Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: "Грач на горе - весна на дворе" в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Ирина Викторовна Сенченко

В ходе непосредственно-образовательной деятельности дошкольники знакомятся с народными приметами ранней весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия

по программе «Детство»

на тему:

«Грач на горе – весна на дворе»

(старшая логопедическая группа)

                                                            Подготовил:

                                                             воспитатель Сенченко И.В.

март 2006 год

Программное содержание:

 Уточнять и  расширять знания детей о времени года Весна, о первом месяце весны – марте, его характерных признаках.

Развивать  умение детей устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменением жизни птиц, выделять особенности сезонной жизни зимующих  и перелетных птиц, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли.

Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями (грач горластый, Герасим – грачевник, протальник, капельник).

Закреплять знание дней недели, их очередность, название.

Воспитывать у детей интерес к природе, развивать у них умение наблюдать, замечать происшедшие изменения.

Оборудование:

 Фланелеграф; силуэты зимующих птиц, грача; кормушка с кормом для птиц; картина Саврасова «Грачи прилетели»; магнитофон; грамзапись с весенними звуками (журчание ручья, птичьи голоса, капель).

Ход занятия:

Воспитатель :     Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит

                              Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.

                              Что за месяц? Кто узнает?

Дети:                     Это месяц март.

Воспитатель :     Скажите, как в народе называют месяц март?

Дети:                      Его называют «утро года, протальник, капельник».  

Воспитатель:     Как вы думаете, ребята, почему у марта такие названия?

                               (ответы детей)                            

                              Давайте вспомним пословицы, поговорки о марте  -

                              первом весеннем месяце, о весне.

Дети:                    *Придет март – капельник и весна заплачет.

                              *В марте и сзади и спереди зима.

                              *Весна водой богата.

                               *Зима весну пугает, да все равно тает.

                               *Вода с гор потекла – весну принесла.

 Воспитатель:  Весна – прекрасное время года, когда вся природа просыпается от зимнего сна: тает снег, звенит капель, на деревьях и кустарниках появляются молодые листочки, возвращаются домой перелетные птицы и радуют нас своим пением, радуются весеннему яркому

солнцу животные и насекомые, появляются первые цветы. Как красиво говорят в своих стихах об этом времени года поэты. Давайте вспомним стихотворения о времени года – весна, о марте  месяце.                          

                             

Дети:                      Улетела злая вьюга, принесли весну грачи.

                                Побежали друг за другом беспокойные ручьи.

                                 Что такое? В чем же дело?

                                 Небо вдруг заголубело,

                                 И умчались злые стужи…

                                 На дворе – капель да лужи.

                                 Кто же в этом виноват?

                                 Ну, конечно, месяц март.

                                 Март у матери - зимы шубу снял

                                 И проталинками он засиял.

                                 И капелью заплясал в тишине.

                                 Петушок нам прокричал о весне.

                                 И в свете дней, во тьме ночей

                                 Вдруг пашня задышала.

                                 На оперение грачей похожей пашня стала.

                                 Гляжу, ликуя, в синеву

                                 И в гости к нам грачей зову.         А. Сухорукова

                                 Солнце в марте ходит выше,

                                 Горячей его лучи.

                                 Скоро капать будет с крыши,

                                 Закричат в саду грачи.            С. Маршак

Физминутка «Клен».

За окном сосулька тает                   дети стоят лицом в круг; 4 прыжка на носках, руки  на поясе;

Ветер тучи рвет в клочки                руки вверх, наклоны туловища влево – вправо;

Разжимает, разжимает                     руки перед грудью, локти опущены вниз,

Клен тугие кулачки                          медленно разжимаем кулачки;

Прислонился он к окошку               подняться на носки, руки на поясе;

И, едва растает снег,                         медленно приседаем;

Мне зеленую ладошку                      дети, стоя в кругу,  берутся за руки.

Клен протянет раньше всех.

Воспитатель:      А сейчас, ребята, нам предстоит с вами решить логическую  задачу и ответить на вопрос «Кто обедал в птичьей столовой?»

(Воспитатель читает детям речевую логическую задачу и просит ответить на вопрос. при ответе используется макет кормушки и силуэты необходимых птиц, которые дети выставляют на кормушку. Содержание задачи см. в книге Н.Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» Москва, «Просвещение» 1982 год стр. 102)

Воспитатель:      Ребята, я вижу, в нашу птичью столовую прилетела еще одна птица. Отгадайте, какая:

                              Всех перелетных птиц черней,

                              Чистит пашню от червей.

                              Взад – вперед по пашне вскачь,

                              А зовется птица….грач.

                             

  Март – переходное время, морозные ночи и солнечные дни, звенит капель, небо с каждым днем голубеет, идет весна и ведет за собой пернатых друзей. Первыми прилетают грачи, их так и называют  - вестники весны. Именно с прилетом грачей начинается весна. «Грач на горе – весна на дворе», - указывает народная примета. За грачами прилетают скворцы, чибисы, зяблики и другие птицы.

Неспроста именно сегодня мы говорим о грачах. День 17 марта на Руси издавна называли грачевником; Герасим – грачевник.  Потому что в этот день прилетают  все грачи и  начинают строить гнезда. Вот посмотрите на картину художника Саврасова «Грачи прилетели», где автор изобразил прилет грачей и строительство гнезд.

( дети рассматривают картину, делятся впечатлениями).

Март – первый весенний месяц. Но весна неторопливо разворачивает свое шествие.

Давайте – ка мы с вами позовем весну. Может она нас услышит и поторопится.  

Дети:                    Приди, Весна – красна!

                              Принеси нам тепла!

                              Приди погода ясная!

                              Приди, солнце красное!

                              Приди, Весна с радостью!

                              Приди, Весна с милостью!

Воспитатель: Услышала нас Весна. Зазвенела своими ручейками, защебетала  птичьими голосами. Послушайте.

                               ( в грамзаписи дети слушают весенние звуки).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."

Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект Непосредственно образовательной продуктивной деятельности. Аппликация с элементом рисования." Шарики воздушные,ветерку послушные" младшая группа

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»     КонспектНепосредственно образовательной продуктивной изо деятельности.Аппликация с элементом рисования"Шарики в...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна» для детей старшей группы

Программное содержание:1.Систематизировать знания детей о весне; основных приметах; изменениях в растительном мире.2.Закреплять умения составлять описательные рассказы о весне.3.Учить исключать 4-ую л...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»

Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...