НОД Приметы весны
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Пескова Юлия Джафяровна

Активизация словарного запаса по лексической теме « Весна и приметы весны» и закрепление в речи поставленных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primety_vesny.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Конспект НОД в старшей группе на тему:

«Приметы весны»

(Интеграция ОО Коммуникация, Социализация, Познание, Музыка, Чтение художественной литературы)

Подготовила и провела:

воспитатель: Пескова Ю.Д.

Саранск 2014

Цель:  Активизация словарного запаса по лексической теме « Весна и приметы весны» и закрепление в речи поставленных звуков.

Коррекционно – образовательные задачи:  Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, птицах и диких животных, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.  

Коррекционно – развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко – слогового анализа  и умение определять положение звука в слове,  навык правильного использования в речи относительных и притяжательных прилагательных; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами,  умение образовывать существительные множественного числа,  образовывать однокоренные слова, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, мелкую моторику и тактильную чувствительность.

Коррекционно – воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ.

Оборудование: картинный материал по темам «весна, приметы весны, птицы, дикие животные, наборы индивидуальных планшетов с дорожками, панно с карманами, мячи разных размеров и изготовленные из разных материалов, панно города «Красивой речи», галстуки для каждого ребенка.

Предварительная работа:  Прочитать сказку «Двенадцать месяцев» и посмотрели мультфильм по сказке, провели беседу по сказке.

Ход НОД:

Вводная часть: дети стоят полукругом

Цель: сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели.

Педагог: Ребята! Нам пришло тревожное письмо от жителей сказочного города. А называется он «город красивой речи». Они просят о помощи и надеются только на нас. Из – за долгой «Зимы»,  город становится бесцветным и может исчезнуть совсем. Помочь несчастью может только «Весна», т.к. с ее приходом вся природа оживает и город становится разноцветным.  Но она куда  то запропастилась. Надеемся на вашу смекалку и сообразительность.

- Ребята! Кто вспомнит,  какие месяцы в календаре отводятся для ВЕСНЫ? (март, апрель, май)

- А сейчас какой месяц?

- А какая погода у нас на улице? (Холодная)

Педагог: с настоящей ЗИМОЙ справиться будет сложно, но сказочную мы с вами точно одолеем, т.к.

Мы ребята смелые, ловкие, умелые.

Мы друг другу помогаем,

И друзей в беде не бросаем.

(дети надевают галстуки друзей)

Основная часть:

Педагог: Ребята, в старину «Весну» зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти.

У меня в волшебной бабушкиной шкатулке, такая закличка тоже есть (дети произносят ее вместе с логопедом):

Звонко с крыши капли скачут.

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку.

И на бабушкину кошку.

Игра  «Вопрос – ответ»- проводится с использованием  резинового мяча.

Цель: Совершенствование грамматического строя (образование однокоренных слов)

Педагог: Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель);

- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли);

- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька);

- Если капли капают, какие они?  (капающие);

- Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова

КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ.

Педагог: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием  резинового мяча.

Цель: Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.

Педагог: А какие приметы весны вы еще  знаете?

- солнце светит ярко и пригревает.

- на солнце снег начинает таять.

- появились первые проталинки вокруг деревьев.

- ночи стали короче, а дни длиннее.

- побежали веселые ручейки.

-мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую - весеннюю.

- вся природа просыпается от зимнего сна.

Педагог: Ваши ответы радуют меня.

Игра «Капельки или раздели на слоги» - проводится с использованием  малых стеклянных мячиков – шариков. ( дети сидят за столами).

Цель: Совершенствование навыка  слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности.

Педагог: Ребята, пока мы играли в мяч, посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной. (дети находят в тазике по одному предмету, название предметов делят на слоги и раскладывают в ведра с сосульками: 1 сосулька – 1 слог, 2 сосульки – 2 слога, 3 сосульки – 3 слога).

(Лист, лужа, сосулька, солнышко, дерево, капля, туча, ручей).

Игра  «Назови ласково» - проводится с использованием среднего мячика – ежика, перекатыванием по столу.

Цель: Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами)

Педагог– дети

Солнце – солнышко;

Лист – листочек;

Лужа – лужица;

Сосулька – сосулечка;

Дерево – деревце;

Капля – капелька;

Туча – тучка;

Ручей – ручеёк.

Игра «Волшебные дорожки»- проводится с использованием малых мячиков – ежиков, прокатыванием по индивидуальным карточкам – дорожкам.

Цель: Развитие мелкой моторики с проговариванием чистоговорок (изменение существительного по падежам).

Чей – чей – чей – течет чистенький ручей;

Чья – чья – чья – не пей водичку из ручья;

Чью – чью – чью – плывет лодка по ручью:

Чей – чей – чей – пустили лодочку в ручей;

Чьём – чьём – чьём – плывет тучка над ручьем.

Педагог: я горжусь вами и очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно.

(Звучит музыкальное сопровождение «Пение птиц»)

Педагог: (детям предлагается выйти на ковер и прислушаться).

- Что вы слышите? (пение птиц)

- Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами? (зимующие птицы).

- Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран? (перелетные птицы).

Игры: «Выбери»

Цель: Уточнение и расширение знаний о зимующих и перелетных птицах.

(Дети отбирают перелетных птиц и прикрепляют к дереву, а зимующих сажают в кормушку).

Игры:  «Один – много»- проводится с использованием  мяча из ткани.

Цель: Совершенствование грамматического строя ( употребление существительных в единственном и множественном числе)

Журавль – много журавлей,

Утка – много уток,

Лебедь – много лебедей,

Ласточка – много ласточек,

Грач – много грачей,

Аист – много аистов,

Скворец – много скворцов,

Стриж – много стрижей.

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

(Звучит музыкальное сопровождение «рев медведя»)

(Дети сидят на стульчиках у мольберта. На нем прикреплены дикие животные и детеныши около своих домиков).

Игра  «Чей? Чья? Чьё?»

Цель: Совершенствование грамматического строя( образование притяжательных прилагательных).

- Лапа чья? (медвежья),

- морда чья? (волчья, лисья, заячья).

Игра: «Назови домик и детенышей).

Цель: Уточнение и расширение знаний о диких животных и их детенышей, жилище.

- Где живет лиса? (в норе),

( медведь – в берлоге, волк в логове, белка в дупле).

- У лисы кто детеныши? (лисята),

(медведицы – медвежата,  у волчицы – волчата, у белки – бельчата, у зайчихи – зайчата).

Педагог: Чтобы медведь громко не ревел,  мы его угостим вареньем из малины.

- Варенье из малины какое?  (малиновое).

Игра: «Угощение» - проводится с использованием  резинового мяча.

Цель: Совершенствование грамматического строя( образование относительных прилагательных от существительных совершенствование навыка  слогового и звукового анализа слов  ).

(дети садятся на «пеньки» – за парты и педагог угощает их соком из фруктов и овощей в импровизированных стаканчиках).

- сок из моркови какой? (морковный);

- сок из персика какой? (персиковый);

- сок из яблок какой?     (яблочный);

- сок из помидор какой? (томатный);

- сок из винограда какой? (виноградный);

- сок из  груши какой?     (грушевый);

- сок из мандарин какой? (мандариновый).

- Сколько звуков в слове СОК?

- Какой первый звук?

- Какой второй звук?

- Какой третий звук?

- Выложите схему слова сок цветовыми символами.

Заключительная часть.

Педагог: я горжусь вами и очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно. Посмотрите ребята, наши старания были не напрасны. В городе «Красивой речи» наступила волшебная «ВЕСНА». Она пробудила город от зимнего сна, все вокруг ожило и стало ярким и разноцветным. Поспешим к своим друзьям в группу, а вернуться в детский сад помогут волшебные слова:

Все трудности прошли,

Друзей приобрели.

А теперь клубочек  мой,

Ты верни нас всех домой.

Итог:

Педагог: вот мы и очутились дома.

- Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом.  Скажите, каким было наше путешествие?

- Почему?

- Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?

- Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"

Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни....

Занятие по теме "Весна, приметы весны"

Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация"...

Презентация "Весна. Приметы весны"

Презентация о приметах весны....

Весна пришла. Приметы весны

Презентация для второй младшей группы "приметы весны"...

Весна. Приметы весны

В данной картотеке рекомендаций для воспитателей по лексической теме "Весна. Приметы весны" предложены задания, охватывающие все компоненты речи ребенка....