Волшебный мир звуков
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Чернявская Анастасия Анатольевна

Конспект занятия  по развитию фонематических  процессов в старшей логопедической группе.

Используемые современные образовательные технологии:

- театрализация;

- моделирование;

-здоровьесберегающие технологии;

- презентация.

Коррекционно-образовательные цели. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков, дифференциация слухового восприятия звуков: гласных - согласных, твердых – мягких. Формирование навыков фонематического синтеза звуков и слов, совершенствование навыков слогового анализа слов, закрепление зрительного образа букв. 
Коррекционно-развивающие цели. Развитие, слухового внимания, зрительного гнозиса, артикуляционной, и общей моторики, координации движений, конструктивного праксиса, профилактика оптической дисграфии.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

Курортный район

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Конспект интегрированного занятия

«Волшебный мир звуков»

в старшей логопедической группе

Используемые современные образовательные технологии:

- театрализация;

- моделирование;

-здоровьесберегающие технологии;

- презентация.

Педагог:                    

Логопед Чернявская А.А.            

2013 г.

Коррекционно-образовательные цели. Автоматизация правильного произношения свистящих и шипящих звуков, дифференциация слухового восприятия звуков: гласных - согласных, твердых – мягких. Формирование навыков фонематического синтеза звуков и слов, совершенствование навыков слогового анализа слов, закрепление зрительного образа букв.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие, слухового внимания, зрительного гнозиса, артикуляционной, и общей моторики, координации движений, конструктивного праксиса, профилактика оптической дисграфии. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование.  Интерактивная доска, проектор, компьютер, палочки Кьюзенера, «волшебный» куб, цветные кружки для дифференциации звуков, предметные картинки, карточки с символами количества слогов.

Предварительная работа. Уточнение характеристики гласных, согласных звуков, формирование умения определять первый звук в слове.

Ход занятия

     1.Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков.]

Дети заходят в зал. Логопед в костюме школьницы, в парике с белыми бантами. В руках держит большой куб, на котором изображены буквы.

Логопед. Здравствуйте дети, меня зовут Абвгдейка! И сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебный мир звуков. Скажите, кто издает такой звук? Ш-ш-ш-ш?

Дети. Змея

Логопед. Давайте вместе пошипим. Сделаем чашечку, спрячем ее за зубы и подуем: ш-ш-ш-ш…

Дети. Ш-ш-ш-ш…

Логопед. А кто издает такой звук? Ж-ж-ж-ж…

Дети. Ж-ж-ж-ж….

Логопед. А как водичка льется?

Дети. С-с-с-с…

Логопед. Комар летит?

Дети. З-з-з-з…

     2. Подвижная игра «определи звук» [дифференциация гласных - согласных звуков, твердых - мягких].

Логопед. Молодцы! Скажите, пожалуйста, что мы сейчас слушали?

Дети. Звуки.

Логопед. Правильно – звуки. И речь наша тоже состоит из звуков. Речевые звуки складываются в слова. А слова строятся в предложения. Скажите, а на какие две группы мы делим звуки?

Дети. Гласные и согласные.

 Логопед. Правильно, а что умеют делать гласные звуки?

 Дети. Они умеют петь.

 Логопед. Давайте вместе тихонечко споем.

 Дети. [А-а-а-а], [О-о-о-о], [У-у-у-у], [И-и-и-и] (Логопед беззвучно показывает артикуляцию звука, дети тянут нужный звук).

Логопед. Когда мы пели гласные звуки, была у нас во рту преграда?

Дети. Нет.

Логопед. Правильно. Гласные звуки тем и отличаются от согласных, что, когда мы их произносим, во рту нет никакой преграды. А согласные звуки умеют петь?

Дети. Нет.

Логопед. Точно они не поют, они только пыхтят, шипят, свистят, мычат, и, когда мы их произносим, во рту у нас преграда – или зубы, или губы, или язык, или небо. А вот все ли согласные одинаковые? Что мы знаем про согласные звуки? На какие группы делятся согласные звуки?

Дети. Твердые и мягкие.

Логопед. Точно. Звук [Б] какой?

Дети. Твердый.

Логопед. А звук [Б‘]?

Дети. Мягкий.

Логопед. Правильно! Давайте поиграем в игру? Я буду произносить звуки. А вы будете слушать. Если услышите гласный звук, вставайте на носочки и тяните руки вверх. Если услышите твердый согласный звук – руки по швам и стойте, как солдатики. А если услышите мягкий звук – садитесь на пенечки.

[А], [Б], [Б’], [У], [И],  [Т’], [П], [П”].

Дети выполняют движения в соответствии с заданием.

Логопед. Молодцы! Отлично!

     3. Презентация «Что общего и что лишнее» [дифференциация гласных - согласных звуков, твердых – мягких в начале слова].

Логопед. Посмотрите у нас тут три домика: синий, зеленый и красный. В каком домике живут гласные звуки?

Дети. В красном.

Логопед. Правильно. А твердые согласные звуки?

Дети. В синем.

Логопед. А мягкие согласные звуки?

Дети. В зеленом.

Логопед. Возьмите красный, зеленый и синий кружочек и садитесь, будем смотреть картинки.

Просмотр презентации.

Логопед. Ксюша назови, пожалуйста, что изображено на картинках.

Ребенок. Утка, утюг, улитка, удав.

Логопед. Правильно. Теперь каждый подумает, с какого звука начинаются слова, и поднимет нужный кружочек.

Дети поднимают красный кружок.

На следующем слайде: Топор, трактор, тапки, торт.

Дети поднимают синий кружок.

На следующем слайде: Тигр, тень, терка, телефон.

Дети поднимают зеленый кружок.

 Логопед. А теперь внимательно посмотрите на картинки и скажите, что лишнее?

На следующем слайде: Кошка, корабль, кенгуру, карандаш.

Дети. Кенгуру.

Логопед. Почему?

Дети. В слове кенгуру первый звук – мягкий согласный. А остальные слова начинаются с твердого согласного звука.

Логопед. Правильно, молодцы.

На следующем слайде: мяч, машина, медведь, месяц.

Логопед. А теперь, посмотрите, какой предмет лишний?

Дети. Машина.

Логопед. Почему?

Дети. В слове машина первый звук – твердый согласный. А остальные слова начинаются с мягкого согласного звука.

Логопед. Правильно, молодцы.

     4. Игра «Сложи букву» [Закрепление образа букв, профилактика оптической дисграфии].

Логопед. Ребята, скажите, а звуки можно увидеть?

Дети. Нет.

 Логопед. А с помощью чего, можно записать слова на бумаге?

Дети. С помощью букв.

 Логопед. Точно. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Подойдите к столу. (На столе рассыпаны палочки Кьюзенера.) И сделайте мне букву А. Сколько понадобится палочек?

Дети. Три.

Логопед. А теперь превратите эту букву в букву П, Т, М, У, Н, Г.

Дети последовательно выполняют задание.

Логопед. Молодцы!

     5. Игра «Звуки подружились» [формирование навыков фонематического синтеза].

Логопед. Хотите, я расскажу вам сказку? Однажды согласные звуки загрустили, что они не умеют петь. Грустно жить без песен, правда? И заплакали: [П-п-п-п], [К-к-к-к], [Х-х-х-х]. Услышали это согласные звуки и пожалели своих соседей. Звук [А] подбежал к звуку [П], встал после него, и они вместе запели – [Па]. [О] подбежал к звуку [Х], встал перед ним, и получилось – [Ох]. А теперь поиграем в игру. Я буду кидать свой волшебный кубик и называть какие звуки подружились, а вы будете петь их песенку.

Логопед. [Т], [О].

1-ый ребенок. [То].

Логопед. [Ш] [А].

2-ой ребенок. [Ша].

Логопед. [С], [У].

3-ий ребенок. [Су].

Логопед. [А], [К].

4-ый ребенок. [Ак].

Логопед. [Д], [О], [М].

5-ый ребенок. [Дом].

Логопед. Отлично!

     6. Упражнение «Посчитай слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед. Видите, какие гласные звуки нужные. А еще по количеству гласных звуков мы делим слова на части. Помните? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Давайте отхлопаем слово – девочка.

Дети. Де-воч-ка.

Логопед. Сколько частей?

Дети. Три.

Логопед. Книга.

Дети. Кни-га. Две части.

Логопед. Мышь.

Дети. Мышь. Одна часть.

Логопед. Велосипед.

 Дети. Ве-ло-си-пед. Четыре части.

Логопед. Мо-лод-цы! А теперь, поиграем. Я раздам вам карточки с картинками. Вы посмотрите на предмет, который там изображен. Подумаете сколько слогов в его названии и выберете нужную карточку с соответствующим количеством кружочков.

На ковре разложены карточки с одним – четырьмя кружками. Детям раздаются картинки с одно-двух-трех-четырехсложными словами. Они ищут нужную карточку. Затем логопед с детьми проверяет правильность выполнениязадания.

     7. Игра «Слова рассыпались». [Совершенствование навыка фонематического синтеза слов.]

Логопед. Ребята ветер пошалил и рассыпал все слова. Помогите мне, пожалуйста, собрать слова. Ковь-мор.

Дети. Морковь.

Логопед. Те-фон-ле.

Дети. Телефон.

Логопед. Ва- тра.

Дети. Трава.

Логопед. Ныш-сол-ко.

Дети. Солнышко.

Логопед. Ре- во-де.

Дети. Дерево.

Логопед. Молодцы!

      8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У.

Занятие для детей старшей логопедической группы "Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У"В работе представлен конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений, на ко...

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ» (ЗВУК «К»)

Конспект образовательной деятельности по звуковой стороне речи в старшей логопедической группе...

Программа занятий кружка "Волшебный мир звуков".

Программа "Волшебный мир звуков" для детей 5 - 7 лет с ОНР. За основу составления программы использовали программу Н.В. Нищевой. Данная программа может быть использована учителем - логопедом, учителем...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с детьми воспитателя и музыкального руководителя «На лунном облаке в волшебный мир звуков».

Игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, познавательно-исследовательская совместная деятельность....

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Волшебный мир звуков» (звуки «г», «к»)

. дифференциация звуков «к», «г»; развитие пси­хомоторики на данном звуке;2. закрепить навык произношения звуков «к», «г» в слогах, словах, фразах;3. работать над предложением;4. развивать фонематичес...