Занятие по развитию речи "Дикие животные" с самоанализом
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Кузнецова Елена Викторовна

Занятие по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, разработано для воспитанников 3 года обучения, на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Тема занятия «Ознакомление с отличительными особенностями  диких животных» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_zanyatiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме: «Ознакомление с отличительными особенностями  диких животных.

Цель: Формирование представления об отличительных особенностях диких животных.

Задачи:

1. Формировать представления об отличительных особенностях диких животных.

 

2.  Коррекция речи, зрительного восприятия, слухового внимания.

3. Способствовать самостоятельности, экологическому воспитанию детей, вызвать желание беречь природу, соблюдать правила поведения в природе.

Оборудование:  

Ноутбук, видеофрагмент «Дикие животные», маски животных для ролевой игры, учебник « Окружающий мир» для 1 класса (А.А.Плешаков), карточки с заданиями, выставка книг по теме «Дикие животные», сборник загадок.

                                          Ход занятия.

1.Орг. момент. Психологический настрой.

Настроение у нас?

Дети: Отличное!

А улыбки?

Дети: Дело привычное!

Пожелаем друг другу добра,
Ведь нам начинать пора!

2.Введение в тему.

-Отгадайте загадки:

* На ветке не птичка-

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка

Кто это? (белка)

*Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (зайка)

*По лесу серый рыщет,

Зайцев на обед ищет.(волк)

*Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей, пьет молоко,

Но на кошку не похож

Весь в колючках длинных …(еж).

*Пришла из леса птичница

Кур посчитать.(лиса)

(Рисунки-отгадки воспитатель выставляет на магнитную доску.)

3.Изучение нового.

 -Каких животных вы отгадали?

-Где они живут?

-Чем они отличаются от домашних животных?

-Чем покрыто тело диких животных? Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент «Дикие животные». Будьте внимательны и вы узнаете много нового и интересного.

Вывод:

Дикие животные обитают в лесу. Это те животные, которые сами добывают себе пищу и не нуждаются в уходе человека.

4.  Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдыхать, как зайки, станем.

Вправо, влево наклонись,
Повернись и подтянись.

Лапки вверх и лапки вбок. 
И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку. 
Молодцы, мои зайчишки!

Работа с учебником.

-Рассмотрите иллюстрации животных, расскажите что их объединяет?

По каким признакам? Почему? Подтвердите вывод по учебнику. Каких животных мы называем дикими? В чем их отличие от домашних животных? Приведите примеры диких и домашних животных.

5. Обобщение

Ролевая игра «Собрание зверей».

(Выбираются желающие  участвовать в игре дети. Роли: волк, медведь, лиса,

мышка-полевка, собака. Дети получают маску животного и с моей помощью выбирают председателя собрания, который отвечает за порядок и дисциплину. Игроки по очереди рассказывают о том , как они готовятся к зиме.)

-Все ли животные относятся к одной группе? Почему мы выбрали в председателя собрания собаку? Объясните, в чем ее отличие от остальных животных.

Работа с карточками « Правильно – не правильно»

-Сейчас мы с вами поработаем в своих карточках, которые у вас на столе.  В задании вы должны ответить: что правильно, а что нет? Если это правильно, то ставите «+». Если считаете, что такое поведение не приносит пользы, то ставите «-» в квадратик рядом с картинкой. (Дети выполняют задание). Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (На доске показаны правильные ответы).

+ Не берите яйца птиц.

+Не берите домой детенышей диких животных.

+Не отпускайте в лес собаку.

-Какой совет вы могли бы дать своему другу о поведении в природе?

6Итог занятия.

-Мы говорили сегодня о диких животных.

-О каком животном вы узнали что-то новое, чего вы раньше не знали?

-Ребята, спасибо вам за работу на занятии! Вы молодцы!  Мне было очень интересно с вами работать!    

-Если у вас возникло желание узнать еще что-то новое , предлагаю вашему вниманию выставку книг «Дикие животные».

Творческое задание для детей.

Предлагаю вам в свободное время сделать рисунки по теме занятия, подобрать картинки. (По желанию детей)

                           



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия.

Занятие по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, разработано для воспитанников 3 года обучения, на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983Научно-исследовательский институт дефектологии АПН  СССР, с использованием методических рекомендаций для работы с  глубоко умственно отсталыми детьми под редакцией Е. Д. Худенко.

Тема занятия «Ознакомление с отличительными особенностями  диких животных» выбрана из программы и соответствует тематическому планированию. Цель занятия: «Формирование представления об отличительных особенностях диких животных», соответствует теме занятия.

Дидактическая задача «Формировать представление об отличительных особенностях диких животных, определяет тип занятия - изучения нового и имеет следующую структуру:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Изучение нового.
  4. Физминутка.
  5. Обобщение.
  6. Итог.

Коррекционная задача ориентирована на активизацию тех психических функций, которые максимально задействованы на данном занятии (коррекция речи, зрительного восприятия, слухового внимания). Использование различных видов заданий: сравнить и сказать; ролевая игра, работа с карточками помогает добиваться точности, правильности, связности и выразительности высказывания. Задания подобраны по степени нарастающей трудности, например, задания для закрепления нового – «Сравнить и сказать» и ролевая игра « Собрание зверей»  даются после вводной беседы и предполагают самостоятельное выполнение заданий. В занятии присутствуют задания, включающие различные анализаторы: зрительный -  просмотр видеофрагмента «Дикие животные», «Сравни и выдели одинаковые признаки», работа с учебником, карточками; слуховой - «Послушайте и отгадайте». На этапе «Ведение в тему» проводится упражнение на коррекцию слухового восприятия, концентрации: внимания – воспитанники отгадывают загадки, выставляется рисунки отгадки, для того, чтобы без труда справиться с заданием «Сравнить и сказать» на этапе «Изучение нового».

Занятие выполняет дидактическую, т. е. обучающую функцию: воспитанники находят отличительные особенности диких животных , закрепляют полученные знания. В ходе изучении нового материала используются разнообразные приемы подачи новой информации: вводная беседа, демонстрация видеофильма, ролевая игра, раздаточный материал, что активизирует познавательную деятельность и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов.

Реализация задачи - способствовать самостоятельности, экологическому воспитанию детей, вызвать желание беречь природу, соблюдать правила поведения в природе просматривается на этапе «Изучение нового» - самостоятельное выполнение заданий, на этапе «Обобщение» ролевая игра, игра « Правильно – не правильно», творческое задание в свободной деятельности.

Каждый этап занятия четкий и завершенный - это говорит о логичности занятия, цель каждого этапа подчинена общей цели занятия, прослеживается критерий преемственности - на занятии уточняется понятие о диких животных, т.к. эти знания необходимы на следующем занятии «Домашние животные».

В основе занятия лежат следующие дидактические принципы:

  • Научность и доступность обучения (опора на учебник, обучение на уровне возможности детей).
  • Систематичности и последовательности (между частями материала существует логическая связь, пройденный материал подготавливает воспитанников к освоению

      нового).

  • Принцип наглядности (наглядность стимулирует речевую активность детей).
  • Сознательности и активности (воспитанники понимают изучаемый материал, подбор методов и приемов предполагает речевую активность детей).
  • Принцип коррекционной направленности обучения (методы и приемы, включенные в занятие, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию).

На занятии использовались следующие методы обучения:

- Словесные методы (обобщающая беседа, вводная беседа, инструкции к заданиям).

- Наглядные методы (изобразительная наглядность - пособие «Дикие животные», маски животных; демонстрация видеофильма).

- Практические методы (работа с учебником, самостоятельная работа, выполнение различных упражнений).

Использовались приемы активизации познавательной деятельности (задавание вопросов; сравнение картинок, ролевая игра, осложненное заданием и т.д.).

Методы обучения были скомбинированы таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности, тем самым соблюдался охранительный режим воспитанников.


Кузнецова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в средней группе по программе 2100.

Самоанализ к занятию по развитию речи и обучению грамоте.  Тема занятия "Мебель для домика на крыше"....

Самоанализ занятия по развитию речи

Самоанализ проведёной образовательной деятельности  по образовательной области "Речевое развитие "...

самоанализ занятия по развитию речи.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам самоанализ открытого занятия по развитию речи "Показ сказки "Репка" посредством кукольного театра". Занятие проводилось с детьми второй группы раннего возраста (2-3год...

САМОАНАЛИЗ непосредственно - образовательной деятельности. занятия по развитию речи Тема занятия: "Лис и мышонок"

Анализ занятия я проводила мысленно разбив занятие на части их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е.необходимых и определённых качеств и свойствойств. я выбрал...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Образец самоанализа подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей 6-7 лет с ОНР (третий-четвертый уровень речевого развития)

В публикации представлен образец самоанализа подгрупповго логопедического занятия по теме "В поисках книги Здоровья" (лексическая тема "Человек и его здоровье"), которое было предс...