Приобщение детей дошкольного возраста к малым формам фольклора.
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Консультация для родителей и воспитателей о развитии интереса у детей к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, о воспитании художественного вкуса, развитии речи, о формировании нравственных привычек и патриотических чувств к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к малым формам фольклора.

Консультация для родителей.

Мы живем в очень сложное неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции,  которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Задачи патриотического воспитания:

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

знакомство с семьей, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями: с городом, селом, его историей, гербом, традициями, достопримечательностями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени;

проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Начиная свою работу с младшей группы, я поставила перед собой несколько задач:

  1. Познакомить детей с малыми фольклорными формами (песенками, потешками, прибаутками, колыбельными песенками, сказками, загадками).
  2. Воспитание любви к устному народному творчеству.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.

Пение колыбельных песен ребенку имеет большое значение в его развитии: обогащает словарный запас, за счет того, что содержит широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям и привлекают своим внешним видом. Например: игрушка кот – это не просто игрушка, а еще и «котенька», «коток», «котик», «котя».

В колыбельных песнях всегда используется лишь то, что ребенок может реально воспринимать, слышать, осязать. Это - он сам, мама, папа, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко…

Наряду с колыбельными песенками, потешками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли сказки. Есть предельно простые по содержанию и форме («Курочка Ряба», «Репка»), и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»). От простеньких игровых потешек можно легко перейти к сложным поэтическим образам в сказках, требующих от маленьких слушателей напряжения всех душевных сил. В младшем дошкольном возрасте дети называют медведя из сказки «Теремок» добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки «Зимовье»; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки «Привередница»; ярче отмечают доброту, отзывчивость Маши из сказки «Гуси-лебеди».

Рассказывая детям сказки, удается взволновать их, пробудить лучшие чувства, уберечь от черствости, эгоизма, равнодушия, вселить в них уверенность в неизбежности победы добра над злом. Сказки рассказывают, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было. Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, характерах и поведении персонажей.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – все это значительно развивает эмоциональную и нравственную восприимчивость детей.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свое, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город или деревня – несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Пробуждая у детей интерес к истории возникновения Малой Родины – Усть Ижоры, меня и детей интересовали не только потешки, колыбельные песни, прибаутки, сказки и загадки, но и пословицы, поговорки, в которых можно узнать, какие качества ценились в народе. В пословицах всегда выражается преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорится о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить мать, отца.

«При солнышке тепло, при матери добро».

«Семеро одного не ждут».

«Кончил дело, гуляй смело».

«У березки слезки текут, когда с нее кору дерут».

В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком. Поколение сменяет поколение, а удачное выражение живет в языке как безымянное.

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что приобщая дошкольников к малым формам фольклора, у детей развивается интерес к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывается художественный вкус, развивается речь, формируются нравственные привычки и патриотические чувства любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Презентация по развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Презентация проекта «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»

Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...