"Под осенним дождем"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Антонцева Елена Николаевна

Занятие по развитию речи в старшей группе средствами

арттерапии (имаготерапии, музыкотерапии, кинезитерапии)

«Прогулка под осенним дождем»

Цель: Закрепить знания об осенних явлениях в природе. Развивать связную речь, совершенствовать произношение звуков, отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова.  Развивать двигательную активность, способность управлять своим телом через ритмопластику и логоритмическое упражнение. Упражнять в драматизации небольшого сюжета. Учить выступать перед публикой, снимать эмоциональное напряжение, зажимы. Создать радостное настроение.

Оборудование: иллюстрации об осени (сентябрь, октябрь, ноябрь); схемы слов, обозначающих предмет, признак и действие предмета; зонтик;  шапочки медведя, зайца, лисы, ежика; фасоль; музыкальное сопровождение, фишки за правильные ответы, иллюстрация солнца.

Ход занятия:

Воспитатель:

  - Ребята, вы хотите сегодня совершить прогулку? Давайте захватим на прогулку схемы слов  и зонтик. Что обозначает каждая схема?

Мы уже путешествовали во времена года. А как вы думаете, куда же мы отправимся сегодня? В этом времени года уже не так тепло, как летом, идет дождь, листья опадают, птицы улетают. Когда это бывает? Конечно, осенью!  Какая бывает осень? (дождливая, теплая, унылая, щедрая, золотая и т.д). Действительно, осень бывает и золотой, и щедрой, и грустной. Давайте послушает фрагмент из муз. произведения П.И.Чайковского, которое так и называется «Осень»

Звучит музыка. На доске размещаются картины 3-х периодов осени: сентябрь, октябрь, ноябрь.

 А что еще происходит осенью в живой и неживой природе? (дует ветер; день становится короче;  солнце светит, но меньше греет; небо становится серым;  идет дождь или снег…)

- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

А были и другие, старинные названия осенних месяцев. Давайте попробуем их отгадать.

«Жовтень» - какому осеннему месяцу соответствует это название? (сентябрю, потому что в сентябре все желтое)

«Хмурень» - октябрь, а еще у октября есть и другие названия: грудень, грязник.

«Полузимник»- ноябрь.

Все верно! Ведь есть народная пословица: «Ноябрь – зиме родной батюшка»,

«Ноябрь – ворота зимы»

Молодцы! Отгадайте теперь мои загадки

Загадки: Ты весь мир обогреваешь

                 И усталости не знаешь.

                 Улыбаешься в оконце,

                 И зовут тебя все… (солнце)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (туча)

Пыль раздувает,

Деревья качает,

Воет, завывает,

С деревьев листья срывает,

Волны поднимает. (ветер)                                    Меня ждут – не дождутся,

                         А как увидят – разбегутся! (дождь)

Послушайте мое любимое стихотворение

«Какой дождик?»

Дождик крапал, моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял.

     Дождь слепой и проливной

     Нарастающий, грибной,

     Обложной, висячий, спорый,

     Сонный, медленный и скорый

 Как камыш, стоймя стоячий.

И холодный,  и горячий,

А еще и грозовой,

Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку.

Вот как много есть дождей

Для растений и людей   

 

Работа со схемами:

Подберите признаки к слову «дождь». 

Кто запомнил, какой бывает дождь? (дети называют словосочетания: дождь грибной, дождь мелкий, дождь частый, дождь проливной…)

Что делал  дождик? (дождь стучал, дождь барабанил, дождь моросил, дождь  крапал,…)

Давайте послушаем  детей, они подготовили стихи  об осени и дожде:

1 ребенок: Осень – времечко сырое,

Дождик льется с высоты.

Люди чаще раскрывают разноцветные зонты.

2 ребенок: Дождик, дождик целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля, вся земля от дождя промокла.

 

Ритмоплпастика «Мелкий дождик» (Звучит мелодия, дети стоят  врассыпную)

Мелкий дождик моросит:

Кап, кап, кап, кап.       (указательным пальцем стучат по ладошке другой руки)

В листьях сада шелестит

Кап, кап, кап, кап.

Мокнет мяч у ворот

Кап, кап, кап, кап.

Мокнет поле, огород

Кап, кап, кап, кап.

Что-то шепчут листья,     (потирают ладошку о ладошку)

Подойдет и спросим

Листья отвечают: «Осень, осень!»

И cползают тучи,       (плавно поднимают вверх одновременно две руки, движение плавное)

Птиц куда-то прячут.

Все сильнее ветки

Плачут, плачут.

 

Воспитатель: Как сыро  и холодно стало….

…Холодный  ветер озорной,

Листочки с дерева срывает.

И льется дождик проливной,

Да – это только осенью бывает?!

Как же быть, если идет дождь? Что нам может пригодиться  в дождливую погоду?

Ну, конечно, зонтик! Давайте посмотрим этюд, как зонтик помог нашим друзьям.

 

(Дети надевают шапочки персонажей)

Ребенок: Чтобы скрыться от дождя

Зонтик очень нужен,

Я бегу, я бегу с зонтиком по лужам.

Заяц: Холодает с каждым днем,

Очень зябко под дождем!

Апчхи!

Весь дрожу я, весь промок,

Как осиновый листок!

….Мне бы норку, да посуше-

Там согрел бы лапки, уши!

Апчхи!

Ребенок: Залезай под зонт, малыш,

Согреешь лапки, убежишь!     (Заяц прячется под зонт, выбегает Лиса, танцует)

Лиса: Зонтик ваш такой чудесный

Нам втроем не будет тесно.

Ведущая: Ты, Лисичка, поспеши,

Хвост пушистый посуши!   (выбегает медведь, танцует)

Медведь: Можно под зонтик влезть,

Нос и уши обогреть?

Ребенок: Хватит места под зонтом-

Нам не тесно вчетвером!      (Выбегает ежик, танцует)

Ежик: Пых, пых, пых –

Посмотрите на мой вид,

Под дождем я весь продрог,

До иголочки промок.

 

Ребенок: Видишь, зонтик у меня,

Прячься, Ежик, от дождя»

 

Лиса: Ой, уж очень колки

На спине твоей иголки!

 

Ведущая: Сели дружно под зонтом,

Звери вместе впятером.

…Раз, два, три, четыре, пять,

Солнце светит нам опять.

Вот и дождик перестал.

И поспешили наши зверюшки дальше по своим лесным делам.(Дети снимают шапочки, садятся на стулья)

А мы вспомним упражнение про солнышко.

 

Ритмопластика «Солнышко»

Солнышко, солнышко, (руки сомкнуты перед грудью большим кругом, потом над головой)

Погуляй у речки! (волнообразные движения двумя руками от груди)

Солнышко, солнышко (то же)

Разбросай колечки! (замкнуть «колечки» большим и безымянным пальцем  на двух руках, «разбрасывая колечки»)

Мы колечки соберем, (имитируют движения)

Золоченые возьмем,

Поиграем, покатаем (круговые движения ладонями)

И  опять тебе вернем! (поднять руки вверх, ладонями вверх)

Воспитатель: Пройдите за столы, сядьте поудобнее. Мы сейчас с вами будем рисовать зонтики… фасолью. Из фасолинок составьте контур зонтика. Посмотрим, у кого хорошо получится.

(Звучит музыка, дети выкладывают «зонтик» из фасоли)

                    Итак, наша прогулка закончилась. Вам понравилось? Что понравилось больше всего?

Все ребята молодцы, особенно наши артисты. Спасибо всем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дождь,дождь!"

Художественное творчество...

Рисование на тему:"Дождь,дождь..."

учить рисовать дождь способом прикладывания кисти к листу; правильно держать в руке кисть; формировать интерес к рисованию; развивать мелкую моторику....

Ах, дожди, дожди, дожди.

Этот проект предназначен для работы с детьми старшего возраста. Проект долгосрочный. Этот материал можно использовать на тему  "Безопасность и здоровый образ жизни"....

Конспект занятия по аппликации с элементами рисования с детьми второй младшей группы «Дождь, дождь»

Данное занятие подготовлено для детей 2-3-летнего возраста. В ходе занятия много внимания уделяется сенсорному развитию и развитию речи детей....

Квест-занятие "Дождь, дождь"

Занятие "Дождь, дождь" -аппликация с элементами рисования, проводится в форме квест-занятия. Рисуют дети также нетрадиционными способами: ватными палочками, можно и пальчиками....

Квест-игра "Дождь, дождь" (аппликация с элементами рисования)

Квест-игра "Дождь, дождь" (аппликация с элементами рисования)...