Развитие коммуникативных навыков и творческого воображения
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

        Выбор темы определён тем, что количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, речевые нарушения становится всё сложнее и сложнее. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А ведь  овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению. Поэтому актуальна проблема поиска оптимальных путей развития связной речи. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед первой квалификационной категории ПЫДРИНА Елена Николаевна Развитие коммуникативных навыков и творческого воображения дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью

Слайд 2

ЦЕЛЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ : Формирование у детей самостоя -тельной , грамматически правильной, четкой речи, с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Слайд 3

С помощью этих игр можно : Оценить уровень овладения некоторыми необходимыми умениями и навыками таких образовательных областей как « познание» и «коммуникация» .

Слайд 4

Дидактическое пособие « Прищепки- обучалки » Развивает : мелкую моторику рук, сенсорные навыки, пространственные отношения, математические представления, лексико-грамматический строй речи, коммуникативную функцию речи и воображение .

Слайд 5

Варианты игр c этим пособием : Игра «Цвет» Игры с цифрами Игры на понятие величины Игра «Геометрические фигуры » Игра «Развиваем фонематический слух»

Слайд 6

Игра « Слоги» Отмечаем слова, состоящие из 1 слога красными прищепками, из 2 слогов – синими, из 3- жёлтым.

Слайд 7

Игра «Наш отличный ряд»

Слайд 8

Игра «Сам себе сказочник»

Слайд 9

Играть с прищепками можно очень увлекательно!

Слайд 10

Дидактическое пособие « Пульт управления» Формирование зрительно-двигательной координации. Формирование чувства пространства на микроплоскости. Развитие мыслительных процессов. Развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи. Развитие творческого воображения.

Слайд 11

«Буратино-альпинист» Автоматизация, дифференциация поставленных звуков. Развитие силы и высоты голоса. Развитие фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие внимания, памяти, мышления. Развитие словаря. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.

Слайд 12

Наглядно-дидактические пособия и игры позволяют в доступной и интересной форме развивать познавательный интерес у дошкольников и имеют большое значение для появления фразовой и развития связной речи. Еще К.Д.Ушинский говорил о том, что « ребенок мыслит формами, красками , звуками, ощущениями».



Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Развитие коммуникативных навыков и творческого воображения дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью»

     Выбор темы определён тем, что количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, речевые нарушения становится всё сложнее и сложнее. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А ведь  овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению. Поэтому актуальна проблема поиска оптимальных путей развития связной речи.

Целью коррекционной работы всех специалистов группы на весь период обучения в логопедической группе являлось формирование у детей самостоятельной, грамматически правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она реализуется в процессе формирования диалогической и монологической форм речи.

      Детей с ОНР отличают: трудности планирования высказывания; ограниченный словарный запас, полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение слоговой структуры и т.п. А вследствие этого такой вид речевой деятельности, как творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи дается с большим трудом, чаще не сформировано.

      Из проведённых ранее мониторингов было выявлено, что   большинство детей группы имеют типичные трудности в развитии связной речи. Для них характерно нарушение связности и последовательности изложения;   низкая информативность; бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка; пропуски смысловых звеньев и ошибки; повторы слов, паузы по тексту; низкий самоконтроль за уже поставленными звуками, необходимость в стимулирующей помощи. Составляя рассказ по серии сюжетных картинок, дети не понимали смысла содержания этих картинок, не могли установить причинно-следственные связи. При составлении фраз, пересказа долго «держали» паузу, подбирая нужные слова; испытывали затруднения в построении правильных конструкций предложения; нарушали логику изложения.  

Необходимо помнить, что именно наглядные дидактические средства будут оказывать  более сильное и стимулирующее влияние на процесс обучения детей с ОНР, потому что в логопедической группе доминирующим является наглядно-образное мышление. Именно поэтому предметно-развивающая среда в группе может стать значимым фактором, влияющим на развитие речи детей.

 Предметно-развивающая среда, содержательное общение со взрослыми – вот  необходимые условия, при которых ребенок будет расти и развиваться.

Слайд 2

С этой целью мною были разработаны ряд дидактических игр и пособий.

С помощью этих игр можно оценить уровень овладения некоторыми необходимыми умениями и навыками  таких образовательных областей как «познание» и «коммуникация» - знание основных цветов и их оттенков, количественный счёт, знание основных геометрических фигур, величину предметов, пространственные отношения, провести исследование фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя речи и связности высказывания.         

В ходе игры можно провести мониторинг в естественных для ребёнка условиях, меньше использую тестовые задания, которые далеки от повседневной жизни детей, и которые не в состоянии в полной мере отразить реальные возможности ребёнка.

Слайд 3

  1. Дидактическое пособие «Прищепки-обучалки»

Дидактическое пособие представляет собой:  

- фетровые и картонные неоформленные предметы разного цвета,  

 - цветные картонные геометрические фигуры (они заминированы,  поэтому дети могут на них легко рисовать с помощью маркера, преобразовывать их  в зависимости от поставленной цели),

 -  прищепки разного размера, сделанные из пластмассы или дерева, деревянные, раскрашены детьми в разный цвет, к некоторым прищепкам приклеены предметные картинки (необходимые для решения тех или иных задач).  

 - Картонные круги среднего диаметра. Разделённые на 7-8 секторов. В секторах могут находиться цифры, буквы, предметные картинки.

Данное пособие можно использовать с детьми разного возраста, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.

С помощью игр с прищепками можно развивать не только мелкую моторику рук, но и закреплять сенсорные навыки, пространственные отношения, развивать математические представления, лексико-грамматический строй речи, а также развивать воображение и  коммуникативную функцию речи.

Слайды с 4-9

Игры с прищепками

Варианты игр:

Игра «Цвет»

Такая игра подойдет для самых маленьких. Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой, находящейся на круге. Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую.

Игры с цифрами

Научите малыша соотносить цифру с количеством. Например, возьмите одинаковые полоски и предложите прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

Игра на понятие величины

Возьмите картонные полоски различной длины. Предложите малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку, к средней — две, к самой длинной – три.

Игра «Живая – неживая природа»

Предложите ребенку красными прищепками отметить и назвать картинки относящиеся к живой природе, а синими – к неживой. По аналогии можно провести и дифференциацию понятий зимующие, перелётные птицы, дикие, домашние животные и т.п.

Игра «Развиваем фонематический слух»

Предложите ребёнку прикрепить прищепки синего цвета к тем словам, которые начинаются на звук «М» или найти картинки, в которых заданный звук находится в середине или конце слова.

Игра «Слоги»

Отмечаем слова, состоящие из 1 слога красными прищепками, из 2 слогов – синими, из 3- х жёлтыми.

Игра «Наш отличный ряд»

Возьмите картонные полоски и научите ребёнка прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом вы развиваете у ребёнка чувство ритма, расстояния. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т.д.

Игра «Геометрические фигуры»

Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.

Игра «Сам себе сказочник»

Из прищепок и геометрических фигур можно смастерить интересных героев – человечка, домик, елочку, солнышко, змейку,  цветочек, башенки. Ведь прищепки – не хуже конструктора. Сделав таких человечков, преобразовав геометрические фигуры, ребёнок сможет сочинить любую сказку. И такая игра не только будет способствовать развитию моторики ребенка, но и разовьет творческое воображение и связную речь.

Играть с прищепками можно очень увлекательно.

Слайд 10

Дидактическое пособие «Пульт управления»

Данное пособие не только тренирует мелкую моторику пальцев, целенаправленность действий, но и способствует решению многих дидактических задач.

Дидактические задачи:

  1. Формирование зрительно-двигательной координации.
  2. Формирование чувства пространства на микроплоскости.
  3. Развитие мыслительных процессов.
  4. Развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.
  5. Развитие творческого воображения.

Данное пособие может применяться на индивидуальных, подгрупповых занятиях. Площадь логопедического кабинета позволяет использовать пособие в качестве тренажёра, в результате чего дети имеют возможность в свободное время развивать мелкую моторику рук, закрепить свои знания, коммуникативные отношения и т. д.

Манипуляции разными кнопками и выключателями хорошо развивают руки ребёнка, развивают фантазию. , способствует освоению многих бытовых действий.

 Пособие представляет собой панно, состоящее из небольшого куска гладкой фанеры, к которому прикреплены: выключатель для лампочек, кнопка звонка, калькулятор, часы, задвижка, маховик, шпингалет, небольшой замочек с ключами, горловина с резьбой от пластиковых бутылок, молния.

Варианты игровых моментов, творческих игр.

• «Космические спасатели»

• «Путешествие на корабле»

• «Один дома»

• По мотивам сказки «Аленький цветочек» и  т.д.

Например: по мотивам сказки «Аленький цветочек»

Сегодня мы отправимся в морское путешествие. Волны вынесли нас к берегам прекрасной сказки. Она называется «Аленький цветочек»

• В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец. И было у него три дочери. Вот собрался купец по своим торговым делам за море, в тридесятое царство, и спрашивает своих дочерей, какие гостинцы им привести.

• - А что бы вы заказали купцу в тридесятом царстве?

• Старшая дочь попросила золотой венец на голову. Средняя сестра заказала зеркальце из хрусталя. А младшая Настенька – аленький цветочек, краше которого нет на всём белом свете.

(Работа с пультом, включить, поднял парус, снимаемся с якоря.)

• Вот приплыл купец в страны заморские. Свои товары продал, отыскал подарки для дочерей, только не нашёл подарка для меньшой, любимой дочери. Нигде нет цветочка аленького. Поплыл купец дальше и приплыл на остров. А на острове на поляне купец нашёл сказочный аленький цветочек. Но цветочек растёт за двумя замками, давай поможем купцу, откроем замки.

• Вот и вернулся купец домой. Привёз подарки для своих дочерей

«Один дома»

• На свете бывают хорошие и плохие, злые и добрые люди. На улице нас подстерегают разные опасности. Но и дома мы не отгорожены от опасностей.

• Давайте вспомним сказки, где главные герои оставались дома одни. Хитростью и обманом вынуждали открыть дверь и пытались их съесть. («Петушок – золотой гребешок»; «Волк и семеро козлят»)

• Но, запомните, ребята, это сказки. А в сказках всегда хороший конец. В жизни бывает по-другому.

• Представь, что ты дома один. Надо закрыть дом, квартиру (дверная цепочка с петлёй, замок, шпингалеты). А кому можно открыть дверь? Только родным.

• Что надо делать, Как надо себя вести, если незнакомый вам мужчина или женщина ломится к вам в дверь? Позвонить в 02, сказать полностью имя, фамилию, сколько лет, домашний адрес, телефон. (берёт трубку, набирает номер, говорит).

Слайд 11

Дидактическое пособие «Буратино-альпинист»

Пособие представляет собой панно,   на котором изображена гора, в виде ступенек, на каждой из которых картинки, в данном случае с левой стороны картинки со звуком р, а с левой рь. На ниточке-страховке прикреплена фигурка Буратино. Ребёнок передвигает Буратино по ступенькам и называет картинки. Если слово произнесено правильно, ребёнок передвигает Буратино на следующий уступ-ступеньку, если неправильно или недостаточно хорошо, повторяет слово. Героев можно менять (для усиления игрового эффекта). У подножья горы – кочки с красными кружками, передвигаясь с кочки на кочку – можно пропеть гласные. В центре – сюжетная картинка, по которой можно составить предложение, ниже выложить его схему, составить рассказ. В левом верхнем углу солнце с лучиками разной длинны и разным количеством делений, соответствующие количеству слогов в слове. В правом верхнем углу облака с липучками, на этих облаках можно выложить звуковую схему слов. Предметные, сюжетные картинки, звуковые схемы, схему предложения легко можно заменить, так как панно оснащено липучками.

Данное наглядно-игровое пособие решает следующие задачи:

  • Автоматизация, дифференциация поставленных звуков.
  • Развитие силы и высоты голоса.
  • Развитие фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Развитие  внимания , памяти, мышления.
  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.

Данное пособие может применяться на индивидуальных, подгрупповых занятиях.

Варианты игр:

«Запомни и назови картинки», «Чего не стало», «Что изменилось» и т.д.

Слайд 12

         Таким образом, наглядно-дидактические пособия и игры позволяют в доступной и интересной форме развивать познавательный интерес у дошкольников и имеют большое значение для появления фразовой и развития связной речи.

Еще К.Д.Ушинский говорил о том, что « ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"

Опыт работы по теме "Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"написан в стихах собственного сочинения и отражает крадко актуальность данной темы,цели,задачи,формы работы с ...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР средствами коллективной творческой деятельности

Статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи черех технологию Иванова "Коллективное творческое дело"...

Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОСТРОВНОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕКЦИИ ОБЛАСТНОЙ II НАУЧНО &ndash...

«Развитие коммуникативных навыков, творческих и артистических способностей средствами театрализации»

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы реализации содержания  образовательных областей.А именно связанные с:-   ...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ТНР В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА».

В статье рассматриваются этапы развития коммуникативных и эмоционально-волевых навыков у детей с ТНР, посредством работы со сказкой и театрализованной деятельности в рамках творческого проекта; методы...