Познание. « Осенняя мозаика». Направление: «Познавательно-речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Парфенова Вера Алексеевна

Образовательная деятельность в старшей  группе. Направление: познавательно-речевое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost_v_starshey_gruppe.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в старшей  группе.

Тема: « Осенняя мозаика».

Направление: «Познавательно-речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество» (лепка), «Безопасность», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель:  Развитие познавательного интерес, счетных и мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация).
Задачи: Воспитательные:

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Воспитание безопасного поведения в лесу.
Образовательные:

1. Формирование  интеллектуальных  операций  выделения, сравнения  и классификации по признакам, операций счёта, образования числа 4.

2. Закрепление знаний детей о признаках осени, об осенних месяцах.

3. Упражнение детей в образовании однокоренных слов.
Развивающие:

Развитие у детей процессов мышления: сравнение, анализ и умозаключения.

Развитие зрительной памяти и слухового внимания.

Развитие общей и мелкой моторики.

Материалы и оборудование:

Конверт Осени с письмом (письмо, волшебный лист, игры).

Листья по числу детей: 3 - кленовых, 3 - дубовых, 4 - берёзовых.

Разрезная картинка — число 3, нарисованное из разных листьев.

Зашумлённая картинка ёжика для игры «Кто спрятался?»

Ёлки, разные по высоте - 3 шт.

Пластилин, природный материал: жёлуди, шишки, каштаны, осенние листья, веточки.

Корзинка.

Готовый макет изображения лесной поляны.

Клеенки, влажные салфетки,угощение.

Словарная работа: Октябрь, сентябрь, ноябрь, середина, поздняя, начало.  Поздняя осень; клён - кленовый, дуб - дубовый, берёза - берёзовый, три — третий, низкий — выше — самый высокий; высокий — ниже, самый низкий.

                          Содержание организованной деятельности детей

Педагог: Вот так сюрприз! Мы попали с вами в сказочный осенний лес. Как здесь красиво! Чтобы не заблудиться и не попасть в беду, увидеть и услышать много интересного, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей). Я предлагаю побродить по лесу.

Под музыку дети двигаются за воспитателем (психогимнастика):

Гуляем по поляне, смотрим вокруг и любуемся

Спокойный шаг с носка, повороты головы вправо, влево

Проходим по узкому мостику

Шаг, приставляя пятку к носку, руки в стороны

Вышли на тропинку, шуршим листвой, отодвигаем ветки, придерживая их

Семенящий шаг в полуприседе, с движением рук

Перепрыгиваем кочки

Прыжки с продвижением вперёд на двух ногах, руки свободно

Гуляем по поляне, дышим лесным воздухом

Спокойный шаг с носка, глубокий вдох и выдох

Педагог: Как вы себя чувствуете в осеннем лесу? (ответы детей) Я чувствую радость от того, что мы с вами такие дружные, помогали друг другу, никого не потеряли.

Находят конверт от Осени. Читают письмо. В письме игры-задания, волшебный

лист.

Педагог: Осень предлагает поиграть нам в игру с волшебным листочком «Повтори, не ошибись». Будем передавать листок по кругу, и называть пару: сентябрь - октябрь; октябрь - ноябрь; ноябрь - сентябрь и так далее.

Проводится игра «Не ошибись». Педагог: Какие слова вы повторяли? (ответы детей: названия месяцев)

  1. К какому времени года относятся эти месяцы? (ответы детей: к осени)
  2. Сколько осенних месяцев мы назвали? (ответы детей: три)
  3. Сколько месяцев длится осень? (ответы детей: три)
  4. Какой месяц обозначает начало осени? (ответы детей: сентябрь)
  5. Какой месяц обозначает середину осени? (ответы детей: октябрь)
  6. Назовите месяцы осени по прядку (ответы детей)
  7. Назовите последний осенний месяц (ответы детей: ноябрь)
  8. Ноябрь, - который по счёту осенний месяц? (ответы детей: третий)
  9. Как про этот месяц сказать по-другому? (ответы детей: это последний
    месяц осени)
  10. Ноябрь — это поздняя осень (повторить вместе с детьми словосочетание
    «поздняя осень»)

Педагог: Ребята, волшебный лист не показывает нам путь, хотя мы на все вопросы Осени ответили. Ой, а в конверте ещё одна игра: «Чтобы дальше пройти, выложите цифру «ТРИ».

         Дидактическая игра «Сложи картинку». Дети выкладывают цифру «ТРИ».

       Рассматривают,  из каких листьев нарисована цифра.

Педагог: Смотрите, листик показывает, куда нам идти. Выходят на поляну, усыпанную листьями.

   Падают с ветки жёлтые монетки...

   Под ногами целый клад!

   Это осень золотая дарит, листья, не считая,

   Золотые дарит листья вам, и нам, и всем подряд. (И. Пивоварова)

Педагог: Что происходит осенью с деревьями? (ответы детей) Сколько листьев вокруг, какие они разные! С каких деревьев эти листья? (ответы детей)

  1. Этот лист с берёзы упал, значит, он какой? (ответы детей - берёзовый)
  2. Этот лист с дуба упал, значит, он какой? (ответы детей - дубовый)
  3. Этот лист упал с клёна, значит, он какой? (ответы детей - кленовый)
  4. А если с осины лист упал, значит, он какой? (ответы детей - осиновый)

Как здорово, у нас получается составлять новые слова!  Давайте поиграем с
листочками.

                   Игра «Выполни задание»

Дети выполняют разные движения под музыку. Воспитатель показывает карточку с цифрой, музыка прекращается, дети встают вместе по столько человек, сколько указано цифрой на карточке.

Педагог: Вам понравилось играть с листиками? (ответы детей). Возьмём в свою корзину листочки, они нам пригодятся. Наш волшебный лист зовёт нас дальше, в дорогу. В какую сторону показывает он нам идти? (ответы детей).

  1. Какие деревья растут на поляне? (ответы детей).
  2. Что вы можете рассказать про елочки? (ответы детей — Одна ёлка самая
    высокая, вторая — пониже, третья — самая низкая).
  3. Как рассказать по-другому?  (ответы детей - одна ёлка самая низкая,
    вторая — выше, третья — самая высокая).
  4. Сколько ёлок? (ответы детей - на поляне 3 ёлки).
  5. Сколько берёз? (ответы детей — на поляне 1 берёза).
  6. Сколько всего деревьев на поляне? (ответы детей - 4 дерева).

Педагог: Как получилось число 4?
Педагог:
Вы — молодцы, вы очень внимательные и у вас всё получается здорово!
Смотрите, на ёлках какие-то карточки, посмотрим, что же на них изображено?

                      Игра «Кто в гости пришёл?»

Дети рассматривают зашумлённые картинки и выделяют спрятанный рисунок. Последний рисунок — ёжик. Слышится шорох, появляется ёж.

Ёж: Здравствуйте, ребята! (ответы детей) Слышал я, как вы дружно играли и с листиками, и с деревьями, и с моими картинками — загадками. Все задания осени вы выполнили не только правильно, но и дружно, весело. Были внимательными и лесных жителей не потревожили. Помогите и мне: рассыпал я нечаянно свои корзинки с припасами. Надо их собрать по разным ведёркам: шишки, жёлуди, каштаны и палочки. Сможете? (ответы детей).

            Игра «Разложи по группам» (ответы детей, самостоятельная деятельность)

Ёж: Ох, и быстро же вы справились: зоркие у вас глаза, ловкие руки и сами вы послушны, трудолюбивы и внимательны - быть вам хорошими учениками в школе. Таких замечательных детей приглашаю в мастерскую Осени. Не забудьте захватить с собой то, что вы собрали.

Дети берут ведёрки с природным материалом. Ёж провожает детей                          к подготовленным столам.

Педагог: Чудеса, да и только! Ребята, из природного материала давайте сделаем ёжику подарок. У каждого лежит картинка - что на ней изображено, то мы и сделаем и поместим на эту «полянку» (подготовленный поднос). Это и будет подарок ёжику.

      Самостоятельная деятельность детей под музыку. Дети делают поделку по образцу. Дарят подарок с добрыми словами.

Ёж: Спасибо, дорогие дети! Мне очень приятно и радостно получить от вас такой красивый подарок, сделанный  вашими руками. Я обязательно покажу его своим друзьям. У меня для вас тоже есть подарок (ёж выносит корзину с печёными грибами). Люблю угощать своих дорогих гостей. Угощайтесь, пожалуйста.

Педагог: Спасибо, Ёжик! (ответы детей) Нам тоже пора в группу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытая непосредственно-образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в области «Познание» «Теремок «Смекалка» в старшей логопедической группе.

Открыкая непосредственно-образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию в области "Познание" в старшей логопедической группе.Цель: развитие познавательных интересов.Задачи: Закрепля...

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /область «Познание» - формирование элементарных математических представлений/ во второй младшей группе "Чудесное дерево"

Программное содержание:Образовательные задачи:-закрепить представление детей о геометрических фигурах,-закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый,-продолжать учить различать кол...

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа

Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...