"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Лизунова Лариса Михайловна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy_kmo.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
  • Учить детей рисовать голубя нетрадиционным способом: оттиском – ладошки, располагая изображение по центру листа бумаги.
  • Закрепить понятия «зимующие» птицы.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
  • Развивать творческие способности: чувство цвета, умение размещать частей тела на свои места (глазки, клюв, лапки и крылышко).
  • Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы». Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно. Ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
  • Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам; самостоятельность, уверенность и желание заниматься изодеятельностью. Доставить детям радость от выполненной работы.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

   Иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы и волка, воробья, синицы, снегиря, вороны. Иллюстрации с перепутанным изображением птиц. Модели с видами питания зимующих птиц. Иллюстрация голубя.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

   Листы с изображением моделей видов питания зимующих птиц. Птицы: воробей, синичка, снегирь, ворона разрезанные на части (голова, туловище, хвост). Восковые мелки, листы бумаги для рисования, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вос-ль: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Иду я сегодня в детский сад и мне на встречу летит сорока. Трещит. Я конечно ничего не поняла. Не успела я, что - либо сказать, как она бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там написано. (Читают письмо, такого содержания: Я, Сорока Сороковна живу в лесу. Сегодня в лесу переполох: одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму. И подпись: Сорока Сороковна).

Вос-ль:  Давайте мы отправимся в лес и разберемся, и отправим письмо  Сороке Сороковне в лес.

Дети: Давайте.

Вос-ль: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себе и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.

Вос-ль: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух чистый! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети по очереди их называют.

Вос-ль: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, лису и зайца?

Дети: Дикие животные.

Вос-ль:  Как одним словом можно назвать воробья, синичку, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы. 

Вос-ль: Положите в одну сторону животных, в другую птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?

Дети: Да!

Вос-ль: - Озорной мальчишка в сером армячишке

                 По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

             

               - Красногрудый, чернокрылый,

                 Любит зёрнышки клевать,

                 С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

             

              - Спинка зеленоватая, животик желтоват,

                 На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)

               - Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

                 Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Дети: Отгадывают загадки, прикрепляют на фланелеграф.

Вос-ль: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Вос-ль: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Вос-ль: Ребята, а вы помните, какая была зима? Зима – суровая, вьюжная, морозная. Легко ли было птицам зимой в лесу? Почему?

Дети: ответы детей. 

Вос-ль: Да, правильно ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают корм.

Вос-ль: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

Дети высказывают свои предположения. 

Вос-ль: Правильно, дети. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь на стульчики.

Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зернышками, крошками.  

Вос-ль: Давайте договоримся их обозначать (выставляю карточку с моделью на фланелеграф)

Вос-ль: Синицы питаются зернышками, крошками, а любимое лакомство – сало, его обозначим:

Вос-ль: Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

Вос-ль: Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

Вос-ль: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто, чем питается. Я картинки с птицами положу на один стол, а с моделями на другой. Дети выходят по одному, выбирают птицу, называют какую. Потом берут карточку – модель и называют, чем питается.

Вос-ль: А что, это за конверты под деревом лежат?

Дети приносят конверты.

Вос-ль: Кто же их оставил? Давайте сядем за столы и посмотрим, что там лежит. Воспитатель достает части птичек.

   

   

Вос-ль: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно приклеить к картону, но прежде нужно найти туловище, потом голову, а потом хвост. Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он приклеил.

Вос-ль: Ах, вы мои умницы! Все сделали правильно. Давайте положим птиц в конверт и этот конверт повесим, здесь на дереве. То-то удивится Сорока Сороковна, когда увидит зимующих птиц, которые остаются жить с ней по соседству.

Вос-ль: Ребятки, мы с вами узнали зимующих птиц, давайте все вместе их назовем: воробей, синица, снегирь, ворона. А еще, с нами зимуют голуби. Они не улетают в теплые края. Ещё эту красивую птицу называют – птицей мира.  Вы хотите, чтобы у нас всегда был мир.

Дети: Да!!!

Вос-ль: Тогда мы должны его нарисовать. Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа на голубя. А вы как думаете? Где клюв? Где шея? Покажите туловище птицы. А вот какой замечательный, пушистый хвост. Воспитатель показывает на своей ладошке, а дети на своей.  Дети, взяв большую кисть, красят себе ладошку руки и крашеную ладонь крепко – крепко прижали и резко подняли вверх. Вот и получилась птичка – голубь.

Вос-ль: Какие красивые, у вас, получились птицы. Но, что, то у них не хватает.

Дети: Глаз, клюва, крыла, лапок.

Вос-ль: Давайте, берите восковые карандаши и дорисовывайте все эти части. Вы, все такие молодцы, справились. А давайте, мы с вами и этих мирных птиц положим в конверт. Вот Сорока Сороковна очень обрадуется, что у неё появились новые друзья.

Вос-ль: Ребята, а тут под пенечком корзинка стоит. Давайте, посмотрим, что в ней. Так это нам Сорока Сороковна гостинец оставила. Очень хорошо. Спасибо ей. А нам нужно возвращаться в детский сад.

Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...