Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кулькова Екатерина Васильевна

Материал, расшириряющий духовный мир детей. История происхождения колокола, а так же визуальный и аудио материал для ознакомление с разичными видами колокольных звонов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolokolnaya_istoriya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Колокольная история.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей.

(старшая группа)

Составила: воспитатель Кулькова Е.В.

Задачи:

Дать детям знания о том, как появился колокол

Уточнить знания о строении колокола

Познакомить с основными колокольными звонами

Расширить духовный мир детей

Оборудование:  колокольчики,  картинки с изображениями колокольчиков,             изображения первого колокольчика, деревянное и металлическое било, современные колокола колокольня, праздник Рождества, свадьба, пожар, деревянная и металлическая доски, деревянная и металлическая колотушки; разрезные картинки «колоколов», для показа (большой); магнитофон и аудиозапись колокольных звонов (благовест, набат  «красный»).

Ход занятия: звучит колокольная аудиозапись, на доске – картинка с изображением цветка колокольчика.

Дети, послушайте музыку и скажите, что похожего  в рисунке и в музыке?

Ответы детей…                              

Правильно.

Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Где можно увидеть колокола?

Ответы детей...

Правильно, в церкви, в храме. Как вы думаете, для чего нужны колокола?

Ответы детей

Садитесь  удобнее, я расскажу вам колокольную историю.

На Руси, в древние времена не было ни радио не тем более телевидения. Но происходили разные беды и несчастья- приближались враги или возникал пожар,-и нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовали деревянные доски. Священник держал такую доску в руках и бил её колотушкой, созывая людей  к церкви. В российских  селениях дома находились далеко друг от друга, ему приходилось ходить по селу и бить по доске, так как  звук был не громкий. Эта доска называлась било (от слова –бить). Давайте вместе скажем:  «било». (Показать, как это происходит, попросить ударить по доске.)

Затем появилось  металлическое  било - металлическая доска. Её вешали на столбах или на башне и так же били по ней колотушкой (показать картинку). Священнику уже не надо было ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен  на большом расстоянии. (Предложить детям, по  желанию, ударить по металлической доске молоточком.)

Слышите, какой громкий звук? Далеко его слышно? Кто же придумал колокол?

Существует такая легенда. Давным-давно одному священнику приснился сон, в

котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От ветерка они издавали дивные звуки: «Динь-дан-дон! Динь-дан дон!» (позвонить колокольчиком) Проснувшись священник попросил создать поющий цветок из металла и использовать при богослужении. Так появился колокол (показать картинку), который подвешивали на перекладину на столбе. Давайте сравним цветок и колокол. Похожи они по форме?

Ответы детей

А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол.

Строение колокола похоже на строение людей. Покажите мне свои ушки (дети показывают). Вот и у колокола есть «уши» (показывает). За уши колокол подвешивают на перекладину. Посмотрите на ваши языки (дети показывают). У колокола есть вот такой длинный «язык» (показывает). Покажите свои плечи (дети показывают). Так же и у колокола есть «плечи» (показывает). А теперь покажите ваше туловище: (дети показывают).  А у колокола есть вот такое туловище, его называют «тулово». Давайте запомним это слово. Скажем вместе: «тулово» (дети повторяют). «Плечи» и «тулово» являются основой колокола. Поставьте  руки на пояс, где он у вас  находится? (дети показывают). Правильно. А  на « тулове» у колокола располагаются два «пояса»- верхний и нижний( показывает). Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Составь колокол».

Воспитатель ещё раз показывает на магнитной доске, как составить колокол, повторяя названия его частей. А теперь сами составьте так же.

Молодцы!

(звонит в колокольчик)

Колокольчика раздался звук живой-

Поиграть зовёт он нас с тобой.

Пальчиковая  гимнастика:

Громко колокол звонил, (Дети хлопают в ладоши)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь! (Разжимают и сжимают пальцы рук)

Раз, два, три, четыре, пять (Поочерёдно зажимают пальцы)

Будем праздник отмечать. (Разжимают и сжимают «замок»)

Громко колокол звонил, (Хлопают в ладоши)

Всех пожарных  разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь! (Разжимают и сжимают пальцы рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать. (Поочерёдно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)

Громко колокол звонил, (Хлопают в ладоши)

Всех гостей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь (Разжимают пальцы вверх, вниз)

И цветами запасайтесь! (Делают руками  «цветок»)

Раз, два, три, четыре, пять,

На свадьбе будем мы гулять! (Хлопают в ладоши, в конце выставляют большие пальцы вперёд)

Ребята, мы узнали, как появился колокол.

В наше время у колоколов есть своё место. Если вы ходили в храм, то видели, где они находятся. Где же?

Ответы детей

Правильно, они находятся на колокольне (показать картинку). Я вам приготовила сюрприз. Теперь и у нас в группе есть своя маленькая колокольня (показать подвешенный колокол,  и предложит детям позвонить, дёргая за верёвочку).

Как вы думаете, когда звонят колокола в церкви?

Ответы детей

Колокола звонят на большие церковные праздники. Этот звон называется благовестом, потому, что он торжественный им возвещается благая, добрая весть. Послушайте (звучит аудиозапись).

Если где-то случится пожар, то колокола звонят тревожно, совершая частые удары. Такой звон называется набат. Он является символом тревоги. Послушайте (звучит аудиозапись).

А когда у людей случаются радостные события, например свадьба (показать картинку), звонят во все колокола и называют его красным, послушайте (аудиозапись). Запомнили? А сейчас поиграем.

Игра «Угадай колокольный звон»

Каждому ребёнку дать по три картинки: с изображениями свадьбы, праздника и пожара. Звучат  поочерёдно аудиозаписи. Дети, слушая, поочерёдно показывают нужную картинку.

Ребята, что мы узнали нового сегодня?

Ответы детей

Чтобы вы лучше запомнили, о чём мы с вами говорили, я предлагаю по картинкам составить рассказ.

Ответы 2-3 детей…

Вот какой интересный рассказ получился, мы его запишем и поместим в мини-библиотеку. Возьмите колокольчики и позвоните. Пусть у всех будет хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет  ,тема занятия " Праздник Пасхи"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА «ПУТЕШЕСТВИЕ С ДРУЗЬЯМИ»

Цель: развитие межличностных взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Задачи:1....

Разработка конспекта занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему “Сотворение мира”

Пояснительная записка: Дети дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличают...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА, ТЕМА: «В МИРЕ ДОБРОТЫ»

Автор занятия: Ефремова Валентина Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида", с. Б. Елховка Республики Мордовия. Цель: Углублять представление дете...

Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»

Конспект занятия по духовно -  нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»

Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...