Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей 5-6 лет «История театра»
план-конспект урока по развитию речи по теме

Калдузова Галина Вячеславовна

 

Программные задачи:

Познакомить детей  с прошлым театра, закрепить знания о разных видах театра, развивать творческое воображение; дать представление, о людях, работающих в театрах, развивать артикуляционный аппарат, упражнять детей в актерском мастерстве. Познакомить детей с правилами поведения в театре. Развивать эстетический вкус.  Воспитывать интерес к театральному искусству. Словарная работа: амфитеатр, гример, гримерная.

Предварительная работа: посещение представления кукольного театра, заучивание скороговорок,  рассматривание иллюстраций с изображением различных видов  театра, афиш, игры-драматизации, заучивание стихотворений «Заяц гордо шел по лесу», «Жадный пес», игры понтамимо,

Материал:  макет машины времени, магнитофон, диск с записью сигналов машины времени, буквы на магнитах, иллюстрации с изображением зданий театров, сцен, слайды с изображением амфитеатра, телевизор с DVD, картинка с изображением театральной повозки, зеркало на каждого ребенка, карточки с эмоциями, театральный грим, цветная бумага, клей, кисти , ножницы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_istoriya_teatra.docx23.88 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx19.33 КБ
Файл foto_2.docx137.23 КБ
Файл foto.docx125.67 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность  по познавательно-речевому развитию для детей 5-6 лет

«История театра»

Калдузова Галина Вячеславовна, педагог высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР –детский сад №2  г. Усть-Лабинск

Программные задачи:

Познакомить детей  с прошлым театра, закрепить знания о разных видах театра, развивать творческое воображение; дать представление, о людях, работающих в театрах, развивать артикуляционный аппарат, упражнять детей в актерском мастерстве. Познакомить детей с правилами поведения в театре. Развивать эстетический вкус.  Воспитывать интерес к театральному искусству. Словарная работа: амфитеатр, гример, гримерная.

Предварительная работа: посещение представления кукольного театра, заучивание скороговорок,  рассматривание иллюстраций с изображением различных видов  театра, афиш, игры-драматизации, заучивание стихотворений «Заяц гордо шел по лесу», «Жадный пес», игры понтамимо,

Материал:  макет машины времени, магнитофон, диск с записью сигналов машины времени, буквы на магнитах, иллюстрации с изображением зданий театров, сцен, слайды с изображением амфитеатра, телевизор с DVD, картинка с изображением театральной повозки, зеркало на каждого ребенка, карточки с эмоциями, театральный грим, цветная бумага, клей, кисти , ножницы.

Ход занятия

Звучит сигнал машины времени  (на экране появляется изображение здания и сцены театра).

Воспитатель:ребята, посмотрите, машина времени приглашает нас в путешествие.  Что вы видите на экране?

-Как вы думаете, что может находиться в этом здании?

Дети: - Кинотеатр, Дом культуры, Театр.

Воспитатель: - Правильно это театр. А для чего нам нужен театр?

 Дети:- Чтобы смотреть различные представления.

Воспитатель: - А хотите  узнать, какими театры были раньше?

Дети: - Да.

На машине времени  выставляем диск с изображением кукол, с помощью  букв на магнитной доске выкладываем  «Театр» (звуковой анализ).

Звучит  сигнал, (появляется конверт с диском, включаем запись, на экране появляется изображение амфитеатра).

Воспитатель: - Дети мы с вами попали в Древний Рим. Первые представления  проходили в амфитеатре. Места для зрителей спускались сверху вниз, а действие происходило внизу на круглой площадке-арене (рассматриваем). Чтобы попасть на представление, нужно было получить специальный билет. Участниками представлений были гладиаторы.

Воспитатель: - Как  вы думаете кто такие гладиаторы?

Дети: - Силачи.

Воспитатель: - Какими качествами они обладали?

Дети: - Они были сильными, смелыми, храбрыми.

 Воспитатель: - Какое у них оружие?

Затем гладиаторов заменили актеры. У них была повозка. Посмотрите , какая она яркая? (рассматриваем иллюстрации с изображением повозки).

- Как вы думаете почему?

Дети: - Чтобы привлечь внимание.

Воспитатель: - В повозке актеры  жили, гримировались, проводили репетиции.

 Воспитатель: - Кто был действующими лицами в странствующем театре?

 Дети: - Люди.

Воспитатель: - Затем  появился кукольный театр.

-Как вы думаете, почему театр назвали кукольным?

Дети: - Участниками были куклы, которыми управлял человек.

Воспитатель: - Правильно.

-Ребята, а кто в театре работает сейчас.

Дети: - Артисты, актеры.

Воспитатель: - А  как вы думаете, какими качествами должен обладать  актер?

Дети:

Воспитатель: - Вы знаете, что у актеров должна быть  правильная речь, дикция, темп. И чтобы этому научиться нужно, упражняться.

- Какие скороговорки вы знаете?

Дети: - Четыре черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж.

- Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он был смешен.

Воспитатель: - Давайте  произнесем скороговорки. Тихо, громче, громко,  а  потом медленно, быстрее, быстро.

Включается машина времени.

Появляется  зеркало.

Воспитатель: - А теперь поработаем над мимикой  (у каждого ребенка зеркало).- Воспитатель  показывает карточки  с эмоциями  (грусть, радость).

Воспитатель: -  Какое выражение лица?

Дети: - Грустное.

Воспитатель: - Изобразите грусть  и посмотрите в зеркало.

- А почему ты грустный?

Дети: - потому что плохая  погода  и я не пойду гулять; потому что я упал, потому что заболела и т. д.

Воспитатель: - А когда человек грустный это хорошо или плохо?

- Какое выражение лица  здесь изображено?  (показываю)    радость

Воспитатель: - Чему ты радуешься?

Дети: -  Мы радуемся, потому что  хорошая погода, потому что я увидел своего друга, потому что светит солнце и т. д.

Воспитатель: - А когда человек радостный это хорошо или плохо?

Дети:    

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на экран, что это?

Дети: - Это  гримернная.

Воспитатель: - Что в ней делают актеры?

Дети: - Меняют облик, красятся. А работают там гримеры.

Воспитатель: - Сейчас мы с вами создадим театральный образ зайца и пса!  Для этого нам что нужно?

Дети: - Специальный грим, зеркало, гример.

Воспитатель: - Давайте мы с вами отправимся в  гримерную.

 Дети создают образы:  (наносят грим, изготавливают шапочки)

Воспитатель: - А теперь я предлагаю обыграть героев стихотворений. Вы настоящие актеры и должны эмоционально изобразить свой персонаж.  Давайте  решим, кто будет читать стихи (дети выбирают двух чтецов).

-Представление начинается.

Заяц гордо шел по лесу.      

Вел зайчиху, как принцессу.

До макушек длинных ушек,

Заяц был в нее влюблен.

Но собраться и признаться

 Все не мог решиться он,

Правда,  заяц понимал

Что молчать в пути  неловко

Просто он слова искал,

А когда  нашел,  сказал:

-Вы такая, вы такая, вы такая

Как морковка!

Жадный пес.

Жадный пес дров принес.

Воды наносил

Тесто замесил, пирогов  напек

Спрятал в уголок.

И съел сам гам-гам-гам!

 - Воспитатель: - А сейчас я предлагаю всем вместе отправиться в интерактивный музей театров (слайд презентация ) . И вы расскажите  нам об этих театрах.                                                                      

Дети рассказывают о кукольном театре, о балете, о музыкальном театре.

Ребята, - звучат сигналы машины времени и на экране появляется звездное небо.

-Ребята, что вы видите

-Звезды, небо, созвездия

-Машина времени приглашает нас в космическое путешествие, но прежде мы должны на табло выложить слово КОСМОС. ( проводится звуковой анализ) выставляем диск- слово древность на ленте. Итак можно отправляться.

На экране DVD появляются различные созвездия.

Ведущая- Далеко в прошлое уходит мечта человека полететь к звездам. Древние люди придумывали названия звездам и созвездиям……………. Поселив на небе рыб, льва, дракона, Большую и Малую медведицу, Ориона. Звезды помогали людям находить путь в океане, находить дорогу к дому.

-Ребята, а как вы думаете звезды  большие или маленькие.

-ответы детей.

Правильно, звезды кажутся нам маленькими точками только потому, что  они находятся очень далеко от нас, а на самом деле они большие.  Посмотрите у вас лежат звезды, давайте с их помощью составили созвездие Большой медведицы и малой медведицы.

Дети выкладывают.

-Чем они отличаются  друг от друга?

Ответы детей

Назовите

Дети- Солнце.

Ведущая- Вокруг солнца вращаются 9 планет- они называются солнечной системой.

(Рассматриваем плакат)

Ведущая- Как называется планета на которой мы живем?

Дети -Земля

Ведущая- Что такое  солнечная система

Дети-

Ведущая- Какие планеты вы знаете?

 Дети- Марс, Венера.

Ведущая- Перечисляю и показываю

Планету называют красно (рассказ)

- Какая планета находится ближе всех к солнцу?

- Как называется спутник Земли

Она светит только отраженным от солнца светом. Поэтому, когда  часть луны прячется в тени Земли, то солнце освещает только часть луны, а не всю ее  полностью. (опыт с настольной лампой)

- Давайте вспомним  считалку.

На луне жил звездочет

Он планетам вел подсчет

Меркурий раз, Венера два

Три Земля, четыре Марс,

Пять  Юпитер, шесть Сатурн,

Семь Уран, восьмой Нептун,

Девять дальше всех Плутон

Кто не видит выйди вон????

Ребята, а как  называются люди, которые летают в космос

-Космонавты,

На экране появляется портрет Ю.А.Гагарина.

А какими должны быть космонавты?

-Сильными смелыми.

-Ведущая Хотите отправится к звездам

-Да

- Давайте построим звездолет будущего. (выкладываем из счетных палочек) и отправляемся на поиски новой еще неизвестной планеты. (обратный отсчет 10, пуск)

Как называется твоя планета?

-Что есть на твоей планете?

- Какие люди живут на твоей планете?

- Послушайте сообщение (запись на магнитофоне)

Ваши звездолеты пролетают над планетой, она раскрашена в разные цвета : голубой, синий, коричневый, зеленый, желтый, но больше всего на ней синего и голубого цвета. Такая



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к занятию по познавательно-речевому развитию «История театра».

         

    Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста  по познавательно-речевому направлению, в соответствии с реализуемой в детском  саду основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  В основу которой взята комплексная программа воспитания и обучения детей под редакцией М.А. Васильевой.

Данное занятие из раздела «Ребенок и окружающий мир», на реализацию которого в год отводится 18 занятий. На данном занятии решаются следующие программные задачи:

- Познакомить детей  с прошлым театра, закрепить знания о разных видах театра, развивать творческое воображение; дать представление, о людях, работающих в театрах, развивать артикуляционный аппарат, упражнять детей в актерском мастерстве. Познакомить детей с правилами поведения в театре. Развивать эстетический вкус.  Воспитывать интерес к театральному искусству. Словарная работа: амфитеатр, гример, гримерная.

Педагогом была проведена предварительная работа: посещение представления кукольного театра, заучивание скороговоговорок,  рассматривание иллюстраций с изображением различных видов  театра, афиш, игры-драматизации, заучивание стихотворений «Заяц гордо шел по лесу», «Жадный пес», игры пантомимо,

Педагогом подготовлен необходимый  материал к занятию:  макет машины времени, магнитофон, диск с записью сигналов машины времени, буквы на магнитах, иллюстрации с изображением зданий театров, сцен, слайды с изображением амфитеатра, картинка с изображением театральной повозки, зеркало на каждого ребенка, карточки с эмоциями, театральный грим, цветная бумага, клей, кисти, ножницы.

  На занятии решаются задачи познавательного и речевого направления с акцентом на театрализованную деятельность детей, так это одна из разновидностей игровой деятельности, которая является в дошкольном возрасте ведущей.

   Важность театрализованной деятельности в развитие речи дошкольников

Развитие связной речи является центральной задачей речевого

воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. (Л. С. Выготский)  

 На занятии педагогом  учитывались следующие условия:

-единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

-насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым содержанием;

-наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

Соблюдения которых способствовали формированию выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствованию звуковой стороны и социально- эмоционального развития ребенка.

Используемая педагогом игровая технология «Машина времени» позволяет гибко проектировать взрослые и детские интересы, мотивирует перемещения во времени и пространстве.

Предложенная модель построения учебного процесса дает возможность уходить от традиционной классно — урочной, которая в рамках детского сада не эффективна и не соответствует закономерностям психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста.

Предложенная технология позволяет использовать все игровое пространство группы, строить занятие на использовании развивающих игр и заданий. Тем самым познавательная активность и самостоятельность детей значительно возрастает.

Тематика занятия «История театра» позволяет решить в рамках предложенного содержания решить спектр обучающих и развивающих задач. На занятии использовались технологии: ТРИЗ, музейная педагогика, моделирование.  Задания способствуют формированию мыслительных операций: синтез, анализ, классификация,  овладение языком познания.  

   Педагогом использовалась следующая литература:

1. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991г.

3. Ушакова О.С. Развития речи дошкольников. - М., 2001г.

4. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ "Сфера", 2001, 2002.

5. Дыбина О. П. «Путешествие в прошлое».

  Занятие проходит на высоком эмоциональном подъеме. Педагог использует методы, мотивирующие процесс познания: метод вопросов, метод повторения, сравнение, моделирования и конструирования.

А также методы обучения и развития творчества: прогнозирование ( умение рассматривать предметы и явления в движении-прошлое, настоящее, будущее), экспериментирование, проблемные ситуации и задачи, юмор и шутка.

  Содержание занятия доступно детям, дошкольники получают стимул к самостоятельной познавательной деятельности. Высок воспитывающий эффект данного занятия.

   

Зам. руководителя по инновационной работе        

МАДОУ ЦРР –д/с №2                                                      ________Т.А. Нещеретова



Предварительный просмотр:

Игры на эмоции

Делаем маски



Предварительный просмотр:

Игры -инсценировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого развития на тему "Здравствуй, хлебушек душистый"

Цель: Закрепить знания детей о долгом «пути» хлеба от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, которые выращивают хлеб. Задачи:- Закрепить представления детей о том, что хлеб являетс...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого развития на тему "Мы к друзьям спешим на помощь"

ЦЕЛЬ:  Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер у детей старшего дошкольного возраста.  ЗАДАЧИ:  развитие логического и наглядно-действенного мышления;развитие общей о...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности  "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы с использованием технологий: ...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие по островам » с учетом ФГОС

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность (познавательно - речевое  развитие дошкольников)для детей средней группы «Путешествие по островам » с учетом ФГОС...

Сценарий непосредственно- образовательной деятельности познавательно- речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Летняя прогулка

Задачи: закрепить знания детей о лете и летних месяцах, обобщить знания о растениях леса и луга, о насекомых.Закрепить произношение звука «р» в скороговорках, учить образовывать слова при ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Пригласительный билет в театр» в рамках проекта «Театр в нашей жизни»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с различными эмоциями: изображать радость, грусть и др. Продолжать учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, р...

Непосредственно образовательная деятельность (познавательно – речевое) для детей старшего дошкольного возраста (6 -7 лет) Игра «Умники и умницы»

   По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные обла...