Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
статья по развитию речи по теме

Калиниченко Ольга Викторовна

Одной из самых важных задач развития дошкольников является развитие их коммуникативных навыков. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолеть молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В тоже время, мы стремимся к тому, чтобы речь ребенка была живой, непосредственной, выразительной.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rknud.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Калиниченко Ольга Викторовна, воспитатель

МДОУ «Д/c №43», г. Усолье-Сибирское

Одной из самых важных задач развития дошкольников является развитие их коммуникативных навыков. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолеть молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В тоже время, мы стремимся к тому, чтобы речь ребенка была живой, непосредственной, выразительной.        

В процессе общения в разных видах деятельности, дети затрудняются в умении сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно. Умение активно общаться успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения. Мы подводим детей к умению строить процесс общения развернуто, полно, четко. Для этого мы разработали систему общения с ребенком.

        1. Воспроизведение хорошо знакомых сказок.        

        2. Пересказывание маленьких рассказов, используем совместный пересказ, где взрослый ненавязчиво напоминает фразы, подсказывает забытое слово.

Понимание и осмысление речи взрослых, сверстников приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность своего рассказа, точно передать языковые средства. Поэтому мы используем:

3. Поисковые вопросы, т.е. помогающие рассуждать.

4. Одной из ведущих видов деятельности у детей является игра. Мы используем её как средство, чтобы побудить ребёнка к высказыванию, составлению описательных рассказов об игрушке.

Если ребёнок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать: «Это кошка. Её зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка». А потом просит ребёнка повторить рассказ.

На первых порах очень важен выбор игрушек. Игрушки должны быть с ярко выраженными характерными особенностями (цвет, форма, размер), создавать настроение. Целесообразно привлекать к описанию не статичную красивую куклу, а куклу-малыша, протягивающего к ребёнку руки, или зайца, который чем-то огорчен и готов заплакать, или важного утенка в берете. Такие игрушки привлекают своей необычностью. Ребёнок безошибочно реагирует на них: утешает плачущего зайца, берёт на руки и ласкает малыша копирует позу утёнка. Но осмыслить и выразить эту необычность словами (неуклюжий, смешной) ребёнок еще не умеет, и здесь на помощь ему приходят вопросы взрослого: «Отчего грусти заяц? Чего он хочет? Почему  на утёнке берет?»

Для усиления познавательного эффекта, мы предлагаем детям сравнить две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребёнок должен внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются.

Ребёнок  может пользоваться небольшим планом: «Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть». Постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как: «Из какого материала сделана эта игрушка? Нравиться ли она тебе?»

5. При развитии коммуникативных навыков мы также используем загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком», а потом при угадывании, показывает ребёнку соответствующую картинку.

Если совсем маленький ребёнок учится только отгадывать загадки, то ребёнок пятого года жизни может уже сам составлять загадки на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом».

6. Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать 2-3 игрушки, чтобы ребёнку было легче составить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Например, предложить ребёнку такой выбор: девочка, грибок, корзина, елочка, ёжик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она может встретить. Мы не используем в данном случае образец взрослого. Учитывая имеющийся опыт коммуникативного взаимодействия у детей с друг с другом, с взрослыми, дети без затруднений включаются в новую игру.

После пяти лет, когда у ребёнка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребёнку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

▪ в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет, Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»;

▪ сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»;

▪ предложить ребёнку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности;

▪ предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев;

▪ написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

▪ сочинить разговор сказочных персонажей по телефону;

▪ придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед;

▪ рассказать историю от лица любимого героя или предмета;

▪ описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица весёлого и грустного человека);

▪ очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребёнку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Развитие коммуникативных навыков в предложенной системе происходит наиболее эффективно, если данная работа осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с ребёнком в интересующей его деятельности. Педагогу представляется возможность интеграции нескольких образовательных областей, возможность успешно взаимодействовать с родителями воспитанников, что, безусловно, повлияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация....

Значение игры в развитии коммуникативных навыков у дошкольников

В игре ребенок познает окружающий мир, развивается, учится общению....

Презентация проекта "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в соответствии с ФГТ"

В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками....

Доклад на тему: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников».

Для себя я считаю эту проблему актуальной, так как столкнулась с ней на практике. Многие дети нашей группы испытывают проблемы в общении. Поэтому я, как воспитатель считаю могу повлиять на раз...

Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры....