Занятие для детей 6 – 7 лет по ознакомлению с художественной литературой «Кто рисует картинки в книжках?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Казарцева Татьяна Борисовна

Занятие для детей 6 – 7 лет по ознакомлению с художественной литературой «Кто рисует картинки в книжках?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kto_risuet_kartinki_v_knizhkakh.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей 6 – 7 лет

по ознакомлению с художественной литературой

«Кто рисует картинки в книжках?»

Аннотация:  Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения.  Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.

 Все дети любят сказки: любят слушать, когда  их рассказывают бабушки и мамы, а те, кто умеет читать, читают сами. Читают и рассматривают интересные, красочные картинки - иллюстрации, которые рассказывают о героях книги ничуть не меньше, чем текст самой сказки. А кто же создает эти иллюстрации? Ну конечно художники, художники - иллюстраторы.

Кто такие иллюстраторы? Чем они занимаются? Зачем нужны иллюстрации в детских книгах? На эти и многие другие вопросы дети получат ответ, отправившись в увлекательное путешествие по городу Книгограду.

Занятие рассчитано на детей 6 – 7 лет и предусматривает, что у детей уже есть первоначальные книговедческие  знания.


Задачи:

  • Развитие эстетических и познавательных устремлений детей старшего дошкольного возраста через лучшие образцы отечественного искусства;
  • Учить выделять  выразительные средства, характерные для изобразительной манеры каждого художника:  цвет, фон, изображение животных, их одежда.
  • Развивать умение рассказывать о том, что изображено на иллюстрации, сравнивать художественные образы Ю. Васнецова и Е. Рачёва, находить различия.
  • Расширять представление детей о книжной графике. Продолжать знакомить  с творчеством художников – иллюстраторов детских книг Ю. Васнецова, Е. Рачёва
  • Подвести детей к пониманию того, что книга - это произведение искусства, поэтому относиться к ней следует бережно и аккуратно.
  • Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование:    Книжная выставка с книгами художников –    иллюстраторов, мультимедийный проектор, ноутбук

Ход занятия:

Воспитатель: Я знаю, что  вы любите сказки? А что такое сказки? (Ответы детей)

Воспитатель: Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Какие сказки вы знаете?  Назовите любимые!

Какие книги вам больше нравятся? (ответы детей).

Возьмите любую книгу, которая вам понравилась (дети выбирают книги – на выставке остается книга без картинок). Почему ты взял эту книгу? И мне больше нравятся яркие и красивые книги с иллюстрациями. Даже не умея читать, по рисункам можно понять, о чем говорится в книге, понять ее смысл. Давайте рассмотрим одну из них!

О чем эта книга? Как догадались? (по иллюстрации на картинке, прочитал буквы)? Что еще есть на обложке книги? (буквы) Это название  книги: состоит из заглавия и фамилии автора. Что еще мы можем узнать по обложке?

 На обложке книги кроме фамилии автора, названия книги вы найдёте и фамилию художника- иллюстратора. Кто такие художники - иллюстраторы?  (ответы детей)

Воспитатель: (уточняет) Художники – иллюстраторы - это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут.

 Когда на страницах одной книги встречаются два удивительных выдумщика – писатель и художник – происходит чудо. Почти  у  каждой   книжки    для  детей  -  два  автора.   Один    из  них  писатель, другой  художник.

Далее воспитатель показывает детям слайдовую презентацию

В числе первых, лучших художников – сказочников люди по праву называют Юрия Алексеевича Васнецова. ( Слайд 2)

Родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе Вятке, в котором живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки и расписывают их яркими красками.

Как называются эти игрушки? (Дымковские.) – (Слайд 3)

Очень пригодились Юрию Алексеевичу воспоминания детства, когда он стал художником. Много замечательных иллюстраций к детским книгам создал художник, но особенно яркими, нарядными получились рисунки для книг со стихами – потешками. Название «потешки» - от слов «потешать», «забавлять». И события в потешках происходят самые удивительные, невероятные: то медведь по небу летит, то кот сухари толчет, сорока кашу варит. (Слайды 4 -5)

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока»

Давайте посмотрим, какие замечательные рисунки к потешкам нарисовал Юрий Алексеевич Васнецов.

Дети рассматривают рисунки, делятся впечатлениями.

Воспитатель: Видите, какие добрые и веселые герои изображены художником.

 Как много иллюстраций создано Юрием Алексеевичем, и среди них нет ни одной одинаковой! Все персонажи разные, у каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.

Иллюстрация к потешке «Совушка – сова» (слайд 6-7)

Подвижная игра «Совушка – сова»

 А теперь посмотрите на эти иллюстрации. Назовите сказку, к которой они нарисованы. Попробуйте описать по рисункам характеры сказочных персонажей. Как  смог показать художник характер героя? (слайд 8-10)

Какая иллюстрация Васнецова Ю.А. к сказке вам больше понравилась? Почему?

А вот совсем другие рисунки к русским народным  сказкам художника – иллюстратора Евгения Михайловича Рачева (слайд11- 13)

Евгений Михайлович Рачев родился в 1906 году в городе Томске. Иллюстрации Е. Рачева к русским народным сказкам веселые и добрые, занимательные и поучительные. Их главные герои – звери. Они ведут себя, думают, ходят и говорят, как люди. Мы узнаем этого художника по одежде его зверей (слайд 14)

Зачем художник наряжает своих героев-животных в человеческую одежду? Он делает это не только для того, чтобы показать нам характер образа. Изображая зверей одетыми в человеческие платья, художник дает понять, что за событиями сказки кроются взаимоотношения людей. Выражение глаз, линии рта создают яркие характеристики каждого персонажа. По позе животных можно сразу догадаться об их настроении.

Физкультминутка

Знакомство с лесными жителями
(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

Евгения Михайлович Рачев хорошо знал народную жизнь, быт и обычаи народа. Особой выразительности он добивается благодаря бытовым деталям украшений: наличник русской избы, крестьянское лукошко или вышитое полотенце (слайд 15 – 17).

 Рисунки Е. Рачева очень декоративные, яркие, привлекательные. Он стремился к простоте и ясности средств выражения. Предпочитал крупное изображение героев на листе, простые композиции, чистые цвета и яркий черный контур  (слайд 18 – 19)

Сказки просят, а сейчас Вы друзья, узнайте нас!

(Дети по иллюстрации Рачева отгадывают сказку. Вопросы педагога: Назовите сказку? Какие у него животные? Что можно сказать про их характер, настроение? Какие краски использует художник?)

Понравились вам герои – животные Е. М. Рачева?  

А сейчас мы все будем художниками – иллюстраторами! Давайте нарисуем иллюстрацию к вашей самой любимой сказке.

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Перед вами разные материалы для рисования: карандаши, краски, восковые мелки  – выбирайте, что кому нравится, и начинайте рисовать.

По окончании работы дети рассказывают о своей иллюстрации.

Вместе с воспитателем делают выставку рисунков.   

Используемая литература:

  1. Г. Н. Дороновой «Дошкольникам о художниках детской книги» -М., 1991.
  2. Дехтерев Б. Иллюстрация - произведение художественное  - Детская литература. - 1969. - № 4
  3.  Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация -  Детская литература. - 1972. - № 3.
  4. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1968.,187с
  5.  Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983.
  6. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.,127с. 11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - МП.: Педагогика, 1995
  7. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр- М.: ВАКО, 2005.

Информационные источники:

  1. festival.1september.ruarticles/599946/
  2. dubrk.karelia.ruvasnecov/about.htm
  3. newart.ruХудожники прошлогоВаснецов
  4. aktinoya.ruindex.php…
  5. otherreferats.allbest.ruКультура и искусство00214689_0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.Тема: "Весна. Инсценировка сказки в лицах "Заюшкина избушка""....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются  умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...

Комплексное занятие в средней группе по ознакомлению с художественной литературой и аппликации. Чтение детям Английской народной песенки «Перчатки»

Комилексное занятие по ознакомлению с английской песенкой "Перчатки" и аппликации по украшению перчаток для котят....