«Развитие коммуникативных навыков, творческих и артистических способностей средствами театрализации»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Тагирова Елена Михайловна

  Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы реализации содержания  образовательных областей.

А именно связанные с:

-    развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

 - формированием эстетического вкуса и др.

Но самое главное, что театральная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, то есть  способствует развитию интегративных качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый просмотр для педагогов40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 комбинированного вида

На тему: «Развитие коммуникативных навыков, творческих и артистических способностей средствами театрализации»

                                                                        Составила и провела:

                                                                        Тагирова Е.М. –

                                                                                           воспитатель

Голицыно

2018

Актуальность

  Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы реализации содержания  образовательных областей.

А именно связанные с:

-    развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

 - формированием эстетического вкуса и др.

Но самое главное, что театральная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, то есть  способствует развитию интегративных качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 Цель:

Развитие творческих и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрального искусства. Приобщить детей к театральной культуре.

Задачи:

Развивать умение выражать свои чувства через вербальные и невербальные средства общения.

Создать условия для проявления самостоятельности и субъективной позиции в театрализованной деятельности средствами стимулирования интереса к творчеству и импровизации в процессе воплощения образа.

Формировать умение понимать главную идею литературного произведения.

Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

Работу над постановкой театрализованного представления проводится в несколько этапов:

1.Подготовку к театрализованной деятельности начинаю с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Выясняется не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовывать прочитанное. Поэтому при чтении используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для лучшего понимания литературного текста используется прием «Нравственная лестница». Дети располагают героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопрос взрослого. При рассматривании иллюстраций обращается внимание на эмоциональное состояние персонажей.

2. Второй этап – организационный. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Обсуждается с детьми количество ролей, назначаются актеры, продумываются декорации, озвучивание. Здесь дети учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей. Стараюсь сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе.

3.Следующий этап - предполагает работу над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у младших школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Эти задачи возникают в игровой деятельности.

Дети внимательно слушают сказку, активно сопереживают героям, эмоционально откликаются на содержание сказки.

У детей проявляется словотворчество.

С небольшой помощью могут описать сказочного персонажа, не перебивают, слушают и дополняют друг друга.

С большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю, распределению ролей.

Родители стали активными участниками в подготовке к спектаклю.

Содержание работы:

С детьми:

-просмотр спектакля приезжего театрального коллектива ;

-беседа с детьми;

-Обыгрывание этюдов;

-создание игровой среды для самостоятельной  театральной деятельности детей в детском саду.

С родителями:

-изготовление в группу новых видов театра.

Ожидаемые результаты:

-вовлечь родителей в жизнь детского сада;

-пробудить интерес детей и родителей к театру;

-заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Особенно если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.

Вначале фрагменты произведения используются как упражнения. Например, в сказке «Заюшкина избушка» детям предлагается прогнать лису от лица медведя и петуха, после чего обсуждается, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз работа усложняется, предлагается одному ребенку разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова за каждого). Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Стараюсь предоставлять детям больше свободы в действиях, имитации движений.

В работе над ролью предлагается детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются; продумывать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. Предлагается выбрать по желанию любой понравившийся эпизод и разыграть его молча, зрители должны догадаться, о чем идет речь.

Предлагается детям меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.

На этом этапе идет работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

Именно процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

4. Организуется в группе «Творческая мастерская», по возможности создаются необходимые костюмы или элементы костюмов, делаются декорации, украшается помещение, где будет наше действие, готовятся подарки гостям. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроения куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

Обсуждается с детьми проект будущей афиши, воплощается наш замысел в коллективной работе. Работа в мастерской развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление.

5. Во время спектакля детьми будет разыгрываться настоящая праздничная театральная атмосфера – раздаваться билеты, разноситься на подносах угощение гостям, при этом будет звучать музыка, царить праздник. Постоянными гостями таких представлений станут дети дошкольного учреждения, начальных классов и родители. После спектакля будет проводиться обсуждение, где дети оценят свои успехи и неудачи. Во время обсуждения, беседы можно будет выяснить насколько критически они способны относиться к собственной игре.

Таким образом, театрализованная деятельность позволит каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения.

3.Уроки с элементами театрализации

Из практики своей работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении уроков. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее.

Элементы театрализации стараюсь включать на разных уроках: литературного чтения, русского языка при развитии речи, математики, обучении грамоте.

Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

предметно-развивающая среда

Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в школе созданы благоприятные условия.

Имеется уголок театрализованной деятельности в виде сцены (подиума) с занавесом. В нем широко представлены: 

  • различные виды театров (театр петрушки, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, театр игрушки, плоскостной театр). 
  • Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит. 
  • Атрибуты для различных игровых позиций: 


- «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит, грим);

- «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками, видеозаписи).

Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. 


Вывод:

- В группе созданы необходимые условия по формированию у дошкольников представления о сказке;

- Воспитанность уверенность в себе, в своих силах, свободно держаться на сцене;

- пополнение театрального уголка;

- повысился  интерес родителей к жизни детей в ДОУ;

В реализации проекта приняли участие:

-дети второй коррекционной группы;

-родители;

-воспитатель.


Приложение

Сценарий  музыкальной  сказки  «Теремок»https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/29/instsenirovka-russkoy-narodnoy-skazki-teremok-starshaya-gruppa

(Подготовительная   группа)

Ведущий: Любят сказки все на свете: любят взрослые и дети ,расскажу я вам одну как все жили в терему.

На лесной  опушке  в  солнечный  денёк, построил  кто-то  новый  красивый  теремок.

(выходит  мышка  и  с довольным  видом  обхаживает  свой  теремок)

Мышка: Ох, хорош мой  теремок,

Он  ни  низок, не  высок.

Я  открою  шире  двери – заходите  в  гости  звери.

Испеку – ка  я  сластей  к чаю  для  моих  гостей.

(мышка уходит в терем, выходит дочь-мышонок с веником, подметает вокруг дома)

Ведущий: есть у мышки дочь-мышонок, помогает ей во всём

Чуть проснётся спозаранок – уж обходит дом кругом.

(уходит  в   теремок. На   опушке   появляются  комарик  и  муха.) 

Ведущий: слышу кто-то там пищит - вон смотри комар летит,

Комар бравый кавалер муху не бросает: ведь бедняжка еле – еле крылья поднимает.

Комарик:  Я – Комарик  удалой  летел  дорогою  лесной

На  опушке  теремок  я  увидел  расписной.

Муха: Целый  день  верчусь, кручусь всё  дела  я  ворочу.

Крылышки  мои  упали, ноженьки  мои  устали.

Отдохнуть бы  мне  немножко, загляну – кА я в окошко…

(выходит мышка.)

Мышка :Я  гостей  сегодня  жду, я  вас  чаем  угощу.

Комарик: Вот  спасибо мышка   наша, пляску с  мухой  тебе  спляшем.

(пляска  «муха  с  комаром»)(заходят в теремок)

 (на  опушке  появляется  лягушка)

Ведущий: а тут на опушке появились две подружки пучеглазые лягушки. Прыгают  играют никого не замечают.

Мы - лягушки  - попрыгушки  долго  по  полю  скакали,

Очень  сильно  мы  устали, где  б  нам  бедным   отдохнуть, где  б  нам   ножки  вытянуть?

(видят теремок, стучатся.)

Все выглядывают: «Кто  стучится  к  нам  в  окошко, погодите-ка  немножко…

(все  выходят  смотреть  кто  пришёл.)

Лягушка : (поёт)  мы  лягушки  ква, ква, ква, так  зовут  все нас   не  зря

В жаркий день  и  слякоть  обожаем   громко  квакать, ква, ква, ква.

Мышка:  «Заходите, гостям    рады, будем  чай  пить  с  пирогами».

(заходят  все  в  теремок)

Ведущий: на  опушке целый день скачут зайцы - вот не лень .В чехарду играют ловко ,барабанят в  старый пень.

На  опушке  появляется  Зайка, неожиданно  видит  теремок,  удивляется)

Зайка: какой  чудный  теремок, кто  его  построить  смог?

(стучится ,выглядывают  все  из  теремка,)

Мышка: Кто  стучится  в двери к  нам? пирога  я  гостю  дам.

Зайка: А я  зайка - побегайка  в  барабан  люблю  играть. Целый  день   пробегал  бойко, а  теперь  хочу  поспать!

Не один сегодня я, и    со мной мои друзья.

Мышка: Поиграйте-ка     немножко, барабана  нет - вот  ложки.

(зайка  играет  на  ложках.)

Мышка: вот   так  Зайцы, заходите   и  у нас  вы   погостите.

(заходят  в  теремок  ) ( На  опушке  появляется  красавицы  Лисы.)

Ведущий: На опушке показались две красавицы лисы.

На опушке показали они конкурс красоты.

 (показ  нарядов ,  что  накупили .Затем проходят  в  теремок)

Лисы: Вот так  чудо – теремок, отдохнём-ка  там     часок.

(обходят теремок  со  всех  сторон. Заглядывают  в  окошко.)

Мышка: ходит кто-то всё  кругом, позовём  его  мы  в  дом.

Лисы: Мы   лисички  в  рыжих шубках    красовались  целый  день,

Всё  наряды  примеряли, отдохнуть  бы  нам  теперь.

(показ нарядов, что накупили.

Затем проходят  в  теремок.  Выходит  на  опушку  Волк. Осматривает  теремок.)

Ведущий: Этот гость серьёзный, важный, в спорте первый он всегда, чуть задирист, но отважный в беде не бросит никогда.

С ним ещё его друзья – разлучаться им нельзя.

Волк:  Я  волчок   зубастый, серый,  навещу - ка  я  соседа.

Эй, сосед  дверь  открывай, пригласи  меня  на  чай!

И друзей моих пожалуй, пирогами их побалуй.

Мышка:  Дверь  открыта  заходи  на  соседей  погляди.

Волк: разомнёмся для  начала, а потом  уж  можно  чая.

(делает физкультминутку, вместе с ним все остальные, заходят  в  теремок)

Ведущий: Вон из леса к нам соседи: идут бурые медведи. Хоть они и косолапые ,бочку крепко держат лапами.

 (Выходят  медведи танцуют  с  бочонком, вдруг  замечают  теремок.)

1-ый Медведь: Я  медведь, лесной  сластёна, толстый, бурый  я  добряк. Ох, наелся  много  мёда  отдохнуть  хочу  -  вот  так.

2-ой медведь : да и я устал немножко, где б прилечь – Хоть на дорожке.

(вдруг  замечают  теремок.)

Медведи: Вот  удача   -  теремок! Там  поспим-ка  мы  часок.

Все звери хором: Что  вы  Мишки, погодите. К нам  Вы  в  терем  не  ходите.

Ведущий: не поймут они, в чём дело? Не пускают в дом соседа. Так клонило Мишек в  сон, что полезли  на пролом, влезли в терем – ах!  Развалился на глазах.

Звери в страхе разбежались, Без жилья они остались.

(медведь  всё  равно  пролезает  в  теремок, несмотря  на  протест  всех  зверей, теремок  падает, звери  разбегаются, охают. Затем дружно поднимают теремок  со  словами.)

Ведущий: Но не будем  унывать, будем  терем  поднимать.

стал наш терем выше, краше,

Дружба крепче стала наша.

Вместе все решили жить, крепкой дружбой дорожить.

Что ж друзья в наш  круг вставайте, дружно пляску начинайте.

(под песню «если друг засмеётся подари ему солнце…»)

Ведущий: мы вам сказку рассказали, да всё в лицах показали :если сказка вам по нраву нам похлопайте на славу.

 Роли исполняли:

Мышка – Даша Рощина;

Комарик – Артем Волков;

Муха – Анжелика Кузина ;

Лягушки – Вероника Афанасьева; Камилла Зиникова;

Зайка – Клим Пичугин; Максим Давыдов;

Лисички – Аня Толкачева; Соня гончарова; Влада Алексеева;

Волк + друзья волка – Паша Лашманов; Даниил Черноталов;

Медведь – Витя Жестков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР средствами коллективной творческой деятельности

Статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи черех технологию Иванова "Коллективное творческое дело"...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, ...

Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автор раскрывает основные способы и механизмы социализации в детском возрасте: участие ре...

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста средствами игровых методов

Учёными установлено, что развитие коммуникативной функции речи ребенка зависит от наличия мотивации, возникающей на основе побуждения высказать свои чувства и мысли. Речь ребенка раннего возраста пред...