Развитие речи у детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Кулагина Екатерина Федоровна

Что  значит  развивать  речь  ребёнка?  Конечно  же,- это  учить  его  разговаривать.  Говорить- это  значит  владеть  определённым  запасом  слов, уметь  пользоваться  ими, уметь  высказаться, формулировать  свою  мысль, понимать  речь  окружающих, слушать  их, быть  внимательными  к  ним  и  многое  другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие   речи  у  детей  дошкольного  возраста.  

Что  значит  развивать  речь  ребёнка?  Конечно  же,--это  учить  его  разговаривать.  Говорить—это  значит  владеть  определённым  запасом  слов, уметь  пользоваться  ими, уметь  высказаться, формулировать  свою  мысль, понимать  речь  окружающих, слушать  их, быть  внимательными  к  ним  и  многое  другое. Всему  этому  ребёнок  учится  с  помощью  взрослых  в  д\с, в  семье. Иногда  считают  что  ребёнок  плохо  говорит, когда  у  него  плохая  дикция, когда  он  не  может  ответить  на  простой  вопрос, когда  не  в  состоянии  рассказать, что  с  ним  произошло, когда  мало  и  неохотно  разговаривает. Ребёнок  порой  плохо  произносит  звуки, но  правильно  отвечает  на  вопросы  взрослых  и  сам  задаёт  их  много, мало  разговаривает  с  товарищами, но  много  говорит  с  близкими  родственниками. Поэтому  говорить  о  развитии  (  или  недоразвитии)  речи  вообще  невозможно. Задача  воспитателя  при  развитии  речи  детей—не только  сообщать  им  новые  слова  и  требовать  повтора  рассказа, но ( гораздо  важнее! ) использовать  речь  в  своей  деятельности  -- игры, занятия, конструирование. Немаловажным  средством  в  развитии  речи  является  общение  с  окружающими  людьми.  На  5-ом году  жизни  под  влиянием  взрослых  ребёнок  начинает  устанавливать  причинно—следственные  связи ( потому  что, оттого, что ), делать  первые  обобщения ( шапка, шуба, варежки, шарф—всё  это  зимняя  одежда ), сравнивать  предметы. А  вопросы  четырёхлетних  «почемучек» направлены  на  то, как  скорее  обо  всём  узнать. Вопросы  «зачем?», «почему?», «когда?»  так  и  сыплются  на  бедных  родителей. Почему  идёт  дождь, гремит  гром, почему  не  падает  солнышко, когда  бывает  завтра, откуда  берутся  реки, моря и  т.д  и  т.п.  Как  не  утомительно  отвечать  на  них, но  отвечать  надо  и  очень  терпеливо  и  серьёзно.  Не  ответим—значит  заглушим  его  любознательность, затормозим  детское  развитие.  В  повседневном  общении  с  ребёнком  мы  обогащаем  его  словарь, ненавязчиво  изподволь  можем  многому  научить.  Например, в  играх  «Кто  больше  назовёт» , «Что  бывает  лёгким, тяжёлым», «Что из  чего  сделано»  и  др.  требуется  не  только  назвать  предмет, но  как  можно  полнее  описать  его, обратить  внимание  на  цвет, качество.  В  такие  игры  можно  играть  на  кухне,  по  дороге  в  садик, на  прогулке  и  т.д.  Массу  игр  можно  придумать  с  «Чудесным  мешочком» (наложить  овощей, фруктов, игрушек, посуды).  Ребёнок  на  ощупь  узнаёт  взятый  предмет, описывает  его.  «Угадай, что где  растёт»--узнают  названия  всяких  разных  растений, деревьев.  Прогуливаясь  по  лесу  загадайте  загадку  на  увиденный  предмет ( муравей, гриб, листья, ель ). Сравните  берёзу  с  сосной, вставьте  в  разговор  пословицу, поговорку, потешку, считалку.  А  значение  стихов  и  сказок  вообще  трудно  переоценить.  Они  обращены  к  сердцу, чувствам  ребёнка.  Пусть  дети  слушают  и  заучивают  стихи  Пушкина, Тютчева, Никитина, Есенина  и  Чуковского,  всё, чтобы взрослые не прочли  ребёнку, не  пройдёт  даром.  Иллюстрации  к  книгам  помогают   дошкольнику  лучше  понять  содержание  произведения, яснее  представить  картину  природы, конкретную  ситуацию, характер  и  поступки  героев.  После  чтения, поговорите  с  ребёнком, спросите  о  чём  читали? , что  понравилось,  что  нет?  Через  некоторое  время  попросите  рассказать  какой—нибудь  эпизод,  сказку, разыграйте  её  с  помощью  игрушек.  Развитию  речи  детей  помогают  картинки, рассказы  по  ним («расскажи  про  зайчика, мишку» ).  По  сюжетным  картинкам  составить  рассказ.  Хороши  для  пересказа  маленькие  поучительные  рассказики  Л. Толстого, К. Ушинского.  Сходите  с  ребёнком  в  зоопарк.  В  беседе  спросить «Какая  белочка?», «Каким  запомнился  тебе  медведь? Птицы?  Чем  покрыто тело  ежа?».

Поиграйте—« Кто  у  кого?». Темы  для  самостоятельных  детских  рассказов  подсказывает  праздники, коллективные  прогулки, экскурсии, интересные  случаи, события.  Описывая  свои  впечатления, ребёнок  убеждается, что  можно  обо  всём  рассказывать  живо,смешно, интересно.  Родителям  следует  записывать  детские  впечатления.  В  будущем  ребёнок  может  прочитать  их  сам, познакомить  с  ними  друзей  и  даже  своих  будущих  детей.                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...