Открытая непосредственно-образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в области «Познание» «Теремок «Смекалка» в старшей логопедической группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Рогачёва Ольга Борисовна

Открыкая непосредственно-образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию в области "Познание" в старшей логопедической группе.

Цель: развитие познавательных интересов.

Задачи: Закреплять понятие «лес». Обобщать представления детей об обитателях леса, закреплять умение классифицировать предметы (домашние и дикие животные, хищники и травоядные животные, съедобные и несъедобные грибы, дикие и домашние птицы). Развивать внимание, память, мышление. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными. Продолжать учить детей подбирать однокоренные слова. Воспитывать чувство доброты, формировать элементарные навыки поведения в лесу.

Предварительная работа: изучение лексических тем: «грибы», «домашние животные», «домашние птицы», «деревья и кустарники», «перелётные птицы», «зимующие птицы», «Животные наших лесов»; чтение художественной литературы; загадывание и отгадывание загадок, пение песен, заучивание стихов.

Демонстрационный материал: Теремок с окошками – магнитами, картинки зверей на магнитах, фигурки зверей настольного театра «Теремок», картинки диких, домашних животных, грибов, диких и домашних птиц.

Ход:

Дети, мы на протяжении долгого времени изучали тему «Лес». Скоро наступит лето, вы обязательно с родителями пойдете в лес, и ваши знания могут пригодиться. А что вы узнали, правильно ли запомнили, нам поможет узнать сказка.

Отгадайте загадку:

Целый день летает,

Всем надоедает. Кто это? (Муха)

. - Правильно, муха. Итак, начинает сказка сказываться… Построила муха в лесу терем и назвала его «Теремок «Смекалка», даже вывеску повесила, чтобы все знали, что живет в нем не обычная назойливая муха, которая ко всем пристает, всем надоедает, а муха любознательная, сообразительная

. И вот как-то летит мимо теремка КОМАР-ПИСКУН и стучится. - Кто-кто в теремочке живет? - Я – Муха - горюха. А ты кто? - Я - Комар-пискун. Пусти меня к себе жить. - Пущу, если ты мое задание выполнишь? - Постараюсь. Ну, слушай. Мы с тобой в лесу живем, значит, должны хорошо знать лес и его обитателей. Ответь-ка на вопросы. - Дети, давайте мы поможем Комару выполнить задание

. Вопросы:

1. Что растет в лесу? (Деревья, травы, цветы, ягоды, грибы).

2. Какие звери и птицы живут в лесу? Назовите одним словом. (Дикие)

. 3. Какой бывает лес? (Лиственный, хвойный, смешанный).

4. Какие деревья растут в хвойном лесу? (Ель, сосна).

5. Какие деревья растут в лиственном лесу? (береза, осина, ольха, дуб).

6. Как называют листики у ели? (Хвоя)

7. На что похожи хвоинки? (На иголки).

8. Какой лес всегда зеленый? (Хвойный)

. 9. Что такое поляна?

10. Как называют край леса? (Опушка)

11. Посчитай в лесу березы, осины.

Помогли мы Комару справиться с заданием. Стали они жить ВДВОЕМ.

Бежит МЫШКА-НОРУШКА, стучится в теремок. - Кто – кто в теремочке живет? - Я – Муха - горюха. - Я - Комар-пискун. А ты кто? - Я - Мышка-норушка. Пустите меня к себе жить. Муха говорит: «Пустим, если ты мое задание выполнишь?» - Я буду стараться

. Вопросы:

1.Про какого зверя говорят, что его ноги кормят? (Про волка).

2. Какой зверь любит малину? (Медведь).

3. Что делает зимой ёж? (Спит).

 4. Какой лесной зверь сушит себе на деревьях грибы? (Белка)

5. Какая птица в лесу самая болтливая? (Сорока).

6. Кто зимой мышкует? (Лиса).

7. Когда у медведя появляются детеныши? (Зимой в берлоге).

8. Посчитай медведей, волков.

 И здесь наша помощь пригодилась. Стали они жить втроем.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ:

Вот стоит волшебный лес! (Смотрим вверх-вниз)

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, (Смотрим влево

) Справа-дуб, (Смотрим вправо

) Дятел сверху тук да тук. (Смотрим вверх)

Глазки ты закрой, (Закрыть глаза)

Открой (Открыть глаза)

И скорей бегом домой. (Быстро поморгать)

Скачет мимо ЛЯГУШКА-КВАКУШКА. - Кто-кто в теремочке живет? - Я – Муха - горюха, я - Комар-пискун, я - Мышка-норушка, а ты кто? - А я - Лягушка-квакушка. Пустите меня к себе жить. Говорит муха: «Выполни мое задание. Я буду называть слова, а тебе надо исключить лишнее слово и объяснить свой выбор.

Слова:

1. Волк, лиса, заяц, медведь. (Заяц, т.к. он не хищник).

2. Лиса, волк, свинья, заяц. ( Свинья, т.к. это домашнее животное)

3. Дятел, курица, кукушка, сорока (Курица, т.к. это домашняя птица)

4. Белка, сорока, заяц, еж. (Сорока, т.к. это птица).

Постарались мы и для Лягушки. Стали они жить вчетвером. Идет ЗАЙЧИК-ПОБЕГАЙЧИК. Стучится он в теремок. - Кто-кто в теремочке живет? -Дети, поддержите беседу зайчика с героями сказки. (Дети продолжают разговор). Говорит Муха: «Отгадай мои загадки про грибы!» - Ребята, поможем зайчику? (Да).

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я ... (Подосиновик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных

, Издали приметных.

Собирай, не мешкай! Это ... (Сыроежки)

На пеньках растут в лесу

, Как веснушки на носу. (Опята)

Ходят в рыженьких беретах —

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички,

Называются... (Лисички)

Растут на опушке

рыжие подружки Их зовут ... (Волнушки)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шляпке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

-Дети, скажите, на какие две группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные).

- Дети, кто скажет, можно ли сбивать несъедобные грибы? Почему?

- Кто назовет правило грибника? ( Неизвестный тебе гриб - не твой гриб).

Помогли мы и Зайчику. Стали они жить впятером.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

. Мы в лесок пойдем,

мы грибок найдем.

 Маленький да складный,

в шапочке нарядной

. Мы грибок найдем.

Мы в лесок пошли,

мы грибок нашли

Маленький да складный

в шапочке нарядной

Мы грибок нашли.

Бежит мимо ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА. Стук-постук. -Кто-кто в теремочке живет? (Дети продолжают разговор). Говорит Муха: «Давай с тобой поиграем в «Съедобное - несъедобное» Я буду называть грибы, если они съедобные – хлопай, если нет – топай. Будь внимательна».

1. Масленок +

2. Маховик +

3. Белая поганка –

4. Волнушка+

5. Хлопушка (Шутка)

6. Лисичка+

7. Сестричка (Шутка)

 8. Подберезовик+

9.Сыроежка+

10. Мухомор-

11. Груздь+

12. Рыжик+

13. Чижик (Шутка)

14. Опенок+

15. Котенок (Шутка)

Теперь и мы и Лисичка точно знаем, какие грибы съедобные, а какие нет. Стали они жить вшестером.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик жарить стал,

Этот все на стол собрал,

Этот сел и все съел.

Бежит мимо теремка ВОЛЧОК-СЕРЫЙ БОЧОК, стучится. Тук-тук. - Кто в теремочке живет? (Дети продолжают). Говорит муха: «Поиграй со мной в игру «Да или нет».

1. Ворона - перелетная птица. (Нет)

2. Скворцы прилетают к нам осенью. (Нет).

3. Грач открывает весну. (Да).

4. Жаворонок любит петь над полем. (Да).

5. Кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. (Да).

6. Дятел – санитар леса. (Да).

7. Соловей – очень красивая птица. (Нет).

8. Трясогузка трясет хвостиком. (Да).

9. Сорока – молчаливая птица. (Нет)

10. Синица любит сало. (Да).

Помогли мы и Волку. Стали они жить всемером. Идет МЕДВЕДЬ косолапый и ревет во всю мочь: - Кто-кто в теремочке живет? (Дети продолжают). Испугалась муха грозного медведя косолапого и решила загадать ему самое трудное задание. Поможем медведю? (Да).

Говорит муха: - Подбери лесные слова к слову «ЛЕС». (Лесок, лесной, лесовик, лесочек, лесник, перелесок, лесная, лесничий). - К слову «ГРИБ». (Грибок, грибной, грибник, грибница, грибовница, грибочек). -К слову «ЛИСТ». (Листок, листик, листочек, лиственный, листопад, листва, лиственница).

Молодцы, дети, много знаете «лесных» слов. Стали они жить ввосьмером. Все звери выполнили задания правильно, а вы им в этом помогли. Молодцы. - Какие задания вам понравилось выполнять? - Какие задания показались вам трудными?

 Теперь вы смело можете пойти со старшими в лес, знаете, кого вы можете увидеть или услышать, что можно собирать в лесу и как себя вести там. Следующее занятие мы посвятим травам, ягодам, цветам и насекомым, которые тоже есть в лесу. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Непосредственно-образовательная деятельность по направлению «познавательно-речевое развитие»: образовательная область «Познание» (Окружающий мир) во второй младшей группе по теме: «Прогулка в зимний парк»

НОД по направлению "познавательно-речевое развитие", образовательная область "Познание" во второй младшей группе. "Прогулка в зимний парк", цель: обучать детей вести наблюдения за птицами, изучить обр...

Конспект образовательной деятельности (ситуации) по познавательному развитию (в области познание) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой».

Конспект образовательной деятельности (ситуации)по познавательному развитию (в области познание)с детьми старшего дошкольного возрастапо теме: «Расскажу я вам ребята, фермер – кто это такой»....

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с детьми подготовительной к школе группы «Сладкие истории»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Познание» с  детьми подготовительной к школе группы      «Сладкие истории»Инт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...