Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: "Грач на горе - весна на дворе" в старшей группе.

    Ирина Викторовна Сенченко

    В ходе непосредственно-образовательной деятельности дошкольники знакомятся с народными приметами ранней весны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod.docx15.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    интегрированного занятия

    по программе «Детство»

    на тему:

    «Грач на горе – весна на дворе»

    (старшая логопедическая группа)

                                                                Подготовил:

                                                                 воспитатель Сенченко И.В.

    март 2006 год

    Программное содержание:

     Уточнять и  расширять знания детей о времени года Весна, о первом месяце весны – марте, его характерных признаках.

    Развивать  умение детей устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменением жизни птиц, выделять особенности сезонной жизни зимующих  и перелетных птиц, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли.

    Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями (грач горластый, Герасим – грачевник, протальник, капельник).

    Закреплять знание дней недели, их очередность, название.

    Воспитывать у детей интерес к природе, развивать у них умение наблюдать, замечать происшедшие изменения.

    Оборудование:

     Фланелеграф; силуэты зимующих птиц, грача; кормушка с кормом для птиц; картина Саврасова «Грачи прилетели»; магнитофон; грамзапись с весенними звуками (журчание ручья, птичьи голоса, капель).

    Ход занятия:

    Воспитатель :     Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит

                                  Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.

                                  Что за месяц? Кто узнает?

    Дети:                     Это месяц март.

    Воспитатель :     Скажите, как в народе называют месяц март?

    Дети:                      Его называют «утро года, протальник, капельник».  

    Воспитатель:     Как вы думаете, ребята, почему у марта такие названия?

                                   (ответы детей)                            

                                  Давайте вспомним пословицы, поговорки о марте  -

                                  первом весеннем месяце, о весне.

    Дети:                    *Придет март – капельник и весна заплачет.

                                  *В марте и сзади и спереди зима.

                                  *Весна водой богата.

                                   *Зима весну пугает, да все равно тает.

                                   *Вода с гор потекла – весну принесла.

     Воспитатель:  Весна – прекрасное время года, когда вся природа просыпается от зимнего сна: тает снег, звенит капель, на деревьях и кустарниках появляются молодые листочки, возвращаются домой перелетные птицы и радуют нас своим пением, радуются весеннему яркому

    солнцу животные и насекомые, появляются первые цветы. Как красиво говорят в своих стихах об этом времени года поэты. Давайте вспомним стихотворения о времени года – весна, о марте  месяце.                          

                                 

    Дети:                      Улетела злая вьюга, принесли весну грачи.

                                    Побежали друг за другом беспокойные ручьи.

                                     Что такое? В чем же дело?

                                     Небо вдруг заголубело,

                                     И умчались злые стужи…

                                     На дворе – капель да лужи.

                                     Кто же в этом виноват?

                                     Ну, конечно, месяц март.

                                     Март у матери - зимы шубу снял

                                     И проталинками он засиял.

                                     И капелью заплясал в тишине.

                                     Петушок нам прокричал о весне.

                                     И в свете дней, во тьме ночей

                                     Вдруг пашня задышала.

                                     На оперение грачей похожей пашня стала.

                                     Гляжу, ликуя, в синеву

                                     И в гости к нам грачей зову.         А. Сухорукова

                                     Солнце в марте ходит выше,

                                     Горячей его лучи.

                                     Скоро капать будет с крыши,

                                     Закричат в саду грачи.            С. Маршак

    Физминутка «Клен».

    За окном сосулька тает                   дети стоят лицом в круг; 4 прыжка на носках, руки  на поясе;

    Ветер тучи рвет в клочки                руки вверх, наклоны туловища влево – вправо;

    Разжимает, разжимает                     руки перед грудью, локти опущены вниз,

    Клен тугие кулачки                          медленно разжимаем кулачки;

    Прислонился он к окошку               подняться на носки, руки на поясе;

    И, едва растает снег,                         медленно приседаем;

    Мне зеленую ладошку                      дети, стоя в кругу,  берутся за руки.

    Клен протянет раньше всех.

    Воспитатель:      А сейчас, ребята, нам предстоит с вами решить логическую  задачу и ответить на вопрос «Кто обедал в птичьей столовой?»

    (Воспитатель читает детям речевую логическую задачу и просит ответить на вопрос. при ответе используется макет кормушки и силуэты необходимых птиц, которые дети выставляют на кормушку. Содержание задачи см. в книге Н.Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» Москва, «Просвещение» 1982 год стр. 102)

    Воспитатель:      Ребята, я вижу, в нашу птичью столовую прилетела еще одна птица. Отгадайте, какая:

                                  Всех перелетных птиц черней,

                                  Чистит пашню от червей.

                                  Взад – вперед по пашне вскачь,

                                  А зовется птица….грач.

                                 

      Март – переходное время, морозные ночи и солнечные дни, звенит капель, небо с каждым днем голубеет, идет весна и ведет за собой пернатых друзей. Первыми прилетают грачи, их так и называют  - вестники весны. Именно с прилетом грачей начинается весна. «Грач на горе – весна на дворе», - указывает народная примета. За грачами прилетают скворцы, чибисы, зяблики и другие птицы.

    Неспроста именно сегодня мы говорим о грачах. День 17 марта на Руси издавна называли грачевником; Герасим – грачевник.  Потому что в этот день прилетают  все грачи и  начинают строить гнезда. Вот посмотрите на картину художника Саврасова «Грачи прилетели», где автор изобразил прилет грачей и строительство гнезд.

    ( дети рассматривают картину, делятся впечатлениями).

    Март – первый весенний месяц. Но весна неторопливо разворачивает свое шествие.

    Давайте – ка мы с вами позовем весну. Может она нас услышит и поторопится.  

    Дети:                    Приди, Весна – красна!

                                  Принеси нам тепла!

                                  Приди погода ясная!

                                  Приди, солнце красное!

                                  Приди, Весна с радостью!

                                  Приди, Весна с милостью!

    Воспитатель: Услышала нас Весна. Зазвенела своими ручейками, защебетала  птичьими голосами. Послушайте.

                                   ( в грамзаписи дети слушают весенние звуки).    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет ФФНР (образовательная область « Познание»). Тема: «На дне рож

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37   Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию познавательн...

    Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна» для детей старшей группы

    Программное содержание:1.Систематизировать знания детей о весне; основных приметах; изменениях в растительном мире.2.Закреплять умения составлять описательные рассказы о весне.3.Учить исключать 4-ую л...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Весна»

    Задачи: Закрепить представления детей о характерных признаках весны. Продолжать упражнять детей в умении составлять рассказ о весне, используя мнемотаблицы. Расширять, закреплять и активизир...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: “ Путешествие в страну знаний ” для детей старшей группы

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,  ...