Развитие речи и ознакомление с окружающим миром по теме "Весна" подготовительная группа
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Маковеева Галина Николаевна

Материал по лексической теме "Весна" адресован логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям. Здесь сосредоточены задания по развитию лексико-грамматического строя, слоговой структуры, связной речи, мелкой моторики и мышления. Вы найдёте здесь загадки, дидактические игры,пальчиковую гимнастику, текст для перессказа и тд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_podg._gr_vesna.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема "Весна".

Учим правильно называть время года и приметы весны,  рассказывать какая погода бывает весной, называть весенние месяцы.

Дети должны знать:

  1. первые приметы весны в природе;
  2. что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;
  3. как выглядят деревья и трава весной;
  4. как животные и птицы встречают весну;
  5. чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
  6. что такое ранняя - поздняя весна, в чем их отличие.  

1.Предметный словарь (имя сущ. что это?): месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, солнце и т д.

2.Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?) ранняя, поздняя, теплая, весенняя, долгожданная, радо стная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журча щий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелет ные, проворные, березовый, нежные, зелёные, молодые...

3.Глагольный словарь (Что делают? Что с ними можно делать?): наступила, пришла, греет, припекает, светит, пригревает, тают, капают, трещит, ломается, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцвета ют, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, откладывают  яйца,  вы водят птенцов, гремит, темнеет, сеют, цветет, радует, появляются, зеленеют, пахнут и т д.

4.Проиграть в игры «Раздели слова на слоги!», «Нет чего?», «Много чего?, «Один-много», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!»,«Какой, какая, какие!».

5.Учим разгадывать загадки:

  1. Если снег повсюду тает,
    День становиться длинней,
    Если всё зазеленело
    И в полях звенит ручей,
    Если солнце ярче светит,
    Если птицам не до сна,
    Если стал теплее ветер,
    Значит, к нам пришла…(весна)
  2. Ручейки бегут быстрее,
    Светит солнышко теплее.
    Воробей погоде рад
    -Заглянул к нам месяц… (Март)

  1. Яростно река ревёт
    И разламывает лёд.
    В домик свой скворец вернулся,
    А в лесу медведь проснулся.
    В небе жаворонка трель.
    Кто же к нам пришёл? …(Апрель)
  2. Зеленеет даль полей,
    Запевает соловей.
    В белый цвет оделся сад,
    Пчёлы первые летят.
    Гром грохочет. Угадай,
    Что за месяц это?...       (Май)

6.Прочитать рассказ «Весна»,  учить отвечать на вопросы полным предложением:

  Наступила  весна. Солнце светит ярко и пригревает землю. Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились лужи и ручейки. На реках тает лёд.  Дует тёплый весенний ветерок. Дети одели лёгкую одежду. Они пускают кораблики. На деревьях набухают почки. Скоро появятся нежные зелёные листочки. Птицы прилетают из тёплых стран. Они будут вить гнезда. Просыпаются после долгой зимы насекомые и звери. Хорошо весной!

Вопросы:

   Какое время года наступило? Как светит солнце? Что делают сосульки? Что случилось со снегом? Что появилось на дорогах? Какой дует ветер? Что делают дети весной? Что случилось с деревьями?  Что делают птицы, насекомые, звери? Какую одежду одели дети? Откуда прилетели птицы? Почему? Где они будут жить?

7.Закрепить пальчиковую гимнастику «Весна».

Вот закапали сосульки

Кап! Кап! Кап!

Их весною солнышко

Согревает так.

Тают горки во дворах

Ах! Ах! Ах!

А на речке треснул лёд

Вот! Вот! Вот!

Побежал малыш по лужам

Топ! Топ! Топ!

Громко хлопает в ладоши

Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Мама весело смеётся

Ха! Ха! Ха!

Мой сынок словно курица весною

Весь промок!

(Кулачок-ладошка)

(Изображаем капельки)

(Рисуем круг,

лучики)

(Руки сверху опускаем вниз.)

(Хлопаем по коленям или столу 3 раза)

(Кулачок-ладошка)

(Показываем большие пальцы обеих рук)

(Встаём, «роняем снежок»)

(Топаем 3 раза)

(Сгибаем-разгибаем пальцы)

(Хлопаем 3 раза)

(Рисуем в воздухе лицо мамы)

(Смеёмся, качая головой)

(Соединяем пальцы обеих рук)

(Разводим руки в стороны, удивляемся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Времена года, красоты неживой природы"

Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления природы ...

Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Времена года, красоты неживой природы"

Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления природы ...

Авторское учебно-методическое пособие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Осень"

Презентация используется в качестве наглядного материала для закрепления знаний об осени.Материал содержит тематические картинки, загадки и задания....

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе в ходе исследовательского проекта: «ВОДА» Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ И ОСАДКИ»

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе в ходе исследовательского проекта: «ВОДА»Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ И ОСАДКИ» Программные задачи:...

Итоговая НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе;Закрепить характерные признаки весны;Выявить причинно-следственные связи....

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Первая младшая группа. Тема: "Зайчик в гостях у ребят"

Формировать у детей представление о диих животных - Зайчике, его внешнем виде, питании, образе жизниЗакреплять у детей знания об основных цветахСпособствовать обогащению и активизации словарного запас...

Конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром во 2 группе раннего возраста «Курочка и цыплята»

Конспект Образовательной деятельности по Развитию речи с элементами пальчиковой гимнастики в 1 младшей группе «На птичьем дворе»...