Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Степкина Оксана Васильевна

Учить составлять короткий рассказ по содержанию стихотворения; составлять описательный рассказ о предметах посуды.Учить сравнивать различные предметы по материалу, размеру, назначению, правильно при этом называя прилагательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Программное содержание:

Связная речь. Учить составлять короткий рассказ по содержанию стихотворения; составлять описательный рассказ о предметах посуды.

Словарь.  Учить сравнивать различные предметы по материалу, размеру, назначению, правильно при этом называя прилагательные: «стеклянный», «металлический», «пластмассовый»; активизировать употребление слов противоположного значения: «глубокая»-«мелкая», «большой»-«маленький», «высокий»-«низкий». Закреплять умение классифицировать предметы по качеству ( стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный).

Наглядный материал: тарелки( глубокая и мелкая), вилка, ложка(чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), картинки с изображением предметов посуды: чашки, тарелки, чайники и т.д.

                                       Ход занятия

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке - в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке-несушке –

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке,

В глубокой, не мелкой.

А теперь скажите мне, о чем говорится в этом стихотворении?

(О том, кто из чего обедает)

В чем подают обед собачке? (В миске). Киске? (В блюдечке). Курочке-несушке? (В черепушке)

Из чего обедает Машенька? (Из глубокой тарелки)

Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? (Посуда).

На столе: тарелки - глубокая и мелкая; вилка; ложки - чайная, столовая; стаканы - высокий и низкий; ложка пластмассовая.

Воспитатель: Скажите, что вы видите на столе (дети перечисляют)

Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда)

Сравните две тарелки. Чем они похожи? Чем отличаются?

Для чего нужна глубокая тарелка? Для чего нужна мелкая?

Во время обеда какая посуда нам нужна?

Теперь давайте сравним вилку и ложку.

Из чего они  сделаны? (из металла). Если сказать одним словом, какие они? (металлические).

Чайная и столовая ложки. Чем похожи эти два предмета? (Ложки сделаны из металла) Они металлические.

Чем отличаются? (размером) А еще чем? (назначением)

Какие стеклянные предметы вы видите? (стаканы). Чем они похожи? Чем отличаются? Для чего нужны?

А эта ложка из чего сделана? (из дерева) Она деревянная. А эта ложка? (из пластмассы) Она пластмассовая.

Эта тарелка глубокая, а эта? (мелкая)

Эта ложка столовая, а эта? (чайная)

Этот стакан высокий, а этот? (низкий).

                                  Физкультминутка

Буратино потянулся

(Встать, ноги врозь, руки перед грудью)

Раз - нагнулся, два-нагнулся

(два пружинистых наклона вперед, прогнувшись)

Руки в стороны развел.

(выпрямиться, руки в стороны)

Ключик видно не нашел

(наклоны головы вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать

На носочки нужно встать

(руки вверх, потянуться, встать на носочки)

Воспитатель: А теперь поиграем в « Магазин»

                       Игра «Магазин»

Цель: составление описательных рассказов.

Воспитатель: Посмотрите, какая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но сначала должны рассказать, что это за предмет, какого цвета, из чего сделан, для чего нужен.

                       Игра «Из чего сделана посуда»

Цель: образование имен прилагательных (относительных прилагательных, обозначающих материал, из которого сделан предмет)

Воспитатель: Я называю из чего сделан предмет, а вы должны заменить одним словом.

Ложка из дерева - (деревянная)

Ложка из олова - (оловянная)

Чашка из фарфора - (фарфоровая)

Ваза из хрусталя - (хрустальная)

Кофейник из керамики - (керамический)

Терка из металла (металлическая)

Графин из стекла - (стеклянный)

Масленка из пластмассы - (пластмассовая)

Кастрюля из алюминия - (алюминиевая)

Нож из стали - (стальной)

Миска из глины - (глиняная)

Сковорода из чугуна - (чугунная)

Стакан из пластика - (пластиковый)

Чашка из пластмассы - (пластмассовая)

Анализ занятия

Воспитатель: Вы все молодцы! Мы сегодня с вами узнали, какой разной бывает посуда и по размеру, и по назначению, и по материалу, из которого она изготавливается.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...