Развитие творческой речевой активности детей
статья по развитию речи по теме

Особености речевого развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой речевой активности ребенка дошкольного возраста.

      Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:

1.  Оно осуществляется  в 2-х направлениях:

  • в социальном – совершенствуется практическое употребление речи в процессе    

    общения со взрослыми и детьми;

  • в семантическом (обозначающем, знаковом) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и превращается в орудие мышления.

2.  Проходит два закономерно сменяющих друг друга этапа:

  • пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет говорить;
  • активное использование речи.

3.  Смена форм речевой деятельности протекает следующим образом:

  • ситуативная
  • контекстная, связная
  • объяснительная.

Все виды деятельности дошкольника – игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить, не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

Компоненты детской речевой деятельности.

Мотив – цель – содержание – речевые средства – результат

  1. Мотив – это значит: хочу!
  2. Цель – ребенок хочет, когда есть цель (прогноз будущего результата).
  3. Содержание – представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка. А содержания зачастую нет. Чтобы оно было должно быть предусмотрено разное количество видов деятельности:
  • наблюдение (целевое) – сенсорное восприятие окружающего мира;
  • чтение художественных произведений, стихов (как можно больше). Художественная литература самое лучшее средство развития речи;
  • деятельность детей: изобразительная, практическая, режимные процессы;
  • дидактические игры: для уточнения содержания, развития словаря.

Творчество никогда сразу не бывает авторским, оно проходит этап подражания.

  1. Речевые средства – посредством чего осуществляется деятельность.
  • знание жанров (рассказ, сказка, загадка, пословица, небылица), умение различать их.
  • умение комбинировать (избушка на курьих ножках, Русалочка)
  • объединение 2-3 слов, так чтобы получилось похожее название животного, растения, например, тигр + верблюд= тигроверблюд, зебра + верблюд + черепаха = зеброверепаха и т.д.
  • речевые умения – умение посредством речи создавать образы, использовать знания о жанрах, использовать средства языковой выразительности. Включать разнообразный словарь: все части речи, обязательно прилагательные, наречия, антонимы, синонимы.
  • эмоциональные умения – умения выразить в речи свое отношение к образам и событиям.
  1. Результат – в качестве, которого выступает речевая форма. Результат ребенок стремиться усовершенствовать, то что уже придумал.

Эта схема является диагностической. Можно оценить по ней слабое звено. А слабым звеном обычно является содержание. Рассказ оценивается по качеству словаря.

Современные подходы к позновательно-речевому развитию.

На современном этапе позновательно-речевого развития ребенка перед нами педагогами стоит задача поиска здоровье сберегающих условий, для того, чтобы психика ребенка не травмировалась.

Основными педагогическими условиями развития речи ребенка как субъекта речевой деятельности можно считать:

  1. Создание творческой обстановки (мотивация, благоприятный психологический  климат, комфорт, заинтересованность и доброжелательность). Не давать оценку детям, а фиксировать, сто он не знает и индивидуально заниматься. Главное не огорчать ребенка. Детский возраст возраст не логики, а чувств. Ребенок воспринимает сердцем.
  2. Наличие знаний и впечатлений у детей, развитие познавательной деятельности ребенка обеспечивающей самостоятельное накопление собственного содержания для речи.
  3. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Помимо индивидуальных возрастных и персональных особенностей ребенка, нужно знать, что все люди и дети в том числе делятся на правополушарных и левополушарных.

Левополушарные дети выделяют части (цвет, детали).

Правополушарные – воспринимают объект в целом, не видят детали.

Также девочки отличаются по восприятию от мальчиков. У девочек восприятие направлено на чувство (потрогать, пощупать и т.д.), у мальчиков восприятие направлено на действие.

Внимание у детей сохраняется 1-3 минуты, у ослабленных детей внимание скользящее, поэтому необходимо повторять много раз в разных вариантах. Ребенок познает окружающий мир циклично.

  1. Необходимый уровень речевой культуры взрослых.
  2. Организацию педагогического процесса, направленнгого на своевременное освоение ребенком родного языка как основного средства развития речевой деятельности.
  3. Решение задач по развитию выразительности речи детей – постепенное освоение ребенком разнообразных средств эмоциональной, речевой и языковой выразительности, переход от подражательности к самостоятельному использованию средств речевой деятельности.
  4. Владение педагогическими методиками и приемами обучения (использование интересных приемов, форм обучения, развивающих игровых технологий).

В соответствии с возрастом используются разные методы и приемы.

Помимо хорошо известных традиционных и нетрадиционных приемов привлечения детей к творческой речевой активности можно использовать:

А). Прием контраста – мне кажется, что это такого цвета, а ты как думаешь?       -  Верите ли вы, что морковка растет на дереве? А правда или нет, что волк    домашнее животное? Почему?            Б). Использование игрового персонажа, игрушки для набора интересных слов,            активизации речи.     В). Поощрение, похвала, не исправлять ошибки в присутствии других детей (придумать как сказать хорошо по другому)    Г). Рассматривание предмета или животного (назначение, выделение материала,        форма).

  1. Привлечение родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой речевой активности.

Особенности развития речевой активности...

«Совершенствование работы по развитию творческой речевой активности детей средствами художественной литературы»

развитие творческой речевой активности детей дошкольного возраста;показать многообразие жанров художественной литературы (сказки, пословицы, загадки, песенки, потешки);воспитывать чувство слова, вызва...

Педсовет «Развитие творческой речевой активности, связной речи дошкольников через внедрение педагогами ДОУ метода проектов музыкально – театрального направления в организацию образовательной деятельности с детьми»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию и театрализованной деятельности педагогов посредством внедрение проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.Задачи:1.Привлечь внимание ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Открытый показ. Развитие творческой речевой активности в режимных моментах.

Материал будет полезен воспитателям, специалистам ДОУ, родителям....

Презентация к проекту: "Развитие творческой речевой активности детей средствами художественной литературы»"

          Одной   из основных задач при работе над развитием творческих и речевых способностей детей - воспитывать у детей любовь к книге, к художественной ли...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

        Для развития речи ребёнка дошкольного возраста большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых - дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительны...