Образовательная область «Коммуникация» НОД «Развитие речи» Тема: «Поможем Федоре»
материал по развитию речи (средняя группа) по теме

Мялкина Римма Рашидовна

Образовательная область  «Коммуникация»

НОД  «Развитие речи»

Тема: «Поможем Федоре»

Средняя группа.

 

  
  

 

 
  

 

Программное содержание:

Формировать у детей умение составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему.

Закреплять у детей умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная.

Закреплять у детей умение образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка)

Уточнить и активизировать в речи названия частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т.д.)

Активизировать в речи названия  материалов, из которых изготовлена посуда, упражняя детей в образовании имен прилагательных от имен существительных ( стакан из стекла- стеклянный, ложка из дерева- деревянная, чашка из фарфора- фарфоровая)                                                                                                                                      Развивать зрительное восприятие, внимание, координацию речи с движением

Воспитывать  аккуратность при обращении с предметами посуды, эмоциональную

отзывчивость.                                                                       

 

Предварительная работа:

Чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.Чуковского «Федорино горе».

Проведение цикла занятий по ознакомлению со схемой-моделью для составления рассказа о посуде (по методике Ю.С. Волковой))

Экскурсия на кухню с целью ознакомления с кухонной посудой.

Ознакомление с видами и назначением посуды, рассматривание деревянной, металлической, стеклянной и керамической посуды.

Дидактические игры: « Разложи посуду правильно (дифференциация чайной и столовой посуды)», «Чаепитие у куклы Кати», «Кукла Катя обедает», «Расскажи о своей посуде», «Четвертый лишний»

Оборудование и атрибутика: кукла-бибабо «Бабушка Федора»,  посуда из различного материала, предметные  картинки «Посуда», наборы кукольной посуды: чайной, кухонной, столовой, три значка-картинки: «чайник», «стол», «плита»; схема-модель для составления рассказа (Ю.С.Волкова).

 


                                                           Ход НОД:

Дети сидят полукругом. Под музыку входит воспитатель. На руке у него кукла-бибабо «Бабушка Федора».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вот иду я сегодня в детский сад, а навстречу мне знакомая бабушка с посудой идет. Вы ее узнали? Нет?
Ну, послушайте, какая беда с ней приключилась, и вы сразу вспомните ее.
(читает за Федору отрывок из сказки «Федорино горе»)
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца, блюдца
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.
И бежит сковорода:
-Вы куда, куда, куда?
Чашки, да ложки стучат по дорожке.
Что же мне теперь делать?
Воспитатель: Ну, бабушка, успокойся, вспомнили наши дети тебя, ты…бабушка Федора из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», правильно, ребята?
Ах, ты, несчастная Федора! Попробуем помочь твоему горю.
(снимает куклу, сажает ее на видное место – на окошко)

Ты, Федора, посиди, да на деток погляди, а мы постараемся вернуть тебе твою посуду.
Ребята, как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда?
Дети: Она ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала
Воспитатель (к Федоре-кукле): Вот видишь, Федора, ты совершенно ничего не знаешь о посуде, не умеешь правильно с ней обращаться, вот и покинула она тебя. А наши ребята много чего знают про посуду, и мы тебе сейчас все расскажем.

Дети, у Федоры много посуды, разной-разной, а вот названия предметов посуды она и не знает, а вы знаете?
1.Беседа о посуде

-Как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда)

-Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

-В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

-Как называется эта посуда? (Кухонная)

-Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник)

-Как называется эта посуда? (Чайная)

-А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)

-Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)

Давайте поможем  и расставим посуду по своим местам: отдельно столовую, кухонную, чайную.
Проводится дидактическая игра «Разложи Федорину посуду»
Воспитатель выставляет 3 значка-картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду
Из общего количества посуды трое детей раскладывают на 3 стола, где стоят значки, чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют каждый свою посудуУ меня на столе чайная посуда: чайник, чашка с блюдцем, сахарница, чайная ложечка. У меня на столе – столовая посуда: тарелка, ложка, вилка, хлебница, стакан. У меня на столе – кухонная посуда: кастрюля, сковорода, миска.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, и разложили правильно, и назвали верно. А еще посуда называется так, как она используется. Поиграем с вами в игру.

Проводится игра «Что где находится?» (игра с мячом)
Воспитатель: Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся или находятся , а ты, Федора, слушай да запоминай, и тогда у тебя на кухне будет порядок:
Чай - …в чайнике
Кофе - …в кофейнике,
Молоко - .. в молочнике
Масло - … в масленке
Соль – …в солонке
Сахар - …в сахарнице
Хлеб - …в хлебнице
Конфеты - …в конфетнице
Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы знаете названия предметов посуды.

А вы помогаете мамам мыть посуду? Давайте вспомним шуточную пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика « Помощники»

 

Один, два, три, четыре.                 (Ударять кулачками друг о друга)    

Мы посуду перемыли                   (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку   (Загибать пальчики по одному, начиная с большого)

и большую поварешку.

Мы посуду перемыли                   (Одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили           (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали.                (Ударять кулачками друг о друга)

 

Воспитатель: Давайте вместе с Федорой посмотрим, из каких материалов сделана посуда.

 ( выставляется посуда различных материалов)

Дети: Стакан из стекла – стеклянный

Чашка из фарфора  - фарфоровая

Кружка из металла – металлическая

Ложка из дерева - деревянная

Чайник из керамики - керамический

Поднос из пластмассы – пластмассовый

А хочешь, Федора, мы тебе расскажем о посуде, а поможет нам в этом наша схема с окошечками(поворачивает схему к детям).
Воспитатель: Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о нашей посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать.
Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы называем предмет посуды,  цвет посуды , затем – какой она формы, потом узнаем, из каких частей состоит,  какая на ощупь и из какого материала сделана, и  в конце вы расскажете, как человек использует её –что в  этой посуде готовит и как за ней ухаживает.
Проводится 2- 3 описательных рассказывания о посуде по схеме Ю. С. Волковой  ( с помощью воспитателя)

Воспитатель (голосом Федоры): Вот, какие вы молодцы! Столько я узнала нового о посуде моей дорогой! Буду ее теперь беречь и заботиться о ней.
Воспитатель: Ну, вот, Федора, все, что мы про посуду знали – все тебе рассказали.
Помогать готова всюду
Нам различная посуда.
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Благодарны мы посуде,
И ее за это будем
За собою убирать
Чисто мыть и протирать!
А ты, Федора, возвращайся в сказку и береги свою посуду.
А вам, дети, спасибо большое и до новых встреч в сказке!


 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательной области "Коммуникация" и "Познание" в подготовительной группе "Поможем Машеньке вернуться домой"

Задачи: Упражнять: - в образовании слов названий (гитара – гитарист, барабан – барабанщик);- в плоскостном моделировании геометрических фигур;- в счете в пределах 20;Развивать  умение: -  пр...

Сценарий образовательной деятельности Образовательная область: «Коммуникация» в подготовительной группе по теме: «Сядем рядком, да поговорим ладком»

Образовательная деятельность направлена на закрепление знаниий произведений  русского народного фольклора, позволяя учить детей выразительному исполнению пословиц, небылиц, шуточных ди...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Поможем Бабушке Федоре». Вторая мл. группа

Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».Совершенствовать грамматический строй речи....