модульное описание опыта работы
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Потапова Алла Витальевна

моделирование как средство развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnoe_opisanie_opyta_raboty_vospitatelya_mdou.docx43.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

Описание опыта работы

ТЕМА: «Метод моделирования, как средство  развития  речи»

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

В старшем дошкольном возрасте, речь детей интенсивно развивается. Она служит детям источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим, большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

Условия МДОУ.

Образовательной программой, реализуемой в МДОУ, является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 2005 г.

Педагогический коллектив детского сада №3 постоянно проявляет интерес к проблеме развития связной речи детей.

Условия группы.

В группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, настольно-печатного и речевого материала, картин, сюжетных картинок, моделей, карточек-схем, настольные и пальчиковые кукольные театры, способствующие развитию речи детей.

Родители.

Родители считают работу по развитию связной речи детей важной для развития детей и дальнейшего успешного обучения их в школе, где речь для них станет источником знаний и средством общения.

Группа детей.

Дети обладают достаточно сформированным познавательным интересом и мотивацией, а так же интеллектуальным потенциалом для активного освоения  содержания данного опыта.

Педагог.

 Владеет наиболее эффективными методами и приемами направленные на развитие связной речи, способствует  созданию  интереса и  мотивации  к речевой деятельности у детей. В своей работе использует метод моделирования. Владеет диагностикой развития речи детей.

Проблемы детей:

- односложная, состоящая из простых предложений речь: неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- бедность речи: недостаточный словарный запас;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

- плохая дикция;

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании и обучении детей. В системе задач по развитию речи дошкольников одно из ведущих мест занимает формирование связной речи.  Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми,  определяет и регулирует нормы поведения в обществе, является решающим условием для развития личности ребенка. Значение развития связной речи выдвигает  перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования  наиболее  эффективных средств  и методов обучения. Использование методов моделирования в процессе обучения способствует развитию наглядно-образного мышления, что дает широкие возможности для проявления самостоятельности и творчества детей. Развитая связная речь является важным условием обучения детей в школе.

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является  рассказывание. Работая с детьми, столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение. На основании этого выстроила систему работы по обучению детей моделированию.

НОВИЗНА ОПЫТА

По степени новизны опыт является поисково-изобретательским, т.к. при разработке конспектов занятий применяются новые сочетания известных методов и приемов, по новому рассматривается степень их взаимодействия на создание интереса к речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, а также эффективного влияния на развитие речи в целом.

  1. раскрытие одного из возможных подходов к созданию условий, способствующих развитию речи детей;
  2. создание целостной системы элементов педагогической работы со старшими дошкольниками, нацеленной на развитие связной речи детей;
  3. предложение практического использования методики Л.А. Венгера в качестве средства моделирования.
  4. Разработка путей интегрирования системы работы по развитию связной речи детей через средства моделирования в образовательную программу и педагогический процесс МДОУ.
  5. Создание специально развивающей среды.
  6. Подбор и создание специального педагогического инструментария для определения качества работы и отслеживания ее результатов.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Создание условий для успешного развития способностей детей к словесному творчеству. Включение дошкольников в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психической комфортности в образовательном процессе.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Опыт основывается на следующих достижениях педагогической науки и педагогического опыта:

  1. Методика моделирования Л.А.Венгера;
  2. О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»; «Развитие речи и творчества дошкольников»;
  3. Н. Веракса, О. Дьяченко «Преобразование знакомых и сочинительство новых сказочных историй по схемам, по рисунку, по модели»;
  1. В. Гербова «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», №8, 1998г.;

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель: развитие способностей к словесному творчеству детей.

Задачи:

 - совершенствование  коммуникативных способностей;

- расширение,  уточнение и активизация словаря;

- развитие умения пользоваться  средствами художественной выразительности;

- развитие  у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

 - формирование  создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей, узнавать различные ситуации по заместителям;

 - развитие   умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа;

- формирование интереса к словесному творчеству;

 - обучение детей построению полных и выразительных ответов;

  Принципы:

- принцип взаимосвязи обучения и творчества, как важного фактора формирования творческой личности;

- принцип систематичности и последовательности, индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;

- принцип подбора материала в соответствии с возрастными возможностями ребенка, с его доступностью и повторяемостью;

- принцип личностно-ориентированного подхода, предоставляющего ребенку свободного выбора деятельности, партнера, средств;

 - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Формы реализации пед. опыта.

Основной организационной формой занятий является игра. Занятия взаимосвязаны по тематике.  Предполагается  чередование индивидуальной и коллективной работы. Практикуется работа вне занятий.        

Освоение познавательного содержания опыта происходит вне занятий в формах совместной с педагогом  и самостоятельной деятельности детей. Обучение ведется с опорой на повышенную самостоятельность детей, педагог при этом выступает организатором познания. Для создания эмоционального настроя используются музыка и худ. слово. Занятия, совместная и самостоятельная деятельность детей организуется в помещениях группы, музыкальном зале, на участке МДОУ.

Методы и приемы.

  1. Наглядные.

- рассматривание иллюстративного материала

- использование наглядных пособий

- использование картинок-символов

- использование плана

- использование знаковой символики

- использование графической аналогии

2. Практические.

      - творческие задания с применением образца

      - игры с геометрическими фигурами

      - картинный план (моделирование)

      - экспериментирование

      - создание проблемной ситуации

      - внесение и обыгрывание игрушки

      - творческие задания

3. Словесные.

      - вопросы (к детям, детей)

      - объяснения (пояснения, указания, напоминания)

      - беседа

      - словесные дид. игры

      - совместное составление рассказа

      - рассказы (педагога, детей)

      - опорные слова

      - чтение худ. литературы

Направления работы с текстом.

  1. Знакомство с текстом
  2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной речи.

Это направление включает в себя следующие виды работы:

а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;

б)описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д .

в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной выразительности.

  1. Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения:

а) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказок и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях.

б) развивать умение использовать готовую пространственную модель (наглядный план ) при пересказе знакомого текста. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе.

в) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Содержание.

  1. Игры с геометрическими фигурами.
  2. Знакомство детей с символикой (способ изображения животных, людей, различных предметов с помощью геометрических фигур), внесение знаковой символики в речевую деятельность детей.

Цель: научить детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину модели.

Приемы работы:  дидактические игры: «Шкатулка со сказками», «Сказки волшебного сундучка», «Подбери по цвету», «Найди пару», «Что это означает?»,  «На что похоже?».

Обыгрывание заместителями бытовых сюжетов.

  1. Использование картинок-символов в качестве опоры для запоминания словесного материала (заучивание стихотворений и потешек).

Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала.  Это происходит путем соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Модельки размещаются последовательно, перед глазами детей появляется наглядный план пересказа. Самое главное при обучении пересказыванию – выставлять модели  когда идет беседа о содержании произведения. Карточки – символы характеризуют каждую часть текста, дают возможность пересказывающему не упустить главную мысль произведения.

  1. Использование схем для составления описательных рассказов. (одежда, обувь, овощи, фрукты, игрушки, времена года, животные птицы и т.д.)

Схемы дают возможность последовательно составить рассказ, не пропуская и не повторяя признаки. Каждый символ схемы означает какое-то определенное качество предмета: цвет, форму, вкус и т.д. и дает возможность детям лучше запомнить план описания. Сначала воспитатель описывает какой-либо предмет сам, при этом используя как можно больше слов, отвечающих на вопросы, какой?  какая?  какие? Затем предлагает детям сделать самостоятельно, но по схемам. Сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и функций – главное условие развития смысловой стороны речи. Можно сравнивать не только реальные объекты(игрушки, предметы одежды, мебели), но и воображаемые ситуации (Действия веселого и грустного медвежонка, погоду ранней и поздней осенью, настроение персонажей). Схемы можно использовать на познавательных занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

  1. Использование символики для рассказывания сказок.

1 этап. Знакомство с 1 видом модели  - сериационный ряд. (сказки «Репка», «Теремок», «Три медведя»)

Цель: развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели.

Модели представляют собой  полоски, квадраты, прямоугольники, круги постепенно увеличивающиеся по длине или величине. К одной и той же  сказке можно возвращаться несколько раз, постепенно усложняя задания с помощью следующих методических приемов:

  1. Моделирование и пересказ сказки по частям.
  2. Моделирование сказки одним ребенком.
  3. Загадывание с помощью модели эпизода сказки.
  4. Сочинение новых вариантов и эпизодов сказки с вводом в сюжет нового героя.

2 этап. Знакомство со 2 видом модели – двигательное моделирование.

Цель: развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку (по цвету, величине); учить строить двигательную модель сказки воспроизводя основную последовательность действий сказки.

Данный вид модели применим для ознакомления со сказками о животных: «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Важно, чтобы дети отметили тот внешний признак, который выделяется в качестве основного (цвет, размер). После усвоения принципа замещения героев можно предложить более сложный признак не наглядный, а связанный с характером персонажа. Добрый, светлый образ матушки, Аленушки замещают светлыми тонами: голубой, розовый, белый. Плохой образ по характеру поведения, отношения к другим персонажам, злой образ обозначают черным, темно-синим (Ведьма, Баба Яга, хитрая лиса, злой волк).для закрепления этого отношения к различным героям одной сказки можно провести игру «Лесенка доброты».

            3 этап. Знакомство с 3 видом модели – временно-пространственная  модель.

Цель: учить выделять основную сюжетную линию сказки; развивать умение составлять временно-пространственную модель сказки как наглядный план для ее рассказывания. Данная модель применяется для обучения рассказывания волшебных сказок: «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Лисичка – сестричка и серый волк».

Модель представлена в виде рамочек со стрелками, в которые помещают фигурки – заместители персонажей. Стрелки, ведущие от одной рамочки к другой, фиксируют последовательность эпизодов, таким образом, выстраивается, наглядный план для рассказывания сказки. От простых, коротких сказок переходим к более сложным, но сам план не удлиняется. Сначала временно-пространственную модель предлагает педагог, а затем дети выстраивают модель совместно с педагогом.

При знакомстве со сказками можно научить детей выполнять схематические зарисовки отдельных эпизодов сюжета сказки. По простым схематическим рисункам детей можно сочинять сказки, так как они помогают самовыражению, способствуют пониманию себя и других.

Модели можно использовать не только на занятиях, но и в трудовой деятельности, а также при проведении опытов. Важное место в развитии связной речи нужно уделять играм с моделями. Предложить детям игры «Путаница», «Кто, где живет?», «Ромашка», «Составь целое».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

К образовательному процессу по освоению детьми содержания опыта предполагается привлечение родителей, которые помогают организовать праздники и развлечения, изготавливают наглядный материал, выполняют вместе с детьми домашние задания, совершенствуют свои знания и педагогические умения (лекции, консультации, рекомендации, беседы).

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Оценка результатов, достигнуты детьми при освоении содержания опыта ориентирована  на относительные показатели детской успешности.

Применение моделирования заметно активизирует словесное творчество детей.

  1. Сформировано умение выстраивать сюжет, связывать между собой части текста;
  2. Повысился  уровень использования в речи разнообразных средств художественной выразительности.
  3. Пополнился и активизировался словарь;
  4. Сформировано умение детей давать полные ответы на вопросы, составлять коллективные и индивидуальные рассказы по плану с опорой на сюжетную картинку.
  5. Дети научились  использовать схемы и модели для составления или пересказа текста;
  6. Развита компетентность (умение анализировать ситуацию и находить способ решения проблем): инициативность, самостоятельность, коммуникативность, произвольность , воображение, творчество, образное мышление.
  1. Ребенок переходит к продуктивной деятельности (созданию собственных сказок), которая обеспечивает развитие воображения, образного мышления. Дети стали активнее использовать в речи синонимы, антонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Большинство детей умеют самостоятельно рассказывать сказки и рассказы, пытаются составлять свои.

Результатами работы с родителями являются:

  1. Осознание важности работы по развитию речи детей;
  2. Интерес к театрализованным играм;
  3. Возросший уровень общей и педагогической культуры;

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Опыт может быть использован педагогами, работающими со старшими дошкольниками с целью развития у детей словесного творчества.

Перспективный план работы по развитию речи с использованием модельных схем.

Месяц

Содержание работы

Программные задачи

сентябрь

дидактические игры и упражнения на закрепление признаков: «Логическая цепочка», «Исправь ошибку», «Разложи правильно», «На что похоже?»и др.

Учить детей условному изображению любых предметов, умению классифицировать. Показать детям, что предмет можно обозначить любой фигурой. Познакомить детей с символической аналогией (изображение символикой животных, людей). Закрепить знания о том, что предмет можно условно изобразить геометрической фигурой: кругом, квадратом, прямоугольником.

октябрь

Заучивание стихотворений и потешек.

Учить использовать картинки в качестве опоры для запоминания словесного материала путем соотнесения каждого слова с рисунком наиболее подходящим по смыслу.

ноябрь

Дидактические игры «Зверюшки на дорожках», «Сложи узор», «Посади огород».

Учить детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры. Учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определенными значками.

декабрь

Составление описательных рассказов по схемам.

Учить детей составлять рассказы, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания образные слова и выражения; учить при  составлении описательных рассказов опираться на модельные схемы.

январь

Сказка «Репка», «Три медведя», «Теремок» 1 вид моделирования – сериационный ряд

Закрепить умения использовать заместители для обозначения персонажей сказки; развивать умение понимать сказку на основе наглядной модели. Развивать умение пользоваться заместителями самостоятельно.

февраль

Сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Заяц – хваста» - двигательное моделироание.

Развивать умение  подбирать заместители по заданному признаку (цвету); учить строить модель сказки по ходу ее изложения; учить детей передавать свое отношение  к поступкам героев, формировать свое представление о справедливости, скромности.

март

Сказки «Крошечка-Хаврошечка», «гуси – лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк» - временно-пространственная модель.

Учить детей составлять временно-пространственную модель сказки; развивать умение пользоваться наглядной моделью; воспитывать умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки; развивать умение использовать заместители при пересказе отдельных эпизодов.

апрель

Дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Разные сказки», «Запишем сказку», «Говорящие рисунки» составление и зарисовка сказок детьми.

Учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов, используя наглядную модель; развивать умение осмысленно запоминать предметы, слова и целые тексты; учить делать схематическую запись сказки и пользоваться планом схемой.

май

Пересказ литературных произведений: К.Д. Ушинский «Четыре желания», Е. Пермяк «Первая рыбка», Л. Толстой «Два товарища».

Учить внимательно, слушать рассказ и отвечать на вопросы воспитателя; продолжать развивать речь как средство общения; учить пересказывать текст, используя авторские выразительные средства; закрепить умение при пересказе опираться на модельные схемы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....