Конспект нод по образовательным областям «Коммуникация», «Художественное творчество» (подготовительная группа) Тема: «К нам весна шагает»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Коммуникация», «Художественное творчество» (подготовительная группа)

Тема: «К нам весна шагает» (составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы; объемная аппликация).

Данный конспект позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о весне. Составить рассказ с использованием мнемотаблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_portfolio.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 365 Фрунзенского района.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по

образовательным областям «Коммуникация»,

«Художественное творчество»

(подготовительная группа)

Тема: «К нам весна шагает»

(составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы; объемная аппликация)

                                                                                Составила и провела  педагог:

Давыдова О.А.

Санкт- Петербург

2014г

Пояснительная записка

Данный конспект позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о весне. Составить рассказ с использованием мнемотаблицы.

При составлении конспекта НОД мной были использованы здоровье сберегающие технологии, такие как динамическое упражнение, зрительная гимнастика, психологическая минутка, а так же музыкальное сопровождение, которое позволяет снижать утомляемость воспитанников, повышает интерес к материалу.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура  которого используется при составлении рассказа. Ребенок знает, с чего может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а так же как его завершить. Это достигается использованием символов – рисунков, обозначающих различные признаки весны.

В конспекте НОД интегрируются такие образовательные области, как: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка», «Художественное творчество».

Для достижения поставленной цели была проведена предварительная работа:

  1. Наблюдения в природе.
  2. Рассматривание весенних пейзажей.
  3. Познавательные беседы.
  4. Чтение художественной литературы.
  5. Цикл НОД в области «Коммуникация».
  6. Рисование и выполнение аппликационных композиций по теме «Весна».
  7. Дидактические игры и упражнения: «Подбери слово», «Первые приметы Весны», «Почемучка», «Исправь ошибку», «Какой - какая», «Составь предложение (рассказ)» - по опорным картинкам, «Подбери действие» и др.
  8. Динамические упражнения - речь с движением.
  9. Прослушивание музыкальных произведений.

Цель: закрепить и уточнить знания воспитанников о весне.

Задачи:

Образовательная: расширять представления воспитанников о характерных признаках весны. Совершенствовать умение связно и последовательно составлять рассказ о весне с опорой на план - схему, умение изготавливать цветок из трехслойной бумажной салфетки, выполнять технику изготовления цветка в определенной последовательности. Формировать умения воспринимать и передавать фантазийный образ весны средствами художественной выразительности.

Развивающая: развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова,  фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, внимание, память, речь с движением, мелкую моторику; развивать речь как средство общения;  активизировать словарный запас по теме «Весна»; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы аппликаций с объемным эффектом.

Воспитательная: воспитывать художественный и эстетический вкус, уверенность, самостоятельность в художественном поиске при воплощении замысла через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

Интеграция: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество».

Материал:

Демонстрационный: мнемотаблица «Весна», зрительный ряд (картины), шкатулка, конверт, сундучок, клубочек.

Раздаточный: карточки с изображением предметов о весне, значки- символы, конверт с буквами, открытка с незавершенной композицией, квадратные заготовки из желтых бумажных трехслойных салфеток, ножницы, клей, кисточки, влажные салфетки.

Словарная работа: капель, проталинки, набухают.

Индивидуальная работа:

Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам в беседе о весне,  составлении предложений по карточкам, рассказах по плану - схеме, в изготовлении объемной аппликации.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, фантазирование, план - рассказа, составление рассказа по частям, договаривание, вопрос-ответ.

Предварительная работа:

  1. Наблюдения в природе.
  2. Рассматривание весенних пейзажей.
  3. Познавательные беседы.
  4. Чтение художественной литературы.
  5. Рисование и выполнение аппликационных композиций по теме «Весна».
  6. Дидактические игры и упражнения: «Подбери слово», «Первые приметы Весны», «Почемучка», «Исправь ошибку», «Какой - какая», «Составь предложение (рассказ)» – по опорным картинкам, «Подбери действие» и др.
  7. Динамические упражнения – речь с движением.
  8. Прослушивание музыкальных произведений.

Технические средства: музыкальный центр, диск П.И.Чайковского.

Форма проведения: подгрупповая.


Ход:

Воспитанники входят в зал и встают возле педагога. Звучит тихо мелодия П.И.Чайковского «Подснежник».

Психогимнастика «Доброе утро!»

Педагог: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро!- солнцу и птицам.

Доброе утро!- улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым,

Доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Раздается стук в дверь, ходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, я принес письмо для ребят подготовительной группы детского сада «Родничок», получите пожалуйста (подает письмо педагогу и уходит).

Педагог: Спасибо большое. Интересно от кого оно? (раскрываю конверт) «Здравствуйте дети. Пишет вам Старичок – Лесовичок. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока – белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне. Что вы умные и сообразительные. Поэтому посылаю вам загадки, постарайтесь их отгадать»

Я хозяин лесной

Просыпаюсь я весной,

А зимой под снежный вой

Сплю в избушке снеговой.

(медведь)

Рук нет, а строить умеет.

(птица)

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша, огонь тот ходит,

Землю- матушку обходит,

Светит весело в оконце

Ну, конечно, это …

(солнце)

Рыхлый снег на солнце тает,        

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса.

Значит, к нам пришла...

(весна)

Педагог: Верно! Отгадали загадки, а давайте вспомним с вами весенние месяцы  (март, апрель, май).

Педагог:          А чтобы Весна шагала быстрее, давайте подарим весне красивые слова. Вставайте в круг.

Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок.

Кто этот клубок в руки возьмет – тот слово красивое о весне назовет (теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная).

Педагог: Замечательно! Вы так много знаете красивых слов о весне. А кто из вас, ребята, скажет, почему тает снег? (солнечные лучи прогревают снег и он тает). А, почему бегут ручьи? (снег тает ан солнце и превращается в воду). А, почему прилетают птицы? (вместе с весной приходит тепло, и птицы возвращаются на свою родину). А как вы думаете, почему пробуждаются животные от зимней спячки и появляются насекомые? (Солнце светит. Становится теплее, природа просыпается, а с ней и насекомые и животные).

Как вы считаете, о чем можно сказать весенняя? (вода, трава, река).

А, о чем можно сказать весенний? (ручеек, сад, день).

О чем можно сказать весеннее? (солнце, небо, облако).

А кто скажет, какое солнце весной? (теплое, яркое, лучистое).

Какие слова можно образовывать от слова весна? (весенний, веснушки, веснянки).

Педагог:        Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам поиграть.

Динамическое упражнение «Клен»:

За окном сосулька тает (4 прыжка на носочках, руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (руки вверх, наклоны вправо- влево)

Разжимает, разжимает клен тугие кулачки. (Руки перед грудью. Локти опущены вниз, разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку (4 прыжка, поворачиваются спиной друг к другу, парами)

И едва растает снег.(наклоны влево- вправо)

Мне зеленую ладошку клен протянет раньше всех.

(поворачиваются, протягивают друг другу правые руки, рукопожатие)

Педагог:        Вот и зарядились мы с вами бодростью. Давайте подойдем к мольберту. Посмотрите внимательно на этот план - схему.

Если снег повсюду тает,

Превращается в ручей,

Травка робко вылезает,

День становится длинней,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит здесь у нас … (показываю на схему)

(весна)

Педагог: Но, весна здесь какая-то не яркая, грустная. Разве такую мы ждали весну? Я предлагаю вам раскрасить и оживить нашу весну красивыми предложениями и яркими образными словами. А поможет вам в этом наша волшебная шкатулка, в ней находятся ваши раскраски - подсказки.

Педагог: Сейчас, каждый из вас возьмет одну волшебную карточку из шкатулки. Внимательно посмотрит на свою карточку и придумает красивые предложения о весне по своей картинке. В шкатулке лежит и конверт с буквами. Тот, кому достанется  этот конверт, сразу на доске составляет  из букв слово и придумывает с этим словом предложение. Он начинает рассказывать первым. А кто дальше продолжит рассказывать, вам подскажет

план – схема. (Воспитанники работают с карточками.)

Педагог:         Готовы? Придумали? Посмотрите внимательно на свою карточку и на план-схему. Итак, кто же первым выходит к мольберту?

(подходят к мольберту накладывают свою цветную картинку на план- схему и проговаривают предложения)

1.Пришла весна.

2. Весной ярче светит солнце. Его теплые, ласковые лучики согревают природу. День стал длиннее.

3. Днем на крышах тает снег, вода каплями стекает с крыш. И мы слышим звонкую капель. Ночью вода замерзает,  и «вырастают» (образуются) большие сосульки.

4.Весной звонче поют птицы. Они вернулись из теплых краев. Птицы вьют и строят гнезда, чтобы выводить птенцов.

5.Природа просыпается. Снег тает, и появились проталинки. На деревьях набухают почки. Выглянули из - под снега подснежники.

6.Весной медведь проснулся после зимней спячки и вылез из берлоги. Но уже не один, а с маленьким медвежонком

.7.Больше всех радуются весне дети. Они любят пускать кораблики в весенних ручейках.

Педагог: А кто из вас, ребята сможет повторить то, о чем вы сейчас говорили?

Педагог: Ребята, какие вы молодцы! Из ваших предложений получился

замечательный рассказ о весне! А сейчас, подойдите ко мне, поиграем глазками.

Зрительная гимнастика:

Вот стоит весенний лес

В нем много сказок и чудес.

(выполняют круговые движения глазами)

Слева-сосны, справа - ели.

(глазами влево - вправо)

Дятел сверху тук да тук.

(глазами вверх- вниз)

Глазки ты закрой- открой

И скорей беги домой!

Педагог: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам пройти в художественную мастерскую.

Педагог: Ребята, перед вами лежит открытка, которую мы начали с вами делать, нам надо ее закончить. Для этого мы с вами будем делать аппликацию «Одуванчик» (с объемным эффектом).

Педагог: для изготовления цветка, нам необходимо сложить салфетку пополам, разрезать ее по сгибу, затем еще раз сложить  пополам и разрезать. Получился квадрат, его нужно зафиксировать по центру степлером. (показываю)

Из квадратной заготовки вырезаем круг, по окружности обрезанной заготовки делаем надрезы на равном интервале друг от друга. Аккуратно пальцами поднимаем верхний тонкий слой и сжимаем его к центру. Точно также поступаем со следующими слоями. Вы можете поднять как каждый отдельный слой, так и по два слоя за раз.(воспитанники приступают к работе)

Педагог: Бутон одуванчика готов, перейдем к остальной части цветка. Для создания красивой открытки, возьмите вырезанные вами заранее лепестки, красиво расположите их на открытке и приклейте. Затем приклейте бутон одуванчика. Вот и готовы открытки! Композиция завершена.

Педагог: Вы дружно завершили композицию, а теперь давайте дружно поиграем.

Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний-

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга нам нельзя!

Педагог: Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, как вы

рассказывали о весне. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания. (Индивидуальные поощрения).

Рефлексия:

Педагог: Прикрепите значки - настроения на доске.

Варианты значков:

«солнышко» - на душе светло, радостно.

«тучка» - на душе пасмурно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Художественное творчество", "Музыка", "Здоровье" .Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Весна" средняя группа

Закреплять знания детей о признаках весны, весенних месяцах. Активизировать словарь за счёт имён существительных, прилагательных,глаголов. Учить отвечать на вопросы полными ответами, согласовыва...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству. Подготовительная группа Тема: " Пограничник с собакой»

       Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству.          ...

Конспект интегрированного занятия (образовательные области «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Чтение художественной литературы», «Социализация») в Средней группе с учетом ФГОС по программе "От рождения до школы"

Программа "От рождения до школы"  (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Конспект интегрированного занятия в Средней группе с учётом ФГОС. Образовательные области: «К...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Круговорот воды в природе»

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе Тема: "Круговорот воды в природе"...

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие В подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы и животные»

Методическая разработка план -конспекта НОД по образовательной области позновательное развитие Тема " Зимующие звери и птпицы" ( для старших дошкольников)...

Конспект ООД по образовательной области познавательное развитие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в Кроноцкий заповедник»

Конспект ООД по образовательной области познавательное развитие в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в Кроноцкий заповедник»Программное содержание:Продолжать расширять представлени...