Главные вкладки

    Конспект НОД в рамках ОО "Коммуникация" в старшей группе для слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием по теме "О рыбаках и рыбках"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Епифанова Маргарита Сергеевна

    Основная цель НОД: автоматизация звуков Р и Рь в связной речи, упражнение детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок.
    В качестве наглядности мною использованы сюжетные картинки из пособия: Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_ryby.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи

    в старшей группе для детей с нарушениями зрения

    Разработан учителем-логопедом ДОУ № 24

    Епифановой М.С.

    Тема: О рыбаках и рыбках

    Цель: автоматизация звуков «р», «рь» в связной речи.

    Программное содержание

    Образовательные задачи:

    1. Актуализировать и уточнить знания детей о пресноводных рыбах.
    2. Продолжать учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
    3. Закреплять навык построения предложений с использованием простых предлогов.
    4. Активизировать в речи детей однокоренные слова к слову «рыба».

    Коррекционно-развивающие задачи:

    1. Продолжать развивать зрительное восприятие и внимание, умение узнавать рыб по их черно-белому их изображению, тренировать прослеживающую функцию глаза.
    2. Продолжать развивать способность изменять голос по высоте.
    3. Развивать слуховое внимание при подборе картинок к стихотворному тексту.
    4. Продолжать развивать общую и артикуляционную моторику, речевое дыхание.

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать эмоциональную чуткость, умение понимать чувства других людей и рассказывать об этом.
    2. Продолжать воспитывать культуру общения, умение спокойно выслушивать ответы своих товарищей.

    Предварительная работа

    - знакомство детей с пресноводными рыбами, их внешними признаками, строением тела, местом обитания, повадками, особенностями питания и образа жизни;

    - дидактическая игра «Рыбалка» (активизация и уточнение значений существительных «рыбак», «удочка», «поплавок», глаголов «закидывать», «вытягивать», «снимать (с крючка)», «опускать (рыбу в ведерко)»);

    - игра с мячом «Семейка слов» (образование однокоренных слов)

    Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбёшка)

    Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов, рыбак)

    Что делает рыбак? (рыбачит)

    Куда ходит рыбак? (на рыбалку)

    Какой суп варят из рыбы? (рыбный)

    Как можно назвать большую рыбу? (рыбина);

    - толкование слова «мостки», подбор однокоренных слов к этому слову.

    Индивидуальная работа

    Вова, Саша – стимулировать активность на занятии, желание высказываться, отвечать на вопросы.

    Никита – отрабатывать четкость дикции (не спешить, четко проговаривать слова в предложениях).

    Владик – следить за правильным речевым дыханием (глубокий вдох перед началом высказывания)

    Оснащение

    Для педагога –  демонстрационные сюжетные картинки к рассказу «Горе-рыбак», изображение «речной глубины» на переносной магнитной доске, цветные изображения речных рыб, волны с магнитными рыбками на настенной магнитной доске, аудиозапись с голосом рыб.

    Для детей – индивидуальные зеркала.

    Ход занятия

    1. Введение в тему, мотивационный настрой на занятие

    Дети проходят, садятся на стульчики

    - О ком мы сегодня поговорим, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

    В воде живёт –

    Нет клюва, а клюёт.

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

    - Правильно, это рыба.

    - Сегодня мы поговорим о речных рыбах. Рассмотрим картинки, на которых изображена интересная история о том, как мальчик Рома ходил на рыбалку. Мы составим по этим картинкам рассказ.

    - Но подождите! Картинки я оставила на мольберте. А сейчас вместо них тут какие-то рыбы?! И, кажется волшебные, говорящие (прислушиваясь).

    Аудиозапись

    Голос рыбы: Не трудитесь искать картинки! Вы увидите их, если выполните наши рыбьи задания.

    - Ребята, вы готовы принять условия этих рыб?

    2. Самомассаж лица

    Аудиозапись

    Голос рыбы: Мы откроем вам первую картинку, если сделаете с нами речную зарядку.

    - Мы с ребятами всегда готовы к разминке.

    - Представьте, что мы оказались на берегу реки.

    Аудиозапись «Плеск воды»

    1. легкий ветерок ласкает наши лица - погладим себя по лобику от центра к ушкам, по щекам от носа к ушкам и от середины подбородка к ушкам;
    2. вдруг налетела туча, пошёл дождь – легко постукайте себя по лобику, щечкам, подбородку;
    3. по реке побежали волны – щипаем лицо, делаем волну-складочку;
    4. тучка прошла, снова светит ласковое солнышко – оно гладит нас своими теплыми лучами.

    Аудиозапись

    Голос рыбы: - Молодцы! Вот вам один из фрагментов истории о Роме.

    3. Артикуляционная гимнастика

    Аудиозапись

    Голос рыбы: - Чтобы чётко и правильно отвечать на наши вопросы, советуем вам размять губы и язычок.

    - Возьмите и откройте зеркала.

    1. изобразите, как широко умеет открывать рот голодный сом;
    2. карась то опускается ко дну, то всплывает на поверхность воды – опускаем язычок за нижние зубки, поднимаем за верхние;
    3. щука машет хвостом влево-вправо – наш язычок тоже совершает такие движения;
    4. ёрш спрятался под листом кувшинки от хищной щуки – присосите язычок к небу;
    5. окунь клюёт листочки водорослей – постучим твердым язычком по бугоркам за верхними зубами: «Д –д –д»;
    6. по мосту через реку проехала машина – покажем, как гудит её мотор: «Р-р-р».

    - Постарайтесь, чтобы ваши моторчики всегда гудели правильно. Для этого ваши язычки должны подниматься вверх и дрожать.

    Аудиозапись

    Голос рыбы: - Спасибо за отличную разминку. В благодарность откроем вам вторую картинку.

    4. Автоматизация звуков «р», «рь» в слогах, работа над голосом

    Аудиозапись

    Голос рыбы: - Хотите увидеть третью иллюстрацию?.. Тогда покачайтесь с нами на волнах.

    Подходим с ребятами к магнитной доске, на ней – волны.

    - Давайте не просто проведём рыб по волнам, но и потренируемся петь песню волны с разной высотой голоса. На гребне волны голос должен быть высокий, а внизу – низкий.

    - Послушайте, как я пропою песенку «ра» (педагог показывает пример).

    - А теперь все вместе. Сделайте глубокий вдох! Поплыли!

    - Эта волна поет песенку «ры». Вова и Никита, покачайте рыбку на этой волне!

    - Саша и Владик, а как получится у вас? (дети парами поют песенку «ры»).

    Аудиозапись

    Голос рыбы: Какие замечательные гонки по волнам получились! А распевки выше всяких похвал! Конечно, мы выполняем своё обещание – получите очередную картинку!

    5. Автоматизация звуков в предложениях

    Аудиозапись

    Голос рыбы: А сейчас посмотрите, как выглядит речная глубина. Отыщите нас в воде и скажите, где мы находимся.

    На мольберте открывается аппликация «речной глубины». Изображения рыб черно-белые. По мере того как дети отвечают на вопросы, черно-белые изображения закрываются цветными.

    - Ответьте на мои вопросы.

    - Где притаилась щука? (Щука притаилась в водорослях).

    - Где прячутся ерши? (Ерши прячутся под корягой).

    - Куда зарылся сом? (Сом зарылся в песок).

    - Где проплывает карась? (Карась проплывает над корягой).

    - Вы правильно подобрали нужные слова и верно ответили на мои вопросы.

    Аудиозапись

    Голос рыбы: - Замечательно! Вы без труда отыскали нас! А вот и последняя иллюстрация истории о Роме-рыбаке. До свидания!

    6. Рассматривание серии сюжетных картинок, расположение их в правильной последовательности

    - Рассмотрите картинки. Как вы думаете, в правильном ли порядке они расположены?

    - Действительно, хитрые рыбы перепутали картинки! Давайте расставим их по порядку.

    - Справиться с этой задачей нам поможет стихотворение. Внимательно послушайте и подскажите слова из семейки слова «рыба».

    Мальчик Рома наш чудак

     И заядлый он …            (рыбак).

     Берёт удочку, не палку,

     Отправляясь на …        (рыбалку).

    - На какой картинке нарисовано то, о чем говорится в этом отрывке стихотворения?

    - Верно! На этой картинке изображено начало истории (ставим найденную картинку на первое место).

    - Послушайте дальше.

    Роме время не жаль тратить,

    Долго будет он …        (рыбачить).

    Вот и первая попытка –

    На крючок попалась … (рыбка).

    - Найдите иллюстрацию к этой части стихотворения. Молодцы! Вова, поставь её на второй.

    Что-то Рома наш устал,

    Он на солнце задремал.

    А в реке, где глубина,

    Жила большая …           (рыбина).

    - Никита, из двух оставшихся картинок выбери ту, которая соответствует прочитанному отрывку. Продолжи нашу историю третьей картинкой.

    - А вот и последний отрывок стихотворения.

    Вот открыл глаза чудак –

    Рома, горе наш …          (рыбак).

    Думает, может быть это ошибка:

    Удочки нет и пропала куда-то …  (рыбка).

    - Владик, поставь последнюю картинку.

    - Присаживайтесь на стульчики и еще раз рассмотрите картинки, расставленные в правильном порядке.

    7. Беседа по серии сюжетных картинок

    1) – Обратите внимание на первую картинку, на ней изображено начало рассказа. Ответьте на мои вопросы.

    - В какое время года  произошла эта история?

    - Расскажите, кого вы видите на первой картинке.

    - Давайте вспомним, как зовут мальчика? Коту придумаем такую кличку, в которой будет звук «р» или «рь».

    - Что несёт Рома?

    - Куда отправились Рома и Барсик?

    - Обратите внимание на синие тени на деревья, на туман над землей, на то, как низко летают ласточки. На первой картинке изображено раннее утро.

    - Почему мальчик и кот пошли на рыбалку ранним утром?

    2) – Рассмотрите вторую картинку.

    - Где расположились Рома и Барсик? (на мостках)

    - Как называется рыба, которую поймал Рома?

    - Посмотрите на выражение Роминого лица. Как вы думаете, какие чувства он испытывает?

    - Что сделал мальчик с ершом? (опустил в ведёрко)

    3) - Давайте рассмотрим и расскажем, что произошло потом (указательный жест на третью картинку).

    - Почему Рома лежит на мостках?

    - Расскажите, что в это время делал Барсик? Почему удочка оказалась в воде?

    4) – Расскажите, что увидел Рома, когда проснулся (позагорал)?

    - Каким рыбаком оказался мальчик? (плохим, невнимательным, неудачливым, неопытным).

    - Про таких людей говорят «горе-рыбак».

    - Повторите, как называют таких рыбаков, как Рома.

    - Предлагаю так же назвать и наш рассказ – «Горе-рыбак».

    8. Пластический этюд «Рыбалка»

    - Давайте встанем со стульчиков и немного отдохнём. Представьте, что мы рыбаки и собираемся на рыбалку. Для этого мы проснулись пораньше (дети потягиваются, трут кулачками глазки), умылись, взяли удочку, ведёрко и пошли на речку (шагают  по кругу). Вот и река, устраивайтесь поудобнее на мостках (дети садятся на приготовленные заранее стульчики). Забрасываем удочку, ждем, внимательно смотрим на поплавок. Вдруг поплавок задвигался, тяните удочку. Снимите рыбку с крючка, опустите её в ведёрко. Покажите, как вы рады удачному началу рыбалки. А солнышко пригревает все сильнее. Ложитесь, позагорайте, закройте глазки. Открывайте глаза, вставайте. Изобразите удивление, огорчение, ведь удочку сом утащил в реку, а улов украл Барсик.

    9. Игра «Закончи предложение»

    - Чтобы лучше подготовиться к рассказу, давайте сыграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, вы повторите моё начало и закончите его:

    Рома встал рано утром и…

    Вдруг поплавок задвигался, и мальчик…

    Пока Рома загорал…

    Когда мальчик открыл глаза…

    10. Самостоятельный рассказ детей по серии сюжетных картинок

     - А сейчас вы будете рассказывать сами. Соберитесь с мыслями.

    - В начале не забудьте сказать, когда произошла эта история.

    Помните, что у мальчика есть имя, а у кота кличка.

    И, конечно,  следите за четким произношением звуков «р» и «рь».

    - Кто сможет начать рассказ?

    Дети рассказывают по цепочке. Каждый описывает одну картинку.

    Примерный рассказ

    Однажды летом Рома собрался на рыбалку. Он встал рано утром, умылся, оделся, взял ведёрко, удочку и пошёл на реку. Кот Барсик пошёл за Ромой. Мальчик сел на мостки, ведерко для рыбы поставил рядом и забросил удочку. Вдруг поплавок задвигался, Рома вытянул удочку. На крючок ему попался ёрш. Мальчик был очень рад удачному началу рыбалки. Рома снял рыбку с крючка и опустил в ведёрко. Тем временем солнышко стало припекать. Мальчик решил позагорать, он лег на мостки и закрыл глаза. Пока Рома загорал, кот Барсик залез в ведерко и утащил рыбку. А большой сом утянул удочку в реку. Когда мальчик встал и открыл глаза, он очень удивился. Ведерко было перевернуто, а ёрш исчез. Удочка плавала в реке. Вот так горе-рыбак!

    11. Оценивание детей, итог

    - Молодцы, очень интересный рассказ у вас получился.

    Владик не забыл упомянуть вначале, что действие рассказа происходило летом.

    Никита правильно строил длинные предложения.

    Саша использовал точные и красивые слова.

    Вова, а ты был очень внимательным, не забывал следить за четким произношением звуков.

    - Мне кажется, история про рыбака Рому будет интересна и остальным ребятам из вашей группы. Я дам вам картинки и попрошу познакомить детей группы с рассказом «Горе-рыбак».

    - Подумайте и обсудите с Людмилой Александровной, почему в народе говорят: «Рыбака упорство кормит».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

    Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

    Утренняя гимнастика в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием.

    Комплексы утренней гимнастики в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием, на год....

    Конспект НОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи) Неделя «Дикие животные и их детеныши готовятся к зиме» Тема: Приставочные глаголы. Согласование существительных с числительными 1, 2.

    Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши». Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...