«Познавательно – речевое развитие».
план-конспект занятия (развитие речи, младшая группа) по теме

Валентина Ивановна Емельянова

 

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала  мнемотаблиц – схем, в которые заложена определенная информация. (Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации).  Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, её объема, внимания, образного мышления, на развитие творческого познания; перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов, графической аналогии в  образы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности. «Познавательно – речевое развитие».

МДОУ  Детский сад «Алёнка»

Вторая младшая группа «Дружная семейка»

Воспитатель первой квалификационной категории: Емельянова Валентина Ивановна

Тема: «Про любимого котенка»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

                Воспитывать интерес к НОД.

                Способствовать включению каждого малыша в содержательную деятельность, стремлению к проявлению инициативы.

                Способствовать углублению знаний  об особенностях, характеризующих кошку и котят.

                Развивать у детей умение с помощью графической  аналогии  составлять небольшой рассказ.

                Активизировать в речи прилагательные.

                Упражнять в правильном произношении звуков  (М, А, У), (И, С, К).

                Учить выразительно выполнять упражнения в играх – имитациях.

               

Предварительная работа. Заучивание народной потешки «Кисонька – мурысонька», песенки «Кошка»,  рассматривание картины «Кошка с котятами», дидактическая игра «Где чей малыш?», изготовление дидактического материала – алгоритма рассказа.

Этап,

его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы

Результат

Психологический настрой – 1 мин.

Приветствие, установление зрительного, слухового контакта

Эмоциональная поддержка детей

Участие в приветствии

Вводно – организационное слово воспитателя

Психологическая готовность

Мотивационно – побудительный – 3 мин.

Формирование представлений о предстоящей работе

Знакомство с предстоящей работой

Восприятие  и принятие поставленной задачи

Использование сюрпризного момента

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация 2 – 3 мин.

Формирование умения составлять рассказ

Составление рассказа

Включение в деятельность воспитателя

Использование алгоритма рассказа

Составление образца рассказа

Усвоение нового  5 - 6 мин.

Поощрение стремление к проявлению инициативы

Эмоциональный настрой на самостоятельную работу

Самостоятельная деятельность

Составление рассказа с помощью алгоритма

Рассказы детей

Физкультминутка и заключительный этап 1- 2 мин.

Предупреждение утомляемости детей.

Активизация в речи прилагательных.

Совместная деятельность с детьми

Совместна деятельность с воспитателем

Подвижная игра «Кошка с котятами»

Снятие физического напряжения

Ход НОД

-Ребята, посмотрите на гостей. Сколько их? Если кто - то еще не поздоровался с ними, давайте поздороваемся.(Здороваются!)

(Сюрпризный момент.) (Стук в дверь. Приходит кошка с конвертом.)

-Как можно сказать про кошку? Какая бывает кошка? (Большая, пушистая, красивая, ловкая, умная, ловкая и т. д.).

-Давайте все вместе споем песенку про кошку:

Есть у кошки глазки,

Есть у кошки ушки,

Есть у кошки лапки –

Мягкие подушки.

Кошка, кошка, не сердись,

Не царапай деток –

Брысь!

-А  теперь пора и посмотреть, что же она принесла нам! (Смотрим).

-Дети, да она принесла нам рассказ про Таню! Хотите послушать? (Воспитатель рассказывает детям рассказ).

    «Пришла Таня с прогулки грустная. Пушок потерялся.

-Ребята. Как вы думаете, кто бы это мог быть Пушок? (Гусенок, хомячок, котенок и т.д.).

-Таня назвала Пушком котенка. Стала она своего котенка звать: «кис-кис-кис», а он не слышит. Помогите, ребята, Тане, позовите Пушка (дети произносят «кис-кис-кис»).

      Вдруг за дверью кто – то замяукал. Как замяукал? (Мяу-мяу).

      Открыла Таня дверь, а это Пушок вернулся.

-Ребята, как вы думаете, каким был Пушок? (Маленький, пугливый, глупый, веселый, игривый, шустрый, непослушный, забавный, беленький и т.д.).

-Ребята, какое настроение было у Тани, когда Пушок потерялся? (Грустное, печальное, расстроенное и т.д.).

-А когда Пушок вернулся? (Радостное, веселое, хорошее и т.д.).

-Ребята, вам рассказ понравился про Таню и её котенка?  (Да).

 - Кто хочет рассказать? А что бы вам было легче составить рассказ, смотрите на схему. (Воспитатель еще раз рассказывает рассказ с дополнениями, дети повторяют.)

     Пришла Таня с прогулки грустная, печальная, расстроенная. Пушок потерялся. Пушок еще маленький, глупый, беспомощный, забавный. Стала Таня его звать: «кис-кис-кис».  Вдруг за дверью послышалось: «мяу-мяу». Открыла Таня дверь, а это Пушок вернулся. Таня обрадовалась, стала веселая. И они с Пушком стали играть. (Несколько детей повторяют рассказ).

-Молодцы, а теперь давайте поиграем. Я буду кошкой.  Какая бывает кошка? (Большая, мягкая, умная и т.д.). А вы все будете мои котята. Какие вы будете? (Маленькие, веселые, игривые, шустрые и т.д.).

Как у нашей кошки

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

Хвостиком играют.

А у них на лапках

Острые царапки.

Длинные усищи,

Зеленые глазища.

Очень любят умываться,

Лапкой ушки почесать

И животик полизать.

Улеглись на бочок

И свернулись в клубок,

А потом прогнули спинки.

Убежали из корзинки!

-Ребята, какое у вас настроение? (Веселое, радостное и т. д.). Послушайте,  наша гостья -  кошка хочет что – то сказать. (Говорит воспитателю на ушко).

-Ей пора домой. Она всем говорит до свидания! А мы давайте ей скажем: « Спасибо за сюрприз и до свидания!». Гостям тоже скажем: «До свидания!»

                                                                                           

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности. «Познавательно – речевое развитие».

МДОУ  Детский сад «Алёнка»

Вторая младшая группа «Дружная семейка»

Воспитатель первой квалификационной категории: Емельянова Валентина Ивановна

Тема: «Сочиняем сказку».

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:  Воспитывать интерес к НОД.

                Способствовать включению каждого малыша в содержательную деятельность, стремлению к проявлению инициативы.

                Совершенствование умения сочинять короткие сказки, используя мнемомотаблицу, соблюдая последовательность.

                Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (А), (У), учить четко артикулировать их. Способствовать развитию речевого дыхания.            

               Учить согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе. Использование предлогов «за»,  «под», «перед».

               

Предварительная работа.  Беседы об осени, ситуативные беседы, опираясь на личный опыт детей, игры: «Идем в лес за грибами», «Кто любит грибы?», рассматривание картинок с изображением грибов, чтение: В. Сутеев «Под грибом»,  изготовление дидактического материала – алгоритма рассказа.

Этап,

его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы

Результат

Психологический настрой – 1 мин.

Приветствие, установление зрительного, слухового контакта

Эмоциональная поддержка детей

Участие в приветствии

Вводно – организационное слово воспитателя

Психологическая готовность

Мотивационно – побудительный – 3 мин.

Формирование умения вести диалог, развивать воображение

Постановка вопросов

Ответы

Загадывание загадки

Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу

Физкультминутка 1 – 2 мин.

Предупреждение утомляемости детей.

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с воспитателем

Словесная игра «Мы по лесу шли…»

Снятие физического напряжения

Актуализация  2 мин.

Формирование умения составлять рассказ

Составление рассказа

Включение в деятельность воспитателя

Использование алгоритма рассказа

Составление образца рассказа

Усвоение нового  5 - 6 мин.

Поощрение стремление к проявлению инициативы

Эмоциональный настрой на самостоятельную работу

Самостоятельная деятельность

Составление рассказа с помощью алгоритма

Рассказы детей

Заключительный 1 – 2 мин.

Решение проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

Участие в ситуативном диалоге, рассуждения

Постановка вопроса

Поощрение правильного решения

                                                                                                                     

                                                                                                                       Ход НОД

-Ребята отгадайте загадку: «Стоит Антошка – шляпка, да ножка».

-Что это? (Гриб) (Работа с фланелеграфом).

-Где растут грибы? (В лесу).

-Сколько грибов растет в лесу? (Много грибов растет в лесу).

-Представьте себе, что мы в лесу собираем грибы. Расскажите, где вы нашли гриб? (Работа с фланелеграфом).

-За пенечком, под деревом, перед кустом. (Дети повторяют слова с предлогами).

-Ребята, кто знает как собирают грибы? (Сорвать шляпку, вырвать из земли, срезать ножом). (Дети обсуждают каждый вариант и решают, что лучше всего срезать ножом и положить в корзинку).

Физкультминутка .

                             Мы по лесу шли

                             И грибок нашли.

                             Раз – грибок, два – грибок,

                             Положили в кузовок.

-А теперь давайте все вместе сочиним сказку про девочку, которая пошла в лес за грибами.

-Вспомните, с каких слов начинаются почти все сказки? (Жили – были).

-Давайте вместе придумаем , как зовут нашу девочку? (Дети предлагают имена, воспитатель выбирает какое – нибудь одно имя. Воспитатель выкладывает алгоритм сказки и рассказывает).

   Жила – была девочка Аня. Взяла Аня корзинку и пошла в лес. В лесу грибов много – много. Набрала Аня полную корзинку грибов и пошла домой. (Дети по схеме повторяют сказку).

-Молодец, Аня, много грибов собрала  и не заблудилась.

-Ребята, а когда кто – то заблудится в лесу, как надо кричать?

-А-у, а-у., а-у. (Дети повторяют хором и индивидуально, тихо и громко, еще громче).

- Дети, а зачем так надо кричать? (Что бы услышали и помогли выйти из леса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....