Итоговое занятие по теме "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Федощенко Елена Юрьевна

Занятие в средней группе "Зимушка-зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molbert.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимушка – зима».

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;

обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.

воспитательные:  воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Материал:

Мольберт, нарисованная березка, листочки желтые  с заданием приклеенные к березке, магнитная доска, набор картинок на магнитах «Чей домик», тюль-покрывало со снежинками, кормушка, сапожок, пуховый платок, валенки.

         Ход занятия.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело…

Ребята, о каком   времени года я вам прочла стихотворение?

А как вы догадались, что стихотворенье  о зиме?

*Какое сейчас идёт время года?

*Какой сейчас идёт зимний месяц?

Первый месяц декабрь,  в народе его  называют «хмуренЬ»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.

*Какой второй месяц зимы?

Второй месяц январь - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит  снег. В народе январь называют «лютовей».

*А, как называется третий месяц?

Третий месяц февраль - последний месяц зимы . Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».

В феврале день  становится длиннее?

   

Ребята, а как вы думаете, что можно увидеть в лесу?

- Голые деревья.

-Высокие елки.

-Зайчика, лисичку, волка.

- Посмотрите, ребята что это за дерево растёт (открывается занавес на мольберте - берёза)    

-Береза.

 -Вы правы, это берёзка, но она волшебная. А почему, как вы думаете? Скажи Светик.

-На березе листочки висят золотые.

 -Правильно, а что же произошло, ведь зимой деревья голые, они отдыхают, а на нашей берёзке   листочки.  

-Ребята, все деревья отдыхают, а наша березка?

- Нет.

-Что нужно же,  нам сделать?

- Нужно сорвать с нее листочки.

-Правильно мы поможем  берёзке сбросить листву, потому что она должна отдохнуть, но для этого нужно ответить на задания. Вы согласны березке  помочь?

-Согласны.

(воспитатель отрывает листочек)

1 задание: «Одень одежду на прогулку»

-Ребята, а что нужно одеть из вещей, чтобы выйти на зимнюю прогулку? Скажи Катя?

-Одежду, обувь.

-Назовите  предметы одежды зимней.

-Шуба.

-Пуховик.

-Комбинезон.

-Пальто.

-Теплые штаны.

-Свитер.

-Гамаши.

-Носки шерстяные.

-Колготки.

-Кофта вязаная.

-Варежки, перчатки .

-Молодцы. А сейчас прошу назвать обувь зимнюю.

-Угги.

-Бурки.

-Сапожки.

- Ботинки.

-Знакомство с обувью из старены – валенки.

-Замечательно. Назови Глеб зимние предметы головного убора.

-Шапка меховая, платок, берет, шапка вязаная.

-Показ пухового платка.

2 задание:  словесная игра «Доскажи словечко»

-Я начинаю читать предложение, а вы заканчиваете.

1. Заяц прыгает, а сова (летает)

2.Корова мычит, а собака лает.

3.У овцы ягнёнок, а у лошади (жеребёнок)

4. Медведь любит малину, а белка (орешки)

5. У зайца  зайчата, а у лисы (лисята)

6. Пчёлы дают мёд, а корова (молоко)

7. Астры растут на клумбе, а кактусы (в горшке,  комнатные)

8.Яблоко, груша - фрукты, а капуста, морковь (овощи)

9.У лисы лисёнок, а у медведицы (медвежонок)

Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

  Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

 Метель мела и все тропинки – (замела).

 Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

 Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

 Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

3 задание: «Мимическое упражнение»

У нас в приёмной висит  плакат,  на котором изображены дети с разным настроением.

Сейчас, я буду читать вам строки о зиме, вы попробуйте определить какая это зима злая или добрая, т.е какое настроение они у вас вызывают грустное или весёлое.

«Вот – зима волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. Дышится легко и хорошо. (Радость),

«А вот сердитая зима – старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами. (Грусть).

Хоть зима всё заморозила и замела,  мы её не боимся и вместе пойдём на прогулку.

4 задание: Игра «Пойдём след в след»

(на полу разложены  следы  из картона)

По правилам игры один шагает по следам, а другой идёт за ним след в след.

5 задание: Игра «Снежок»

Воспитатель катит снежок каждому ребёнку по очереди и спрашивает:

- Снежок какой?  (Хрупкий)

-Снежинка какая?  (Белая, пушистая ,воздушная, сказочная, нежная ,колючая, резная)

-Сугроб какой? (Большой)

-Зима какая? (Красивая, холодная ,серебристая)

-Метель какая? ( Вьюжная)

-Сосулька какая? (Холодная, прозрачная)

-Иней какой? (Блестящий, серебристый)

-Снежная баба какая? (Большая)

-Снег  какой? (Лёгкий , скрипучий, белый, холодный, мягкий, пушистый)

-Снежок какой? (Круглый, мягкий)

 А ,что можно сделать со снежными комочками?(Сугроб)

Воспитатель предлагает укрыть снежками корень дерева.

6 задание: Игра «Доскажи словечко».

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Давайте поиграем со  словом «снег».

(воспитатель  читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег».  Дети сидят на ковре под развивающимся  «тюлью-снегом».)

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки —

 Серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)»

7 задание: Чистоговорка «Зима»

Ок-ок-ок –выпал беленький снежок,

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

8 задание: «Как зимуют звери зимой»

Накинулась зима и на зверей, но не испугались они: у одних тёплые шубы, медведь  в берлоге лапу сосёт, белка в дупле орешки грызёт. Да вот и они, сами о себе расскажут.

Медведь: Я зимой под вьюжный вой

Сплю в избушке снеговой.                                   Артём Путилин

Пусть мне во сне присниться мёд.

Проснусь, когда весна придёт.

Ёжик: Послушайте меня,  детишки.

Зимой я тоже сплю как Мишка.

Я поохотился за лето:                                          Егор Сиволапов

Грибы искал, мышей ловил.

Мне нужно отдохнуть  за это,

Устал я, выбился из сил.

Белка: Я, белочка к зиме старалась:

Меняла шубку запасалась,                                Полина  Захарова

Дупло листвою  утеплила,

Чтоб зимой тепло мне было.

Зайка: К зиме я, Зайчик, полинял.

И цвет у шубки поменял.                                   Максим Иванисов

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.

Чтоб злым не быть, не голодать -                      Ваня Пономарев

Рыщу, охочусь, не устану,

Зимой мне трудно пищу добывать.

Лиса: Я хитрая лиса плутовка.

Мой мех пушист, красив и тёпл.                       Лиза Зайцева

Чтоб поживиться в зимний холод –

Брожу по лесу мимо сёл.

*Кто из животных спит зимой?

*Чем питается ёж?

*Как называют медведя , который зимой не спит?

(Звери, которые зимой  спят, присаживаются на стульчики)

*Дети, посчитайте, сколько зверей осталось?

*Кто из зверей стоит первый ,последний?

*Если уйдёт белочка, сколько зверей останется?

*Кто меняет шубку с  оранжевой,  на серую?

*Зачем белке хвост?

*Кто самый большой зверь?

*кто из животных бродит стаями?

*Кто враги у зайца?

*Каким животным живётся легче, диким или домашним? Почему?

5  признаков живого.

9.задание: «Назови детенышей»

Дети находят детенышей по опорным картинкам:

Лиса - лисята

Волк – волчата

Белка - бельчата

Заяц – зайчата

Медведь – медвежата

10.задание.Игра – имитация «Кто как двигается?»

Заяц – прыгает

Медведь – идет вразвалочку

Лиса – крадётся

Белка – прыгает

Волк – рыщет.

11. задание:  «Чей домик?»

-Ребята, посмотрите ветер, перемешал листочки с заданием, нам надо соединить животных с их домиком (детям предлагаются  пазлы,  с картинками животных и их жилищ).

  -Скажи  Даша,  кто у тебя на картинке нарисован?

-Собака.-Какой домик у собаки?

-Конура.- Дима, а у тебя кто нарисован?

-Мышка.- И где же живет твоя мышка?

-В норке.- Светослав, кто нарисован на твоем пазле?

-Рыбка, она живет в аквариуме.- Какой домик у  тебя Витя?

-Дупло. В нем живет белка.- Сережа у тебя кто нарисован?

-Клетка для попугая.-Спасибо, вы старались молодцы.

-Молодцы ребята, все старались ответить. Продолжим помогать нашей березке (воспитатель отрывает  листочек.)  

12.задание: «Найди отличия у снеговиков»

(На магнитной доске 2 снеговика)

-Ребята, давайте найдём  отличия между ними.

13.задание: «Дидактическая игра - беседа «Покормим зимующих птиц»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть  кормушку.

*Что в руках у воспитателя?

*Для каких птиц сделана эта кормушка? ( Для зимующих.)

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри!-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

*Кто они,  зимующие птицы? ( Те, птицы которые не боятся  мороза.)

*Кто, из полей и лесов, переселяется к жилью человека? (Вороны, сороки, галки, синицы.)

*Поют  ли  птицы, в мороз? (Умолкают, нахохливаются, прячутся в безветренные места.)

*Чем нужно подкармливать птиц  зимой? (Семенами подсолнечника, тыквы,  дыни, арбуза, крупой, крошками хлеба.)

(воспитатель на кормушку насыпает корм)

*Что нужно для того, что бы ни заболеть?

(прежде всего,  соблюдение правил безопасности в зимнее время)

*не расстёгивать одежду;

*не снимать шапку;

*не есть снег;

*не брать в рот сосульки;

*не садиться на снег и лёд;

*нельзя прикладывать язычок к металлу;

*нужно ходить посередине тротуара;

*нельзя кататься стоя на санках;

*кидать снег в лицо запрещено.

Ребята, это был последний листок , берёзка благодарит вас за помощь .Она оставила для вас подарок. Что бы мы с вами быстрее попали на праздник.

*Какие зимние праздники вы знаете?

(31 декабря – Новый год, 7 января - Светлый Праздник  Рождества Христова, 23 февраля – День Защитника  Отечества.) В конце  февраля  люди прощаются с зимой и готовятся к  встречи весны.

*Этот год, был годом змеи. А,  как будет называться следующий год. (Лошади)

  Сюрпризный момент

        

Под берёзкой воспитатель берёт сапожок. В нём находятся  бубенцы, картонные сапожки на каждого ребёнка, сбрую с вожжами.

(ребёнок  «лошадка», одевает сбрую с вожжами и берёт в руки колокольчик с бубенцами,  дети держатся за вожжи и под  музыку покидают  групповую комнату.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект занятия "Итоговое занятие о зиме"

 Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе  на тему:: «Итоговое занятие о зиме»...

Занятие по математическому развитию «В гости к Бабе-Яге» контрольно-итоговое занятие в старшей группе.

Цель:Ø Закрепить названия геометрических фигур – многогранников (ромб, трапеция, пятиугольник и т.д.);Ø Развивать у детей настойчивость в достижении цели, умение сосредотачиваться, логическое мышление...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Итоговое родительское собрание "Мы знаем, мы можем" (просмотр итогового занятия для родителей)

Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем»Тема: «Всё мы знаем и умеем»Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений дете...