, можно поцарапаться о ветки деревьев. Можно заблудиться, испугаться, встретить змею, может укусить клещ, можно споткнуться о корни старых деревьев, упасть, удариться и т.д.

- Так надо ли ходить детям в лес?

- Надо, но не одним, а с взрослыми, слушаться их, не отставать, кричать «а-у», быть очень внимательными, осторожными и т.д.

3 этюд.

 – А мухомор  - плохой гриб?

 - Плохой, ядовитый. Можно отравиться.

 - А может, он хороший?

 - Хороший – для оленей, лосей, белок он является лекарством.

 - Будем его сбивать ногами или палками?

 - Нет, будем беречь, но домой не брать.

V часть.

Воспитатель: - Послушайте рассказ и скажите, все ли в нем правильно:

Прошло лето и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

(Рассказ читается целиком, после чего дети называют в нем ошибки и несоответствия. Если же некоторые ошибки остались не замеченными, воспитатель читает каждое предложение отдельно.)

Воспитатель: - А еще мне хочется рассказать вам немного о названиях осенних месяцев. Вы их уже называли. Давайте еще раз вспомним: сентябрь, октябрь, ноябрь. А в народе с древних времен у этих месяцев есть и другие названия. Послушайте и попытайтесь объяснить их.

СЕНТЯБРЬ – хмурень (пасмурная погода), ревун (за ветры), златоцвет, листопадник.

ОКТЯБРЬ – мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.

НОЯБРЬ – полузимник, ледовый кузнец

VI часть.

Воспитатель: - Ну что ж, ребята. Мы сегодня много говорили об осени, читали стихи Сергея Есенина. Важно сказать, что осень у каждого человека своя, т.к. каждый ищет свою красоту и рассказывает о ней по-своему: поэт пишет … стихи, писатель - …рассказы и сказки, композитор - …музыку, художник -…картины. Давайте послушаем романс на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая…» и одновременно посмотрим репродукции картин на осеннюю тематику известных художников.

Слушаем аудиозапись романса и слайды репродукций картин.

Воспитатель: - Понравилось вам, ребята? Мы одновременно увидели и услышали впечатления об осени поэта, композитора и художников. Давайте и мы с вами станем сейчас писателями и художниками одновременно. Мы сейчас составим коллективный рассказ об осени, и потом каждый нарисует то, о чем расскажет.

Воспитатель начинает, каждый ребенок продолжает по одному предложению.

Образец рассказа. Наступила осень. Солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. На земле много опавших листьев. Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующих птиц подкармливают люди. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют шубки. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в спячку. Все насекомые спрятались под листья, кору и корни деревьев. Люди оделись в теплую одежду.

Воспитатель: - А теперь пойдем в группу и нарисуем то, о чем мы сегодня говорили. И из ваших рисунков мы сделаем художественный альбом «Осенняя пора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе МДОУ "Детский сад комбинированого вида №131"

Коррекционно-развивающее занятие в старшей логопедической группе по лексической теме "Насекомые"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Наша группа. Что мы умеем»

ЦельПродолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплоченной, обогащать знания детей друг о друге.Задачи1. Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; совершенствовать уме...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе "Уроки добра"по теме: "Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека"

В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями "физическая и душевная боль", проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе с применением ИКТ. Тема: «Полёт к звуковичкам»

Данное занятие позволяет активизировать познавательный интерес к полётам в космос, формировать у детей навык слогового анализа и синтеза, учит грамматически правильно оформлять речевое высказывание....

Конспект интегрированного развивающего занятия «Путешествие Золотой рыбки»

Вид: интегрированное развивающее занятие с песком и водой....

Конспект интегрированного развивающего занятия для детей средней группы Тема: «В гостях у клоуна Заболейки»

Цель: способствовать формированию элементарных знаний и навыков здорового образа жизни.Задачи:1. Создание атмосферы, позволяющей детям чувствовать себя уверенно и спокойно;2. Способствовать развитию к...

Интегрированное развивающее занятия в старшей группе "Дикие животные"

Систематизация знаний детей о диких животных....


 

Комментарии

Богданова Ольга Вячеславовна

Занятие рассчитано на детей старшей группы. Интересно тем, что даёт возможность высказать своё мнение, доказать свои суждения, развить речь детей. Состоит из нескольких взаимосвязанных частей. 1 часть посвящена творчеству С.Есенина и его стихам по временам года. Далее дети беседуют об осени и осенних приметах (особенно в мире животных). А вот дальше самое интересное: беседа о деревьях складывается из решения творческой загадки и дидактической игры. И ещё много интересного.