Главные вкладки

    конспект совместной образовательной деятельности на тему "Развитие речи по серии картинок "Щенок" (средняя группа)
    план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) по теме

    Павлова Ольга Николаевна

    Конспект совместной образовательной  деятельности по серии сюжетных картинок "Щенок"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon attestaciya.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

    С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, СЮЖЕТНЫХ  

    И СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

    Введение.

            В мире звуков – природных и рукотворных – есть особые звуки – звучание человеческой речи. Ребенок практически осваивает значение слова «слово». Он понимает его смысл, когда вы предлагаете ему вспомнить кислые, колючие, весёлые слова, измерить длину слов: слон, земляника, волк, муравей; подобрать слова с противоположным значением: высоко-низко, далеко-близко; догадаться, какое слово заблудилось в путанице. С помощью взрослых ребенок начинает понимать, что слово состоит из звуков, оно имеет смысл (значение) – обозначает предметы, их качества и действия. Он узнает, что каждый предмет имеет своё имя.

            Лингвистическое отношение к слову проявляется в спонтанных играх со звуками, рифмами, смыслами, в вопросах о значении слов, в толковании их звучания и смысла.

            Сознательное отношение к речи влияет на совершенствование словаря, развитие звуковой культуры речи (слухового восприятия, звукопроизношения, дикции, интонационной выразительности), формирование грамматической правильности речи, развитие связной речи.

            Словарный «запас» обогащается в связи с расширением ориентировки в окружающем. Ребенок знакомится с новыми предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни и узнает их названия. Словарь пополняется наименованиями разных частей речи (существительными, глаголами, прилагательными), обобщающими словами (игрушки, животные, овощи), антонимами (словами с противоположным значением).

            В старшем дошкольном возрасте формируется такое качество, как произвольность речи, без которой ребенок никогда не станет хозяином своего языка, интересным собеседником.

            Знания о закономерностях родного языка дети «извлекают» из контекста речи в играх со словами, звуками, рифмами. Это интуитивное знание. Дети не могут сформулировать это так, как делают взрослые. Но их компетентность выражается в адекватной реакции на речевую ситуацию.

            Умение произвольно оперировать словом, подбирать в конкретной речевой ситуации нужные слова (синонимы, антонимы, определения, глаголы, однокоренные и одноструктурные слова) пригодится ребенку в школе, когда он приобщится к научной грамматике и будет осваивать орфографию.

            Я выбрала для своей аттестации развитие речи у дошкольников, так как это один из важных разделов в «программе воспитания и обучения в детском саду».

    Я считаю, что в настоящее время не многие люди могут грамотно выразить свои мысли, стесняются общественных выступлений, знакомств, т.к. в современном мире с популярным использованием компьютеров нет необходимости писать письма, общаться вживую. Поэтому наша речь стала неграмотной, высказывания «сжатыми» или «деформированными».

    Моя работа направлена на развитие речи у дошкольников именно потому, что с такого возраста и необходимо заботится о речи детей, её развитии.

    Для развитии речи у старших дошкольников я выбрала предметные картинки, сюжетные картинки и серии сюжетных картинок, т.к. считаю, что они помогут достичь определенных результатов. Так как моя группа является смешанной (1/2 группы – дети 5 лет и ½ группы – дети 6 лет), то и задачи я брала в соответствии с возрастом.

    ЗАДАЧИ:

    Дети 5 лет:

    1. Овладение связной монологической речью.
    2. Активизирования словаря.
    3. Расширение словарного запаса.
    4. Продолжать развивать речь как средство общения.
    5. Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова.
    6. Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков родного языка.

    Дети 6 лет:

    1. Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
    2. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
    3. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи
    4. Учить рассказывать о содержании сюжетной картинки, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

    Работая с детьми, я пользовалась разными методами и приемами:

    1. Составление коллективного рассказа различными способами.
    2. Включение в занятия элемента соревнования.
    3. Использование музыкальных произведений.
    4. Применение загадок, скороговорок, потешек.
    5. Использование словесно-речевых игр.
    6. Применение метода наблюдения.
    7. Использование моделирования.

            

    Для решения задач по развитию речи мною проводилась диагностика детей, с последующим его анализом, беседы с родителями, анкетирование родителей, беседы с детьми, а так же занятия по развитию речи. На примере одного из них рассмотрим, как реализуются мною поставленные задачи.

    ЗАНЯТИЕ ПО СЕРИИ КАРТИНОК «ЩЕНОК»

    Цели и задачи:

    Связная речь.

    - учить детей составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок и придумывать оригинальную концовку коллективного рассказа;

    - воспитывать способность договариваться между собой о том, кто будет начинать рассказ, кто продолжать и кто завершать.

    Словарь.

    - активизировать употребление в речи детей глаголов настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа.

    Звуковая культура речи.

    - закреплять правильное произношение детьми звуков л и р, дифференцирование их на слух, отчетливое, внятное произнесение слов.

    Ход занятия.

    Воспитателем читается стихотворение М.Стремина «Подарок».

    Раскрывается корзинка.

    В ней подарок, да какой!

    Не игрушка, не картинка-

    Песик маленький, живой.

    Уши мягкие, как тряпки,

    Нос – как пуговка звонка,

    Неуверенные лапки

    Разъезжаются слегка.

    Шелковистой теплой спинкой

    Жмется ласково к ногам…

    Не игрушку, не картинку-

    Друга подарили нам.

                    

    Воспитателем в произвольном порядке располагаются на ковролине картинки из одной сюжетной серии. Детям предлагается рассмотреть их и расставить по порядку.

    Воспитатель. Расскажите, кого вы видите на первой картинке. Что они делают?

    Во время беседы воспитателем проводится словарная работа с детьми, включаются в их словарь следующие словосочетания: «член семьи», «неприятно удивлена», «тихонько поскуливает», «смотрит с интересом».

    Воспитатель учит детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и воображать предыдущие и последующие события.

    Ксюша: Папа и мама пришли из зоомагазина и принесли домой щенка. Их встречает мама. Она радуется появлению нового члена семьи. А старая рыжая кошка неприятно удивлена этим событием.

    Воспитатель. Хорошо. Что же нарисовал художник на второй картинке?

    Эля: Мальчик принес щенка в свою комнату, где для него уже были приготовлены корзинка и матрасик. Мальчик гладит щенка и ласково разговаривает с ним. Он решил назвать своего нового друга Малышом. Папа и мама смотрят, как мальчик гладит Малыша. А рыжая кошка сидит на кровати и злится. Ей совсем не нравится, что у мальчика появился новый друг.

    Воспитатель. Молодец. Рассмотрите третью картинку и расскажите, что вы видите на ней.

    Вова:Наступила ночь. Мальчик крепко спит в своей кроватке, а грустный щенок сидит рядом с корзинкой и тихонько поскуливает. Это его первая ночь без мамы. Ему страшно и одиноко. Кошка с интересом смотрит на щенка из-за шторы.

    Воспитатель. Вы все правильно описали. Молодцы! Расскажите о том, что произошло дальше. Опишите последнюю картинку.

    Аркадий: Кошка не выдержала. Ей стала жалко Малыша. Она подошла к нему и легла на ковер. Малыш обрадовался и улегся рядом с ней. Кошка лижет щенка, а он закрыл глаза и успокоился.

    Воспитатель. Вот как чудесно закончилась эта история.

    Воспитатель дает детям минутку для подготовки рассказа по всем картинкам. Затем по желанию вызывается ребенок для рассказывания. (Вызвалась Соня).

    Когда один ребенок затруднялся, то  продолжал другой.

    Воспитатель. Все молодцы, хорошо рассказывали! А теперь сделаем перерыв.

    Подвижная игра «Тузик».

    Развитие общей моторики, координация речи с движением.

    Дети встают на ковре в круг и делают движения по образцу воспитателя.

    Вот он крутится волчком,

    Тузик, Тузик, хвост крючком.

    Вот лети во весь опор

    То на речку, то на двор.

    То дежурит у ворот-

    Словом, дел невпроворот.

    Воспитатель предлагает каждому из детей самостоятельно придумать продолжение истории и изобразить её на листе бумаги цветными карандашами.

    По окончании работы дети рассказывают свою историю воспитателю, а он записывает её.

    Самая интересная из работ зачитывается всем (понравилась Ксюшина).

    Воспитатель. Дети, а теперь послушайте скороговорку: Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила. Произнесите её отчетливо. Затем произнесите скороговорку сначала в умеренном, а потом в убыстренном темпе.

    Вывод. В результате проводимой мною работы дети стали активнее отвечать на занятиях, им интересно рассказывать по картинкам, придумывать предшествующие и последующие события историй, в результате чего словарный запас детей расширяется, речь активизируется, развивается мышление, воображение. А также решаются задачи развития речи у дошкольников.

    Однако, некоторые дети, более младшего возраста в группе, такие как Алина, Катя, Настя требуют дополнительной работы с ними, индивидуальной. Для таких детей некоторые из задач остались не до конца решенными и работу с ними необходимо продолжать и выполнять следующие задачи:

    1. Продолжать развивать речь как средство общения.
    2. Учить аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
    3. Продолжать учить составлять рассказы по сюжетной картине, по набору картинок.
    4. Учить подбирать к существительному несколько прилагательных.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе.

    Составление описательного и творческого рассказа об игрушке (собаке) ("Пропала собака")....

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе « Времена года» с использованием мнемотехники.

    Образовательная область: познание.Цель: закреплять представления детей об основных признаках всех времен года.Программные задачи: продолжать учить детей составлять мнемотаблицы. Уточнить представления...

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы и их родителями Викторина “В гостях у сказки”

    Досуг для детей старшегоовзраста и их родителей, главной целью которого является развитие интереса к сказкам и приобщение родителей к семейному чтению...

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Любопытный Язычок».

    Совместная образовательная деятельность по воспитанию звуковой культуры речи младших дошкольников...

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи «Кто к нам в гости пришёл?» (младшая группа).

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи «Кто к нам в гости пришёл?» (младшая группа).Воспитатель:белоплотская Т.А.Программное содержание: Развивать интонаци...