обучение пересказу
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Иванова Татьяна Геннадьевна

пересказ художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_po_serii_syuzhetnyh_kartinok.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Петя и волки».

Цель: Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ход занятия.

  1. Организационная часть. Постановка цели занятия.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. «Волк и лиса».

Серый волк бежит по лесу,

                                         А за ним бежит лиса.

                                         Поднялись у них гурьбою

Два пушистеньких хвоста.

Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

  1. Двукратное чтение текста. По ходу первого чтения детям демонстрируются иллюстрации из рассказа. При повторном чтении применяется прием дополнения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений нужными словами или словосочетаниями.
  2. Лексический разбор текста.

План-вопрос.

  1. Откуда шел Петя?
  2. Где нужно было идти Пете, чтобы попасть в деревню?
  3. По какой дороге шел Петя?
  4. Кого вдруг увидел Петя на опушке леса?
  5. Куда забрался мальчик?
  6. Могли ли волки достать Петю?
  7. Где сидели волки?
  8. Как долго просидел Петя на сосне?
  9. Кто помог вечером мальчику?
  1. Дети поочередно составляют пересказ рассказа, сначала по 1-2 фрагментам, а затем всего текста – с опорой и без опоры на наглядность.

Пересказ рассказа

  1. Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну. Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.

Игра «Волк во рву»

Поперек площадки двумя шнурами обозначается ров. Во рву - «волк». Дети стоят у края площадки - это козы. Взрослый говорит: «Козы, в поле!». Дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время новая команда: «Козы, домой!». Дети вновь перепрыгивают ров, игра повторяется.

Пересказ рассказа В. Сутеева «Приключения плюшевого медвежонка».

Цель: Формировать у детей навык связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

Материал: 8 сюжетных картинок.

Пересказ рассказа.

Пришли ребята в лес и взяли с собой плюшевого Мишку. Ходили – ходили по лесу ребята и не заметили, как потеряли Мишку. Лежит в лесу Мишка. Подошла к нему медведица.

- Это не мой, конечно, - сказала медведица, - но жалко маленький…

Взяла осторожно Мишку и понесла к себе домой, в берлогу. Очень обрадовались Мишке медвежата.

Пересказ рассказа В.Сутеева «Рыболовы».

Цель: Формировать у детей навык связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

Материал: 6 сюжетных картинок

Пересказ рассказа.

Отправился как-то Ваня на рыбалку. И своего песика Джоя с собой позвал. Ваня удочку в воду закинул, а Джой свой хвост опустил. Сидят, ждут, волнуются. Ой! Поплавок под воду ушел, леска натянулась! Клюет!

Большая рыба попалась! Скачет у Вани на крючке, а Джой тоже скачет, скулит от радости. Ваня рыбину с крючка снял, а Джой все не умолкает! Его, оказывается, рак схватил за хвост! Кто кого поймал - непонятно. Вцепился рак, не хочет свою добычу отпускать! Еле справился с ним Ваня. Зато рыбалка получилась знатная, улов богатый. А хвост у песика быстро прошел. В следующий раз ему тоже удочка понадобится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

"Приемы обучения пересказу и приема активизации детей старшего дошкольного возраста при пересказе сказок"

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...

«Особенности овладения навыками связной речи (пересказом) у детей с ТНР. Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР».

Дошкольники с ТНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ТНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний ...