"Развитие речи детей раннего возраста."
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Александрова Светлана Юльяновна

Одним из главных новообразований раннего возраста, несо­мненно, является речь. Речь — это не только слова, произнесенные вслух. Это, прежде всего, сознание человека, которое существует на основе языка. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым. Но даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит, связано с развитием сознания и мышления ребенка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста.


Одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно, является речь. Речь — это не только слова, произнесенные вслух. Это, прежде всего, сознание человека, которое существует на основе языка. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым. Но даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит, связано с развитием сознания и мышления ребенка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребенка. 

Рассмотрим следующие аспекты развития речи детей в раннем возрасте:

-применение игры в развитии речи детей;

-применение фольклора в развитии речи детей;

-связь развития мелкой моторики и речи детей;

-роль семьи в развитии речи детей.

Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой — организацию специальных игр и занятий.

^ Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи детей раннего возраста.

Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи, включают: 

разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры и др.);
-

чтение и рассказывание малышам сказок, стихов, историй;
-  

рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
-

демонстрация диафильмов;
-

игры-занятия с предметными и сюжетными картинками.
-

В играх-потешках и хороводных играх восприятие речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.п.).

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функций речи.

Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов. Совместное восприятие диафильмов значительно полезнее для речевого развития, чем просмотр мультфильмов. 

Особое место в работе по развитию речи у детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. В играх с картинками дети могут не только называть изображенные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок-заменителей реальных предметов (игры в «магазин», в «зоопарк», в «кормление», «лечение» куклы и др.). 


Игры и занятия, направленные на развитие разных сторон речи ребенка.

Первая группа игр преимущественно направлена на развитие понимания детьми речи. В процессе этих игр дети учатся действовать по речевой инструкции взрослого. Можно организовать веселые подвижные игры, включающие в себя выполнение различных инструкций. 

Например, воспитатель предлагает детям: «Давайте поиграем в зайчиков. Как прыгает зайчик?» — и изображает его прыжки, прижав согнутые в локтях руки к груди. Малыши прыгают, подражая взрослому, и вслед за ним повторяют «прыг-скок» и т.п. 


«Короткие стихи» без опоры на наглядность.

Приведём пример такого стихотворения или стихотворного отрывка из произведений хорошо известных отечественных авторов.

Из Агнии Барто:

Наша Таня горько плачет,

Уронила в речку (мячик),

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке… (мяч).


Игры, стимулирующие активную речь.

«Чудесный мешочек»

Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Положите в красивый, яркий мешочек различные предметы и игрушки, знакомые малышу. Это могут быть кубик, шарик, расческа, чашечка, машинка и др. Скажите детям: «Посмотрите, какой у меня красивый мешочек! Давайте посмотрим, что в нём лежит?». Затем вынимайте игрушки по одной и спрашивайте: «Что это?».


Игры, побуждающие детей к речевому общению со сверстниками.

«Передай колокольчик»

Воспитатель звенит колокольчиком и обращается к детям: «Ребята, колокольчик зовет вас поиграть. «Сейчас я кого-то из вас позову, и он будет звонить в колокольчик». Затем воспитатель побуждает малышей обращаться к сверстникам. «А теперь, Танечка позови (назови) кого-нибудь из детей и дай ему колокольчик. Кого ты хочешь позвать? Колю? Скажи: “Коля, на колокольчик!”», и т.д. 


^ Применение фольклора в развитии речи детей.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко»), действуют животные (кисонька - мурысонька, курочка - рябушечка). 

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки.

Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову. 

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя.


^ Связь развития мелкой моторики и речи детей.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. 

Особое место в играх с детьми, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения для кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего в том числе и развитием мелкой моторики. 

В нашей педагогике созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования российских физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что манипуляции рук оказывают влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку стоит начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на владение ребенка простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Миска"

пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

"Крыша"

соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук.


^ Роль семьи в развитии речи детей.

Участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть эпизодическим. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает ребенок.

Первые слова, как и первые шаги, даются ребёнку в возрасте примерно одного года. И с тех пор идёт непрерывный процесс формирования детской речи. Складывается она гораздо раньше, поэтому очень важно разговаривать с ребёнком с его первых дней. Разговаривать эмоционально и выразительно, и так, чтобы малыш видел ваше лицо, видел ваши губы, стимулируя, таким образом, развитие детской речи. Ведь именно подражая действиям взрослых, он начнёт артикулировать и лепетать, а позже – произносить первые слоги и слова.

Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют более широкие возможности использования наглядных средств и манипуляций с предметами. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, называйте все предметы, с которыми вы действуете или вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи...», «Назови...»; вопросами: «А как ты думаешь?», «А что ты думаешь по этому поводу?», «Как ты думаешь, что это?», «По-твоему, где это?». Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть ребенок слышит, как вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор. Большую часть времени вы проводите на кухне и заняты приготовлением обеда. Используйте это время для следующих ниже игр и упражнений.

При знакомстве с посудой:

а) Рассмотреть посуду, имеющуюся в доме, и классифицировать ее в соответствии с назначением: чайная, столовая, кухонная, столовые приборы.

б) Объяснить назначение каждого предмета: чашка нужна для того, чтобы пить чай (Я пью чай из чашки) и т.д.

в) Назвать части посуды (стенки, дно, крышка, ручки, носик).


Сюжетно-ролевая игра «День рождения» или «Магазин посуды».

Предложить ребенку поучаствовать в сервировке стола, понаблюдать в магазине за продажей и упаковкой посуды.


Одним словом – общайтесь: пойте, разговаривайте, инсценируйте, смейтесь, хлопайте, играйте. Дети учатся всему в игре и в общении, а эмоциональность, интерес и позитивное отношение сделают развитие речи детей раннего возраста незаметным и желанным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...