Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Веселая ярмарка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Никитина Елена Валерьевна

Конспект для детей по развитию речи посредством русского фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 136» г. Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей подготовительной к школе группы «Веселая ярмарка»

 

подготовила воспитатель  

Никитина Елена Валерьевна

г. Чебоксары

2013

Программные задачи:

Развивающие задачи: Развивать у детей способность творчески использовать усвоенный языковой материал по аналогии с литературными произведениями на тему, предложенную взрослым.

Образовательные задачи: Закреплять у детей умение использовать разные части речи точно по смыслу, умение выбирать слова, верно отражающие свойства и качества предмета. Упражнять в драматизации потешек, передавать выразительный образ с помощью пауз, интонации, смысловых ударений. Отрабатывать дикцию: умение четко произносить слова, словосочетания в скороговорках, закреплять произношение звуков «р», «л», «с», «ш», «щ», «ч». Обогащать знания детей о произведениях русского фольклора.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь к произведениям русского народного фольклора.

Материал: Музыкальный зал празднично украшен, на сцене выложены разнообразные предметы народного промысла (самовар с баранками, глиняная посуда, деревянные матрешки, расписные ложки, шкатулки и др.); маски животных; корзинки; конверт с потешкой; бубен.

Предшествующая работа:  Чтение потешек, русских народных сказок, заучивание пословиц и скороговорок, инсценировка фольклорных произведений

Методические приемы:

1. Создание игровой ситуации (приглашение детей глашатыми на ярмарку).

2. Выступление детей-коробейников.

3. Введение игровых персонажей (Петрушка, Матрешка, Лисичка, Шарик).

4. Составление детьми описательных загадок.

5. Рассказывание детьми пословиц.

6. Инсценировка детьми потешек.

7. Хороводная игра «Горелки».

8. Придумывание детьми концовки потешки.

9. Хороводная игра «На горе-то калина».

10.Повторение скороговорок.

11 .Угощение детей.

Интеграция с образовательными областями: «Музыка», «Познание», «Социализация»

Ход занятия

Зал празднично украшен. Двое детей входят в зал и приглашают остальных детей на ярмарку.

1-й ребенок:

Мы сегодня всех на ярмарку зовём,

Игры, песни, пляски заведём.

И с гостями за столами посидим,

Пирогами, сладким чаем угостим!

2-й ребенок:

Подходите ближе, подходите,

И глаза свои протрите.

Мы весёлые потешники,

Известные скоморохи и насмешники!

Остальные дети входят в зал и запевают песню «На ярмарке» (автор музыки – Александр Стальмаков ,автор стихов - Светлана Гершанова), встают лицом к сцене. Дети-коробейники зазывают детей:

1-й коробейник:

У меня для вас игрушки,

Ленты, бусы, погремушки!

2-й коробейник:

Сладкие петушки

И с капустой пирожки!

3-й коробейник:

Есть у меня булочки,

Кренделя и бублики!

4-й коробейник:

Иголки не ломки, нитки, тесёмки,

Румяна, помада, кому чего надо!

5-й коробейник:

Вот орешки, вкусные орешки!

Сладкие, на меду!

Давай в шляпу накладу!

Все:

Тары, бары, растабары,

Расторгуем все товары!

Коробейники присоединяются ко всем детям.

Ведущая:

К нам со всех концов земли

Все на ярмарку пришли!

Ведущая: Богатая у нас ярмарка, сколько товара разного, вот и выращенный урожай, и выпечка! А вот и самовар с баранками, без них на Руси не обходилась ни одна ярмарка.

Дети исполняют русскую народную песню «Бай, качи-качи-качи » (садятся). Входит ребенок-Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Петрушка!

Петрушка: А я пришел посмотреть, что у вас есть интересного на ярмарке.

Ведущая: Посмотри, Петрушка, на наши товары, здесь чего только нет.

Петрушка: Хорошие у вас товары! А я тоже не с пустыми руками пришел, я ребятам загадки принес.

Петрушка загадывает детям описательную загадку.

Ведущая: А мы, Петрушка, тоже можем придумывать описательные загадки и сейчас тебе это покажем. Ребята, посмотрите на экран, подумайте и скажите, как одним словом можно назвать эти предметы? Кто хочет придумать описательную загадку об этом предмете?

Дети смотрят на экран, придумывают загадки, Петрушка их отгадывает.

Петрушка: Молодцы, ребята. Да, без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Ведущая: Петрушка, ты ведь сейчас пословицу сказал.

Петрушка: Да?

Ведущая: Петрушка, а ребята наши знают еще и пословицы, хочешь их послушать? Петрушка: Да.

Дети называют пословицы, Петрушка хвалит детей и уходит.

Ведущая: Молодцы, ребята, в своих загадках вы смогли передать характерные

признаки предметов, вспомнили разные пословицы.

Входит ребенок-Матрёшка.

Матрешка:

Здравствуйте, ребята!

Я по ярмарке ходила,

И товаров прикупила:

Дочке — платочки,

Тетке — гребешки и щетки.

Милой сестрице купил рукавицы,

А внучонку - собачонку,

Носик торчком, хвостик крючком,

Ма-а-ленькая!

А еще привезла забаву (ищет в корзине). А где же они, забавники? Я их в корзинку посадила, а они сбежали. А вот они!

Инсценировка потешек «Пирог», «Тень-тень, потетень», «Кисонька-мурл ы сенька».

Ведущая: Молодцы, ребята, разыграли интересные потешки, смогли передать

характер героев. А теперь давайте поиграем в игру «Горелки».

Народная  хороводная игра «Горелки» (дети садятся).

Выходит на середину ярмарки Лиса и ребенок-ведущий.

Ребенок:

Где ты, Лисонька, ходила?

Что на ярмарке купила?

Лиса:

Ах, иду я из Торжка,

Присмотрела петушка,

Голосистый и красивый,

Жаль, что денег не хватило!

Ребенок:

Так идешь ты без покупки?

Лиса:

Голодаю третьи сутки.

На прилавках рыбка, мясо,

Да развешаны колбасы.

Мне б кусочек колбасы,

Нету денег у лисы!

Ребенок:

Не горюй. Лисица, зря-то,

Мы хоть тоже небогаты,

Но поделимся с тобой.

Лиса:

Сжальтесь, люди, надо мной!

Берёт угощение, благодарит ребенка и уходит.

Ведущий обращает внимание детей на конверт.

Ведущая: 

Ребята, посмотрите,

Лисичка так торопилась, что выронила какой-то конверт. Давайте посмотрим, что в нем есть (открывает). Да ведь это же потешки! Только ведь потешки написаны не до конца. Давайте попробуем придумать концы фраз потешки, согласны? Дети придумывают концовки фраз потешки.

Ведущая: Молодцы, ребята, придумали концовки у потешки, подобрали точные слова-рифмы. А сейчас я приглашаю на веселую пляску.

Народная  хороводная игра «На горе-то калина» (дети садятся).

Затем вбегает пёс Шарик (мальчик) и ребенок-ведущий. 

Ребенок:

Где ты, Шарик, побывал?

Что на ярмарке видал?

Шарик:

Что увидеть там я смог?

Только много разных ног

Все торопятся, бегут,

Мне прохода не дают.

Мимо мальчик проходил,

Мне сухарик подарил.

От обеда плошку щей

И в придачу горсть костей.

Целый день я сытый был,

Даже косточку зарыл.

А разрыл скороговорки!

Я знаю такую скороговорку! (рассказывает детям).

А вы, ребята, знаете скороговорки? (да) Ну, тогда расскажите их нам. Посмотрите на экран и по картинке догадайтесь, какую скороговорку я для вас спрятал.

Ведущая: Ребята, посмотрите на экран, что там изображено? Дети называют картинку.

Кто хочет рассказать скороговорку про кукушку?

Дети рассказывают скороговорки, Шарик хвачит детей и уходит.

Ведущая: Молодцы, ребята! Сегодня вы на ярмарке повеселились на славу! Себя

потешили и гостей. Вы показали, что умеете придумывать описательные загадки,

подбирать рифмы к словам, вспомнили разные пословицы, считалки, скороговорки,

хорошо выговаривали звуки в них и отлично справились с ролями.

Ведущая:

Тут и ярмарке конец,

А кто слушал - молодец!

Ребенок: Надо бы каждому молодцу

С огорода по огурцу!

Ведущая:

А пока вы слушали,

Огурцы на огороде

Зайцы скушали.

Коль не вышло с огурцами,

Угощу вас леденцами!

Ведущая вносит пирог и предлагает детям устроить чаепитие в группе.

Ведущая:

Рады мы всегда гостям!

Всем кто нас видел,

Всем кто нас слышал.

Дети:

Доброго здоровья!

Дети выходят из зала с песней «На ярмарке» (автор музыки – Александр Стальмаков ,автор стихов - Светлана Гершанова).

Список использованной литературы

1. От рождения до школы. Программа  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

2. Русский фольклор / Сост. и примеч. В.Аникина. - М.: Владис, 2007.

4. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1994.

5. Хрестоматия для дошкольников 5-7 года. – М.: Владис, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Осенняя ярмарка"

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста в жанре народного фольклора....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по "Эх, ярмарка, ярмарка"

НОД будет полезен воспитателям подготовительных групп которые уделяют большое внимание формированию у воспитанников интереса к декоративно- прикладному исскуству....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка»

Цель: расширение представления о разнообразии народных художественных промыслов. Задачи:- закреплять представления о народном промысле «Хохлома»;- закреплять знания детей о цветовой гамме и ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему: «Ярмарка» для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему "Ярмарка" для детей средней группы...

Конспект коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Школа космонавтов» Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».Коррекционные задачи:образовательные:Учить детей отвечать простыми и сложными предложениями, вместе с детьми рассуждать о космосе.Учить соглас...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...