НОД по образовательной области "Коммуникация". Тема "Волшебница-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Карсакова Елена Владимировна

НОД с использованием ИКТ по о. о. коммуникация  для детей старшей группы  (5-6 лет) по теме: «Волшебница-зима».
Работа способствует обобщению и закреплению знаний детей  о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о  развлечениях зимой.

Посмотреть презентацию http://www.slideboom.com/presentations/885793/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%88%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи

за I полугодие в старшей группе

«Волшебница-зима»

составила: воспитатель МДОУ «Страна чудес»

                              Карсакова Елена Владимировна

                                                                     

г. Озёрск

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь

Проверить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о  развлечениях зимой.

Проверить умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картине. Развивать самостоятельность ответов и суждений (при ответах на проблемные вопросы и установлении причинно-следственных связей)

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарищей

Словарная работа:

Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову. Активизация словаря: приметы зимы, дикие животные, спячка, линька, подшёрсток, маскировка

Предварительная работа:

Целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами

Материал:

Презентация «Волшебница-зима», детали снеговика для физ.минутки, конверт с письмом

Ход занятия:

Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Ребятам старшей группы «Мураши»». Давайте откроем и прочитаем  (слайд 3)

Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно...
Так начинается письмо:
"Я не была у вас давно..."
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
"Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрю,
Большую ёлку подарю.
В лесу найдёте вы меня,

Среди сугробов прячусь я…

Ребята, а вы  хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? А вы готовы к разным трудностям, которые встретятся нам в пути? Тогда нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах (слайд 4)

Ну, вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. (слайд 5) Посмотрите кто нас встречает. Конечно, это Снеговик. Он поможет нам найти Зимушку. Но мы с вами должны подготовиться к встрече с ней, давайте вспомним, что мы знаем о зиме…

Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)

Теперь давайте вспомним:

- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)  

- Какие бывают ветра?

- Какая погода бывает зимой?

- Что происходит зимой на водоёмах?

- Какие стоят деревья? Почему?

- А что бывает только зимой? (снег)

- Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

- Что снег делает? (идёт, падает, кружится, ложится, порхает)

Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (мука, сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

 Правильно, ребятки! Снеговичок, наверное, про это и не знал.

Назовите слова о зиме, с которых встречается звук С: снег, снежная, снеговик, снежинка, снегурочка, заснеженный, санки…

Молодцы, ребята!

- Мы еще можем Снеговичку назвать народные приметы и пословицы о зиме:

 «Мороз не велик, а стоять не велит»

 «Зима не лето, в шубу одета»
«Спасибо мороз, что снега принес»
«Холодная зима, жаркое лето»
«Зима снежная, лето дождливое»
«Много снега, много хлеба»

Много вы пословиц знаете о зиме. Умницы!

Зиму издавна любил народ, и люди её называют «Волшебница-зима». О зиме поэты слагают красивые стихи. Кто может вспомнить и прочесть нам стихотворение о зимушке?

Чтение стихов (слайд 6)

Снеговик предлагает вспомнить, как живут зимой звери в лесу.

- Как проводят зиму ёж, медведь и барсук (слайд 7)

Ответы детей (слайд 8)

- Как живёт в лесу белка? (слайд 9)

- Для чего меняется цвет её шерсти? (слайд 10) –маскировка

- Чем  питается белка зимой? (слайд 11)

- Как заяц встречает зиму? (слайд 12) Чем он питается зимой?

Ответы детей (слайд 13)

- Что меняется в жизни волка и лисы зимой? (слайд 14) Почему они не замерзают? (вырастает тёплый подшёрсток)

- Чем питается лиса?

Ответы детей (слайд 15)

Замечательно ребята, много вы знаете о жизни диких животных зимой!

И я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – Плохо». Кто-то будет говорить «зима – это хорошо, потому что…», а другой ему будет отвечать «зима – это плохо, потому что…» (слайд 16)

Мы много работали, теперь можно и отдохнуть. Я вам предлагаю слепить Снеговика.  Что нам для этого понадобится? (слайд 17)

Правильно, комы разного размера, ветки для рук, морковка для носа и шляпа с метлой.

Приступаем!  (слайд 18) – дети на полу выкладывают снеговиков из готовых деталей

Отлично, ребята!  Вот теперь и Снеговичок знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.

А сейчас посмотрите внимательно на картину (слайд 19)

- Скажите, как можно её назвать? («Зимние забавы»)

- Как много ребят вышло гулять на улицу в солнечный зимний день. Эту картину мы уже с вами рассматривали на наших занятиях.

Сейчас вы самостоятельно составите небольшие рассказы по этой картине. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, можете дать имена детям, о которых будете рассказывать. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. (2 - 3 ребенка.).

Ваши рассказы очень понравились и мне, и Снеговичку. Но пока мы говорили с вами о природных явлениях, о жизни зверей в лесу, пока составляли рассказы о зимних забавах, Зимушка решила пошутить и приготовили нам картину-загадку. (слайд20) 

Посмотрите на неё и скажите, что в этой картине лишнее, чего не бывает зимой?  Молодцы, вы сумели найти все несоответствия, и теперь картина выглядит правильно.

Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы, и она обязательно совершит для вас чудо (слайд 21)  в группу вносится ёлка

Зимушка, как и обещала, подарила нам ёлочку для новогоднего праздника, которую мы после занятия будем наряжать.

- Понравилось вам наше путешествие в зимний лес?

- Что интересного было на занятии?

- Какое задание было самым трудным?

- За что бы вы себя похвалили?

Вы правильно отвечали, активно работали, и я тоже сделаю для вас маленькое чудо – покажу вам, как вы развлекались зимой в прошлом году (слайд 22,23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

НОДпо ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка"

Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»...

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....