Конспекты занятий по ознакомлению с железнодорожными профессиями
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспекты занятий для детей старшей и подготовительной групп детского сада по ознакомлению с профессиями машиниста, проводника, диспетчера, составителя поездов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx167.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе.

Тема: Путешествие по железной дороге.

Цель:

1. Знакомство с железнодорожными профессиями: машинист, проводник.

2. Образование множественного числа существительных, деление слов на слоги.

3. Знакомство с несклоняемыми существительными.

4. Подбор определений к существительному.

5. Воспитание  уважения к труду железнодорожников.

Оборудование: Картинки по теме «Железнодорожный транспорт».

Ход занятия:

1. Орг. момент. Чтение стихотворения «Пассажир».

                                     В кассе билет я заранее взял,

                                     В точное время пришел на вокзал,

                                     К поезду вышел на длинный перрон,

                                     Не перепутал, нашел свой вагон.

                                     Вещи на место в купе положил,

                                     Сел у окна: я теперь пассажир.

- А вы хотите стать пассажирами? Что для этого нужно? (купить билет).

- Кто продает железнодорожные билеты? (билетный кассир). Покупаем билеты.

- Кто мы теперь? (пассажиры).

- Что такое вагон? (это несамоходное транспортное средство, движущееся по рельсам).

2. Вот мы сели в вагон, но он не трогается с места. Почему? Кто нужен? (машинист).

- Что он делает? Какой он должен быть? (подбор прилагательных).

Машинист (какой?) – внимательный, умный, здоровый, находчивый и т. д.

- Кто помогает машинисту? (помощник машиниста).

3. Машинист пришел, но почему-то не едем? Что случилось?

Нужен локомотив. Без локомотива никакой поезд не сдвинется с места.

- Что такое локомотив? ( и паровоз, и тепловоз, и электровоз зовутся одним общим именем локомотив, который движется по рельсам и нужен для передвижения поездов).

Образование сложных слов: пар – возит, тепло – возит, электричество – возит.

4. Физминутка.

От перрона, от перрона                               Руки согнуты в локтях, ритмичные

Отправляются вагоны.                                шаги на месте.

Раз, два –                                                        Два шага вперед

                   назад, вперед                              Шаги на месте назад, вперед.

А потом наоборот                                       Топаем на месте.

И по рельсам он помчался                           Движение вперед, топающим шагом,

Набирая полный ход:                                   ускоряя темп.

« У-у-у!».

5. Все пассажиры расположились в купе.

- Что такое купе? (это комната для пассажиров). Что есть в купе? Для чего?

- Кто помогает пассажирам? (проводник). Проводник какой? (вежливый, внимательный, трудолюбивый….и т.д)

- Что делает проводник? (подбор глаголов)

                             С нами он в вагоне едет

                             И в пути за все в ответе,

                             Чай и свежее белье

                             Пассажирам выдает,

                             Остановки объявляет,

                             Вагоны чисто подметает.

                             На колесах жить привык,

                             Потому что – проводник.

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

6. Образование множественного числа существительных:

Вагон – вагоны, стол - …, машинист - …, проводница - …, чемодан - …, груз - …, пассажир - …, стакан - …, ковер - …, коридор - ….

- А слово купе? Это упрямое слово, оно не изменяется.
Ехать мы хотим в купе.

Не хватило нам купе.

Проводили нас в купе.

Мы сидим  с тобой в купе.

Мы выходим из купе.

Будем помнить о купе.

7. Деление слов со звуком «Ы» на слоги (разложить по вагонам).

8. Мимо нас мчатся поезда самые разные. Какие бывают вагоны? (грузовые).

- Чем отличаются грузовые вагоны от пассажирских? (нет дверей, окон, иногда крыши). А в чем перевозят жидкие грузы? (в цистерне).

9. Итог. Поезд прибывает на вокзал.

                     Конспект занятия в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Железнодорожный транспорт».

Цель: 1. Уточнение и расширение словаря по теме «железнодорожный транспорт».

2. Знакомство детей с железнодорожными профессиями: составитель поездов, диспетчер.

3. Согласование числительных с существительными и прилагательными.

4. Воспитание  уважения к труду железнодорожников.

Оборудование: Картинки по теме «Железнодорожный транспорт», картинки со звуками Ж, Ш, Ч; картинки слов-омонимов: башмак, голова, хвост.

Ход занятия:

1. Отгадайте загадку:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

- Что это за лестница? Что за дом?

2. – Какие железнодорожные профессии вы помните?

(машинист, проводница, помощник машиниста).

- Сегодня мы познакомимся с новыми профессиями: диспетчер и составитель поездов.

- Из чего состоит железнодорожный состав? (локомотив, вагоны)

На железнодорожной станции собирается очень много разных вагонов с грузами, которые нужно отправить в разные города. Как это сделать?

«На станции есть специальное место – горка. Можно целый день смотреть. Как вагоны с горки катаются, и слушать команды: «Два вагона на десятый!... Следующие три на пятый!...» Вся горка изрезана рельсами, будто лыжнями. Это железнодорожные пути. Их так много, что взрослому не сосчитать. На одном из путей стоит груженый товарный состав. Вот подошёл локомотив, прицепился к составу и медленно толкает его на горку вагонами вперёд. Вот три вагона отцепились от остальных, покатились по рельсам прямо на пятый путь, перевели стрелку и 2 вагона поехали на третий путь. И вот  уже следующий вагон катится по рельсам туда, куда повернет стрелка,- на дальний 12 путь. Там его уже ждут 4 цистерны, вагон-холодильник, 2 вагона с зерном. Когда состав сформируется, все они поедут в один пункт. Может в Казань, а может в Москву».

Профессия человека, формирующего составы, называется составитель поездов.

3. Игра «Составь поезд». (Дифференциация звуков Ш, Ж, Ч). Сформировать три состава: в 1-й картинки со звуком «Ш», во 2-й картинки со звуком «Ж», в 3-й – картинки со  звуком «Ч».

-В какой город отправим 1-й состав? Второй состав? Третий состав? (придумывание названий городов).

4. Физминутка.

Поезд мчится и свистит                                                 Дети друг за другом

И колесами стучит.                                                         топают ногами быстро,

Я стучу, стучу, стучу                                                      медленно, на месте.

Всех до дачи докачу.

Чу, чу, чу, чу

Всех до дачи докачу.    

5. – Кто управляет движением? – Диспетчер.    

                     Диспетчер.

Поезд стоит, делать нечего:

Не поступала команда диспетчера.

Он - дирижер для железных дорог,

Поезд отправит в назначенный срок.

Его задача развести

Друг с другом поезда,

Чтоб не столкнулись на пути

Составы никогда.

6. Многозначность слов: башмак, голова, хвост.

Составить предложения с этими словами в разных значениях.

http://logoped18.ru/production-sound/images/sound-sh-72.gifhttps://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQSRWfLjc6FS9YF0eXmW21_7iEpL6UyUx2OCNa1QsJV7ehSpcS_

        Башмак – вид обуви                          башмак – приспособление для торможения

http://1.bp.blogspot.com/_-BWjZakEi1g/TJssHqtd-wI/AAAAAAAAAsc/RjR0QOQUgMc/s1600/%C3%90%C2%A1%C3%90%C2%BE+%C3%90%C2%B2%C3%91%20%C3%90%C2%B5%C3%90%C2%BC.jpghttp://www.mediaport.ua/sites/default/files/mp/images/%D1%81%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%B0%D0%BD.jpg

     

         Голова – часть тела                              голова   – передняя часть поезда

        http://festival.1september.ru/articles/505864/img3.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f3/The_ponytail_still_intact.jpg/200px-The_ponytail_still_intact.jpg

http://www.pskovrail.ru/2012/toroschino_6810.jpg

 Хвост животного                       хвост волос                                   хвост – задняя часть поезда

7. Согласование числительных с существительными и прилагательными.

1 товарный вагон – 2 товарных вагона -  … … … … … …

1 пассажирский поезд -  2 пассажирских поезда- … … … … …

1 скорый поезд -  2скорых поезда - … … … … … …

1 железнодорожный вокзал – 2 железнодорожных вокзала - … … … … … …

7. Итог. С какими новыми профессиями мы познакомились? Чем занимаются эти люди?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Экскурсия на железнодорожную станцию"

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах осуществляется, прежде всего через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различны...

Конспект занятия по ознакомлению с профессиями «Профессия швея» (с использованием интерактивной доски, для детей старшего возраста)

Труд-важнейшее средство воспитания. Начиная с дошкольного возраста, в процессе труда формируется личность ребенка, складываются взаимоотношения. Труд - это могучий воспитатель, в педагогической систем...

Конспект занятия по ознакомлению детей с профессией "Хлебороб"

расширить и уточнить представление детей о выращивании хлеба....