Методическое пособие
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 Алла Александровна Воронина

В этом пособии представлены игры для обогащения опыта детей,что в последующем будет способствовать развитию сюжетно-ролевой игры для с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.posobie-broshyura.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга

Методическое пособие для воспитателей и родителей «Особенности организации и руководства сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи».

Выполнила:

Воронина

Алла Александровна

Санкт-Петербург

2012

У ребенка есть страсть к игре,

И ее надо удовлетворять.

Надо не только дать ему время

Поиграть, но надо пропитать

Этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь — это игра.

А. С. Макаренко

Дошкольный возраст важный период жизни ребенка. Ведущим видом деятельности старшего дошкольника является игра, в которой происходит развитие и формирование психических качеств и особенностей личности ребенка. Проблемой игры занимались педагоги и психологи прошлого и современности.

Сюжетно-ролевая игра детей способствует развитию личности ребенка в целом. Она является основной формой социализации ребенка дошкольника: в игре дети осваивают способы и нормы взаимоотношений, начинают понимать особенности поведения людей и видеть различия между людьми. В игре дети обмениваются знаниями и впечатлениями, учатся использовать их в самостоятельной деятельности. Игра способствует развитию психических процессов,  их произвольности. В игре происходит процесс самореализации ребенка. Сюжетно-ролевая игра способствует проявлению элементов субъектности, как личностного качества человека: в ней ребенок проявляет самостоятельность, творчество, учится принимать решения, делать выбор, ставить цели и реализовывать замысел. Игра помогает ребенку установить контакт со сверстниками, утвердится в коллективе. Успешность игровой деятельности детей во многом зависит от уровня развития речи ребенка, как главного средства коммуникации и одного из средств социализации.

Высокий уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста позволяет им проявлять самостоятельность при организации сюжетно-ролевой игры. Он свидетельствует о возможности детей использовать язык как средство для совместного планирования сюжетно-ролевой игры, полноценного выполнения взятой на себя роли. Дети сговариваются на игру, разворачивают ролевые диалоги, осуществляют ролевое взаимодействие, самостоятельно осуществляют сюжетосложение.

Роль воспитателя в процессе организации сюжетно-ролевой игры меняется от инициатора и главного ведущего игры до позиции стороннего наблюдателя. Позиция педагога напрямую зависит от того уровня развития  игры, на котором находятся его воспитанники.

Проанализировав  психолого-педагогическую литературу по проблеме развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, мы отметили, что в источниках много говорится о взаимовлиянии сюжетно-ролевой игры детей и развития речи. В то же время не педагогические, не психологические  источники не освещают проблему особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением речевого развития. Мы пришли к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития имеют своеобразие, свои особенные проблемы в сравнении с играми дошкольников с нормальным развитием речи. Мы выделили основные направления педагогической деятельности по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи:

  1. Обогащение развивающей среды группы, способствующей развитию сюжетно-ролевой игры.
  2. Игра-фантазия (на развитие сюжетосложения)
  3. Игры направленные на развитие речи
  4. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
  5. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
  6. Игры для развития грамматического строя речи
  7. Игры для развития связной речи

1. Обогащение развивающей среды группы, способствующей развитию сюжетно-ролевой игры:

В групповой комнате необходимо место для сюжетно-ролевых игр. Это должен быть кукольный уголок-квартира, в которой оборудована – столовая, спальня, кухня, ванная, детская. Все предметы, находящиеся в уголке, должны быть доступны для детей в любой момент, как только они решат начать игру. Так же необходимо в группе организовать уголок - аптеку, при этом должна быть возможность трансформации этого уголка в любой магазин (продуктовый, магазин одежды, магазин посуды и т. п.).

Многие атрибуты  для сюжетно-ролевых игр следует изготавливать воспитателю совместно с детьми, а так же дети могут участвовать в создании игровой обстановки и приносить уже приготовленные заранее (самостоятельно, в совместной с родителями деятельности) атрибуты.

Совместная деятельность по изготовлению атрибутов сопровождается обсуждением их назначения в игре, возможностей использования в других играх. Это способствует появлению новых замыслов игры, поворотов сюжета, а так же накоплению словаря, речевых форм, которые будут использованы в игре.

Ясно, что невозможно, чтобы все атрибуты для игр одновременно занимали активную зону группы. Таким образом, необходимо создать уголок «фантазии», где в коробках будут размещены атрибуты для игр, в которые дети не играют в данный момент. При этом коробки лучше не маркировать надписями типа «поликлиника», а просто различать по цвету. Таким образом, смывается строгая регламентация использования конкретных атрибутов в игре с определенной тематикой. То есть, ребенок, взяв из коробки (в которой находится посуда) пластиковый стаканчик может использовать его в магазине посуды, а может угощать из него гостей ароматным кофе; или же растворив в стаканчике капли от кашля напоить ими больного ребенка, или же взять стакан с собой в поход за кладом, чтобы потом в него наливать чай из термоса, а может, насыпав в него пуговицы, использовать его как кошелек с деньгами или как погремушку для малыша  и т.п.

Таким образом, предметная обстановка для сюжетной игры детей должна быть гибкой и организовываться воспитателем вмес те с детьми, а так же и самими детьми непосред ственно перед игрой. Так же для обозначения условного игрового пространства целесообразно иметь пару ширм, которыми можно отгоро дить кабинет врача, примерочную магазина одежды и т. п.

Исходя из особенностей речевого развития детей, в группе необходимо, чтобы организованная воспитателем среда наталкивала детей на игровой сюжет и способствовала его развитию.

2.Игра-фантазия (на развитие сюжетосложения):

Приёмы работы над игрой-фантазией

"Перевирание" сказки. 

а)с этими же героями

- Жила - была девочка, которую звали Желтая Шапочка...
- Не Желтая, а Красная!
- Ах, да, Красная. Так вот, позвал ее папа и ...
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: "Сходи к тете Розине и отнеси ей…
- К бабушке она велела сходить ей, а не к тете...

б)добавление нового(ых) персонажа(ей) или объекта(ов)

Детям дают слова, подсказывающие сюжет Красной Шапочки :"девочка", "лес", "цветы","волк", "бабушка", плюс шестое слово, постороннее, "вертолет" и они должны придумать

историю.

- Как изменится сюжет сказки?

- Как спасутся герои?

Переставленная на другие рельсы знакомая сказка заставляет ребенка пережить еезаново. Кроме того, участник ее должен интуитивно произвести самый настоящий анализ сказки.

Сказка "наизнанку".

Это один из вариантов игры в "перевирание" сказок состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы. Так, например, Красная Шапочка злая, а волк добрый... Все согласно первоначальному варианту, но как в зеркале: то, что было справа, оказалось слева.

Метод "выворачивания сказки наизнанку" годится не только для пародирования, с его помощью можно нащупать исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом другом направлении.

 »А что было потом?»

Сказка закончилась, тем не менее для того, что было потом, всегда найдется фантазия. Суть этой игры в интуитивном анализе сказки.

-Итак, стал Емеля царем... А что было потом?

-Итак, съела лиса Колобка… А что было потом?

«Салат из сказок».

Собрав героев различных сказок – придумать новую версию.

-Буратино очутился в домике Семи Гномов, он будет восьмым питомцем Белоснежки…

- Кот, Петух и Жихарка помогают Алёнушке спасти братца Иванушку.

Подвергнувшись такой обработке, даже самые стертые образы оживут, дадут новые ростки, и из них нежданно - негаданно произрастут новые цветы и плоды. Есть свое очарование и у гибридов.

Сказка в «заданном ключе»

Взрослый сам придумывает тему и предлагает ее детям для обсуждения:

Винни-Пух, Пятачок, Ослик Иа,  сова и Кролик  попадают на неизвестную планету,

-В Африку…

«Игрушки – герои новых приключений».

Игрушки – животные из леса отправляются в большой город. Но им

непонятна жизнь, где много машин и странных звуков. Это их пугает. И

тогда на помощь приходит кошка Мурка…

«Ребенок –главное действующее лицо».

Важно. Чтобы дети чаще бывали в приятной для них ситуации, которая

позволяет им совершить героические поступки. Подобный прием поможет избавиться  от психологических проблем. Например, ребенок боится темноты. Придумайте сказку, где малыш спасает  кого-то именно ночью. Слушая сказку о себе, ребенок с удовольствием предложит дальнейший ход событий.

Рассказывание сказки от лица разных персонажей или объектов».

 Если бы сказку «Колобок» рассказывали Баба-Яга и Василиса Прекрасная (Иван-царевич и  Емеля), это были бы одинаковые сказки? Давайте превращаться…

Василиса Прекрасная:

Шла я как-то по лесу. Солнце высоко, дом далеко. Устала, притомилась. Вдруг, слышу…

Баба-Яга:

Лечу как-то в своей ступе над лесом. Голодная, злая… Вдруг, вижу – лиса, а на носу у нее Колобок. Такой ароматный, румяненький…

Можно рассказывать сказки от лица тропинки, по которой катится Колобок, от лица камня, который лежит у дороги. Этот прием расшатывает детский эгоцентризм (замыкание на себе), способствует формированию умения стать на другую позицию, видеть окружающий мир с разных точек зрения.

И др.

3.Игры направленные на развитие речи:

Игра "Цепочка слов"

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка".

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд... и т. д.

Игра "Подбор объектов к действию"

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" — человек, доска, собака, корабль; "греет?" — солнце, печь, грелка; "летает?" — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев и т.д.

Игра "Дополни предложение"

Содержание  игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово "солнце":

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

4.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

Игра «Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

         - Кто сидел на моем стуле?

         - Кто ел из моей чашки?

         - Кто спал в моей постели?

         - Кто же был в нашем доме? И т.п.

Игра «Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

5. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

Игра «Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:

1.Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.

2.Коробочки для складывания картинок.

Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

         Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.

         К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.

         Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.

Игра «Вершки-корешки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

Игра «Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие -  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

 Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

Игра «Новоселье»

Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.

Лото «В мире растений»

Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

6.Игры для развития грамматического строя речи:

Игра «Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Игрушечный мишка.

Организация. Воспитатель:

         - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

Игра «Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

Игра «Дополни предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую    активность, быстроту мышления.

  Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

  Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

Игра «Придумай предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

  Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

7. Игры для развития связной речи:

Игра «Кто больше заметит небылиц?»

Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы.  Дети, у  которых больше фишек называют те небылицы, которые  не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

Игра «Где начало рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Игра «Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Наборы серийных картинок для выкладывания.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

   Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Игра «Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Играйте с ребёнком, развивайте его речь,

чтобы он не замыкался в себе.

Удачи Вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.

Методическое пособие Рассказываем детям о войне....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...


 

Комментарии

Копылова Инна Владимировна

Очень много интересных игр по развитию речи. Отличная работа! Удачи Вам!