ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Алексеева Елена Евгеньевна

Конспект занятия на развитие лексико-грамматических представлений с использованием приемов коррекционно-оздоровительной работы в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pered_tem_kak_ya_skazhu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Учитель-логопед

АЛЕКСЕЕВА Е.Е.

ЗАДАЧИ.

Воспитательные:

- воспитание интереса к общению на заданную тему.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие мимической мускулатуры;

- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания, воображения);

- развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

Обучающие:

- уточнение и расширение лексического запаса на тему «Перелетные птицы»;

- овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, а именно:

  1. Продолжать учить подбирать прилагательные и образовывать притяжательные прилагательные;
  2. Закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  3. Закрепить умение согласовывать числительные с существительными;
  4. Закрепить умение обобщать однокоренные слова.

- установление лексико-грамматических отношений между членами предложения:

  1. Закрепить умение составлять предложения из предложенных слов и предложений с предлогом «на».

Конспект занятия.

- Ребята, а вы знаете, что, значит, быть приятным собеседником? (называют)

- Это значит правильно говорить, красиво, эмоционально рассказывать о каких-то событиях и впечатлениях. Использовать в речи разнообразные, интересные, красивые по звучанию слова.

- Вы согласны поучиться этому?

- Тогда я занятие предлагаю начать с психогимнастики:

= изобразите озябших, голодных птиц;

= как они расстроились, когда пропали все насекомые;

= как радуются птицы, когда я дала им червяка;

= как нам, ребятам стало грустно, что птицы улетели в теплые края

- Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем занятии? (о птицах)

- Скажите мне птица, она какая? (называют)

(игра «КАКАЯ ПТИЦА» - подбор прилагательных)

- Я буду называть начало слова, а вы его конец:

= кра…, быст…, сме…, летающ…, пою…, крича…, лег…, малень…, заботли…, пест…, голод…, сыт….

(садятся на стульчики)

- Сегодня мы будем говорить о птицах, а о каких, вы сейчас узнаете (выставляются картинки с птицами, стихи, названия птиц)

- Какие это птицы? (перелетные)

- А почему их так назвали? (они питаются насекомыми, осенью они пропадают, нечего есть, улетают в теплые страны)

- Каких еще вы знаете перелетных птиц? (лебеди, утки, гуси)

- Будем говорить о перелетных птицах, и вы услышите много интересных и красивых слов.
-
«Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом):

= соловей – соловушка

= журавль – журавушка

= лебедь – лебедушка

= черное перо – черненькое перышко

= серая спина – серенькая спинка

= пестрые крылья – пестренькие крылышки

= белая шея – беленькая шейка

= милые глаза – миленькие глазки

= острые когти – остренькие коготочки

= длинный хвост – длинненький хвостик

= белый пух – беленький пушок

= круглая голова – кругленькая головка

= шустрые лапы – шустренькие лапки

= мягкие перья – мягонькие перышки

- Вы умеете считать?

Игра «СОСЧИТАЙ ПТИЦ» (согласование числительных с существительными):

2 птицы – 5 птиц                                                      6 дроздов  - 3 дрозда

2 ласточки – 5 ласточек                                          6 аистов – 3 аиста

2 стрижа – 5 стрижей                                          6 уток – 3 утки

2 лебедя – 5 лебедей                                                      6 грачей – 3 грача

2 кукушки – 5 кукушек                                          6 гусей – 3 гуся

«КАКОЕ СЛОВО НЕ ПОДХОДИТ?» 

(работа с однокоренными словами):

= утка, утиный, уточка, минутка, утенок;

= крыло, крылышко, Крым, крылья;

= стриж, стрижиный, стрижка, стрижи;

= ласточка, ласты, ласточкино, ласточки.

(стоя)

«массаж»

- ручки растираем И РАЗОГРЕВАЕМ

- И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ

- ГРАБЕЛЬКИ СГРИБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ

- УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО

- ИХ ВПЕРЕД СГИБАЕМ

- ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ

- А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЕЧКИ

- ЩЕЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ

- ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ

- КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ

- РАЗОМНЕМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ

- УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЕЧКИ ПОДНИМАЕМ

- А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ

- ГУБКИ ПОЖУЕМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ

- И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ

- ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ

- ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ

- ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ

- А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ

Звук О – «колечки»

Звук А – «домик»

Звук У – «ладони сжаты перед собой»

Звук И – «руки медленно разводятся в стороны»

Звук О – хлопаем в ладоши

Звук А – топаем

Звук И – хлопок над головой

Звук У – закрыть глаза

АУ, ОА, ИУ, АО

(садятся за столы)

- У птиц что есть? (крылья, перья, голова, хвост)

игра «ЧЬИ КРЫЛЬЯ?» (образование притяжательных прилагательных):

= у журавля – крылья журавлиные

= у гуся – гусиные

= у грача – грачиные

= у утки – утиные

= у стрижа – стрижиные

= у лебедя – лебединые

«КЛЮВИК» (сделать из проволоки клюв птицы)

пальчиковая гимнаСтика «колечки»:

птичек мы окольцевали,

наблюдали. узнавали,

улетев такие дали,

где морозы переждали,

что пернатые клевали,

гнезда где свои свивали.

где вы яйца отложили,

как вы бури пережили,

сколько вы в конце концов,

в гнездах вывели птенцов?

- Вот мы и узнаем, какие же птенцы у них родятся  весной, когда они прилетят обратно к нам, поиграв в игру  «У КОГО КТО РОДИТСЯ» (словообразование):

= у грача – грачата

= у скворца – скворчата

= у журавля – журавлята

= у аиста – аистята

= у стрижа – стрижата

= у лебедя – лебедята

= у утки – утята

= у гуся – гусята

- А сейчас мы будем работать над предложением.

«ПУТАНИЦА»:

- Вы должны будете составить предложение из набора слов.

= кукушка на сидит ветка

= журавль небо в взлетел

= осень птицы улетают юг на

= аист гнездо крыша на свил

«ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ В ПАРК» (составление предложений с предлогом НА)

- На столах у вас рисунки и птицы, вы должны подумать какая у вас птица и куда она сядет, составить предложение с предлогом НА.

- А сейчас предлагаю расположить вашу птицу на другое место и снова составить предложение.

«ПЕСОЧНИЦА»

(встают и подходят к песку, опускают руки в песок, логопед включает медленную музыку)

… скажите мне, какие интересные слова вы запомнили и можете их употребить в своей речи? (ответы детей)

- Ребята, эти слова помогут вам быть интересными собеседниками. И вы теперь сможете рассказать интересно и грамотно своим близким о перелетных птицах.

(уходят мыть руки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи с использованием игровых технологий. На тему: "Дикие животные" (КВН).

Цели и задачи:закреплениеполученных знаний о диких животных;практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;развитие связной речи;развитие внимания, памя...

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ по теме "Дикие животные" в старшей группе.

Предлагаю занятие по теме "Дикие животные" в старшей группе с использованием ИКТ. Данное занятие направлено на развитие у детей с ОНР лексического и грамматического строя речи....

Интегрированное занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в средней группе «Исследуя своё тело» Лексическая тема: «Части лица и тела Средство личной гигиены » с использованием речедвигательных игр, упражнений и компьютерных технологий

Цель:Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.Задачи:Коррекционн...

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ

Задачи: - уточнение и расширение словаря по теме;- учить употреблять в речи существительные в родительном падеже множественного числа, согласовывать числительное с существительным;- упражнять в ...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в младшей группе с использованием приемов арттерапии .

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в младшей группе с использованием приемов арттерапии ....