Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Мажаева Марина Павловна

Статья о развитии речи детей средствами театральной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_5.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ  4-5 ЛЕТ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                        М.П. Мажаева (г. Рязань), воспитатель д/с №116

        Родной язык является средством овладения знаниями, умениями и навыками, играет огромнейшую роль в становлении  личности в целом. Исследованиями в области развития речи занимались исследователи: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ф.А..Сохин, О.С. Ушакова, В. И. Яшина, Е.В. Савушкина, Е. М. Струнина и др.

  Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие исследовали: Б. М. Теплов, Л. А. Артемова, Т. А.. Маркова, Н. А. Ветлугина, Е.А. Флерина, Л.С. Фурмина и др.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

В театральных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р. И. Жуковской, Н.С. Карпинской, JI.C. Фурминой.

         Ушакова О.С., Танина Л.В. предлагают свой подход  к формированию речевого развития в театрализованной деятельности.

Серьёзное внимание уделяется развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической во взаимосвязи с развитием связной речи.

Приступая к процессу развития речи детей 4-5 лет средствами театральной деятельности, нами были сформулированы основные задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возраста идет постоянное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. В решении этих задач наряду со специальными занятиями для развития речи детей пятого года жизни мы широко использовали речевые игры, упражнения, ситуации, которые проводили с группой детей, отдельными подгруппами и индивидуально. Были подобраны специальные игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связанность речи. Проводили игры, в которых решались задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные формы в словоизменении  и способы образования слов.

Каждое занятие мы начинали с упражнений на мышечное и эмоциональное расслабление  и постановку речевого дыхания .

Работу над выразительностью речи проводили при чтении небольших стихов,  в  инсценировках.

Специальные игры дают возможность не только воспитывать правильный навык, но и постоянно делать необходимые указания по технике речи, исправлять ошибки, не привлекая внимание ребенка к его речевому дефекту.

Известно, что ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх - драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях.

Поскольку игра - драматизация используется для воспитания правильной речи, по ходу инсценировки мы постоянно старались организовать общение детей. Во время репетиции напоминали детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят, держались свободно, ровно, не опускали голову. Говорили о том, что они - артисты, поэтому говорить должны четко, красиво.

Для более полного использования потенциала театрализованных игр была специально создана развивающая среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

В процессе работы были замечены такие изменения:

  1. у детей повысился интерес к театрализованной деятельности; они стали с большим желанием откликаться на предложение поиграть в театр, то есть обыгрывать какую-либо сказку или литературное произведение;
  2. в процессе театрализованной деятельности (в играх - драматизациях, инсценировках и т.д.) дети начали проявлять речевую активность в форме развернутых высказываний, обогащенных сравнениями, а иногда – эпитетами;
  3. речь детей стала более эмоциональной, интонационно выразительной;
  4. у родителей также возник интерес к театрализованной деятельности своих детей, который проявился в предложении помочь в организации инсценировок, в изготовлении костюмов и декораций, а также в желании принять участие в совместных с детьми инсценировках.

Таким образом следует отметить, что с помощью средств театральной деятельности можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития можно и нужно использовать этот  материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

формирование единого образовательного пространства "ДОО - семья"

система взаимодействия дошкольной организации с семьей...

презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"

презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"...

ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

  Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Современная ситуация, связанная с изменением условий дошкольного образования, приводит к переосмыслению опыта взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. ...