Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР по лексико-грамматической теме "Части тела"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

В предлагаемом конспекте задания на активизацию и пополнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя речи, развитие связной речи, совершенствование общей и артикуляционной моторики. Использован богатый стихотворный материал по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД "Части тела"44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей  с ОНР.

Лексико-грамматическая тема « Части тела»

Цели:

Образовательные:

-закреплять понятие о частях тела; закреплять знания , полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата

Совершенствование лексического строя речи: обогащать, активизировать и расширять словарь по теме « Части тела»; закреплять понятие «многозначное слово» ( на словах язык, ножка, коса, кисть, ручка); закреплять навыки словообразования ( образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи: согласовывать существительные с прилагательными и числительными; совершенствовать умение образования падежных форм имен существительных.

Коррекционные:

Способствовать развитию правильного физиологического дыхания, общей и мелкой моторики, адекватной оценки эмоционального состояния.

Воспитательные : формировать представление о частях тела человека: глаза, уши, нос, рот, руки; о их роли в жизни человека.

Оборудование: картинки «Портрет мальчика», « Что забыл нарисовать художник», пособие « Многозначность слов», дыхательные тренажеры «Полетела бабочка», «Улетай листочек»( авторские), пособие «Куб эмоций», компьютерная презентация «Эмоции», экран, проектор, цветные ладошки из картона, карандаши.

 - Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном и интересном. А о чём мы с вами будем говорить, вы сейчас сами догадаетесь. Отгадайте загадки:

1.Актуализация опорных знаний.

Два Егорки живут возле горки.

Живут дружно,

А друг на друга не глядят.

( глаза)

Он бывает самым разным:

Добрым, верным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

(нос)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(язык)

Пять братьев годами равные, а ростом разные.

(пальцы)

Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут.

(ноги)

- Как мы можем назвать всё о чём, говорилось в загадках?

- Правильно. Это части тела человека.

2.Основная часть

1) Лексико-грамматические задания и упражнения.

А) Согласование прилагательных с существительными

- Посмотрите на портрет мальчика. Опишите его.

( Какие глаза? Какие волосы? И т.д.)

Б) Образование форм родительного падежа имён существительных

А сейчас поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник»

Нет чего? бровей, волос, ресниц, губ и т.д.)

В) Согласование числительных с существительными?

- Сколько у нас у каждого носов? А сколько ушей? А сколько глаз?

- А сейчас мы будем считать.

1 ухо, 2 уха... 5 ушей

1 глаз, 2 глаза.. 5 глаз

1 нос, 2 носа.. 5 носов и т.д.

 Антон прочитает нам стихотворение.

 Спросили как-то дедушку Кондрата

Весёлые болтливые ребята:

- К чему, уже мы думали не раз,

Язык один, а уха два у нас.

ответил дед:

Могу вам объяснить:

Чтоб больше слушать,

Меньше говорить!

-Внимательно слушать и отвечать только правильно мы постараемся сегодня.

Г) Словообразование при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

- А теперь мы поиграем в игру «Назови ласково».

голова – головка, головушка

глаза – глазки, глазоньки

ухо – ушко

волосы – волосики

- Выражением глаз, положением бровей и губ мы можем передавать наше настроение. Посмотрите на экран. Как меняется настроение мальчика?

- Подойдём к зеркалу и тоже попробуем показать разное настроение.

2).«Мимическая гимнастика»

( С использованием пособия « Куб эмоций»)

Нам сейчас играть пора.

Начинается игра!

Куб волшебный поверчу,

Что я выполнить хочу?

Любуемся собой, глядя в зеркало. Смотрим на куб, стараемся запомнить и повторить выражение лица: мы нахмурились, улыбнулись, обрадовались, удивились.

3).«Артикуляционная гимнастика»

«Весёлый язычок»

Жил весёлый язычок,

(улыбнуться)

Запирался на крючок.

(узкий кончик языка)

Хоть один он проживал,

Никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Руки вверх и руки вниз,

(язык двигается за зубами вверх-вниз)

А потом ты наклонись.

(кончик языка упирается в нижние передние зубы)

Умываться он пошёл,

Щётку в ванной он нашёл.

(язык двигается вправо и влево за нижними зубами)

Зубы чистил, полоскал

(надувать поочерёдно щёки)

А умылся – засверкал.

(кончиком языка облизывать губы)

А на завтрак язычок

Выпил тёпленький чаёк.

(«чашечка»)

С вкусным вареньем

(«вкусное варенье»)

С большим наслажденьем.

(улыбнуться)

4).Семантическое задание

Мы сделали зарядку для языка, а сейчас Артём прочитает нам стихотворение о языке.

Ты давно к нему привык.

Это твой родной язык.

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Будь ты русский иль грузин,

Но родной язык – один.

-У слова «язык» два значения. Назовите мне их.

Наш родной язык русский. Вы говорите на нём с самого детства.

 А какие русские народные пословицы, в которых говорится о частях тела, вы знаете?

5). Задание на развитие связной речи.

Объяснение значения пословиц:

Глаза боятся, а руки делают.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Руки работают, а голова кормит.

- А теперь послушаем, какое стихотворение нам прочитает Варя.

Стих «Шепчет ротик»

Шепчет Ротик: – Эй, послушай!

Что ты, Носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?

Грустный носик отвечал:

– Разве ты не замечал –

Глазок – двое, ушек – двое,

Две ноги и две руки.

Только мы живём с тобою

В одиночку, чудаки.

– Что ты, Носик, чем мы хуже?

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим,

Значит тоже двое нас!

6). Дыхательная гимнастика.

- Ротик и носик у нас подружатся, выполняя дыхательную гимнастику. Вдыхаем носом, длительно и сильно выдыхаем ртом.

(работа с дыхательными тренажёрами «Полетела бабочка», «Улетай листочек»)

7).Физкультминутка.

- Читаем стихотворение, называем все части тела и показываем их.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

8).Семантическое задание.

Многозначность слов.

Объяснить значение слов: ножка, коса, кисть, ручка.

9). Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Мы называли с вами части тела. А сейчас вспомним названия пальцев на наших руках.

Аня читает стихи, а вы называете и показываете пальчики. Погладим левой рукой по очереди пальчики правой руки и снова назовём их.

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой.

Называется ... (БОЛЬШОЙ).

Палец второй – указчик старательный.

Не зря называют его ... (УКАЗАТЕЛЬНЫЙ).

Третий в середине, совсем не последний.

Мы называем его палец? ... (СРЕДНИЙ).

Неповоротливый и упрямый

Палец четвёртый. Он ... (БЕЗЫМЯННЫЙ).

Палец последний – всеобщий любимец.

По счёту он пятый, зовётся ... (МИЗИНЕЦ).

10).Графическое задание.

А сейчас посмотрите на  экран . На нём появились  цветные короли из Карандашной страны. Они такие же разноцветные, как ладошки, которые мы с вами приготовили. А вот здесь на таблице лица этих королей. У этих королей очень разное настроение. Какое у них настроение?

А вы на своих ладошках нарисуйте такое настроение, какое у вас сейчас после занятия. Эти разноцветные ладошки с весёлыми портретами мы подарим нашим гостям.

12.Итог занятия.

Используемая литература:

1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб, 2001.

2. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр.- СПб, 2004.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР "Предлог В"

Занятие  позволяет выполнить разнообразные образовательные и коррекционные задачи в ходе отработки употребления предлога В в словосочетаниях и фразовой речи....

Конспект НОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познание. Формирование математических представлений.

Тема «Части суток».Цель: закрепление представлений о частях суток : утро, день, вечер, ночь.ЗадачиКоррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание и память, развивать связную р...

Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»

Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.         Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР по лексико-грамматической теме «Деревья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексико-грамматичекой теме "Деревья" предназначен для практической работы логопедов ДОУ. На занятии по данной теме мы закрепляем с детьми обобщ...

План – конспект занятия в старшей группе «Спички – детям не игрушка!»

Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; дать детям понятие о пользе и вреде огня. Закрепить знания о том, что горит, что не горит. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с ...

Конспект КРД в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.Тема: « В гостях у зайца и лисы. Дифференциация звуков З-Зь, С-Сь »....

Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя, учителя-логопеда и детей в старшей группе комбинированной направленности (ТНР) по формированию лексико-грамматических основ речи «Незнайка идет в армию».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад № 29муниципального образованияКаневской район     Конспектинтегрированной образовательной деятельностиу...