"Путешествие в царство осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Домникова Ирина Вадимовна

 

  Интеграция образовательных областей в подготовительной к школе групп

 (коммуникация, познание, художественное творчество)

Скачать:


Предварительный просмотр:

   СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

 ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА детский сад№14

ГБОУ ЦРР Детский сад № 14

  Интеграция образовательных областей в подготовительной к школе группе.

                                     «Путешествие в Царство Осени».

                    (коммуникация, познание, художественное творчество)

                     

                                                                         Составила воспитатель высшей

                                                                        квалификационной категории

                                                                        Домникова  Ирина Вадимовна

                                    Москва 2013 год.

Цель: закрепить знания детей об осени, об осеннем лесе, о животном и растительном мире.

Задачи:

Образовательной области «Коммуникация»:

• упражнять детей в составлении рассказа ;

• активизировать словарь детей по теме «Осень»;

• обобщить и систематизировать знания детей об осени;

• совершенствовать коммуникативные навыки, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;

Образовательной области «Художественное творчество»:

• упражнять детей в видении цветовой гаммы картины осени;

• закреплять умение подбирать цветную бумагу разных оттенков к созданию волшебных зонтиков трех периодов осени;

• развивать художественно-творческие способности.

Образовательной области «Познание»:

• расширять кругозор детей, развивать внимание, мышление, память. 

Обобщать знания о времени года – осень, о лесе, о животном и растительном мире.

 Развивать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать.

 Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин художников с изображением разных периодов осени, беседы о перелетных птицах и диких животных, наблюдения за сезонными изменениями в природе, чтение рассказов Е. Чарушина, В. Бианки, Г. Скребицкого, М. Пришвина.

Оборудование: большой зонтик, картинки с изображением разных периодов осени, иллюстрации перелётных птиц, грибов, маски или шапочки животных, листы А3, акварельные краски, кисти, баночки, салфетки, изображение «голого»леса на ватмане, листочки разной формы и цветов, Лесовичок, ежики, указания дорог;  иллюстрации берёзы и пальмы, аудиозапись, мультимедийная презентация «Осень пришла» клей-карандаш.

                                                                   

  Ход образовательной деятельности:
Создать организационный момент: включить запись музыки П. И. Чайковского пьеса « Октябрь. Осенняя песня» из альбома « Времена года».

и прочитать под неё стихотворение А. Плещеева:

                   Скучная картина!

                   Тучи без конца,

                   Дождик так и льётся.

                   Лужи у крыльца…

     Спросить у детей, какое настроение им навеяла эта музыка и стихи, как они думают, о каком времени года музыка, которую они сейчас слушали. Высказывания детей: грустное, задумчивое, мягкое, лиричное….

     Сказать детям: »Кончилось лето – время тепла и света, нам грустно с ним расставаться. Но в природе всё идёт своим чередом – времена года всегда идут одно за другим.

 -Ребята, а давайте вспомним что происходит осенью.
-Какие месяца осени бывают?

 -Скажите, а что же такое осень? (время года)

-После какого времени года она наступает?

-Какой месяц начинает осень?

-Какой второй месяц, третий?

Какие приметы осени вы знаете? Вспомнить приметы нам поможет игра.

                Игра « ДА или НЕТ». Дайте правильный ответ.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер налетает?

Туманы осенью плывут?

Ну, а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаём ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

-Осень-это хорошо или плохо? (ответы детей)

А теперь скажите ребята Осень –это плохо. Почему? (становится холодно, часто идут дожди и поэтому не всегда можно гулять; опадают листья и деревья стоят голые; желтеет и засыпает трава, улетают птицы)

-А Осень-это хорошо. Почему? ( деревья стоят красивые, в лесу листопад; в лесу много грибов, ягод, можно играть с листьями, делать из них поделки).

- Вы любите Осень?

-Какие периоды осени вы знаете?

Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой»,а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей ,опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью. Первую, золотую, любят за ясные дни, за красоту лесов, писаных золотой и багряной краской. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально -нежные лучи.

Дети, я знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я приглашаю вас в путешествие в Царство Осени. Как вы думаете, на чем можно туда отправиться?

Дети. На самолете, вертолете, поезде, корабле, автомобиле…

Воспитатель. А я вам предлагаю отправиться в Царство Осени на зонтике. Но вот беда, наш зонтик сломался, нужно его починить, а для этого необходимо восстановить картину осени в определенном порядке, а в каком – догадайтесь сами.

Воспитатель предлагает детям зонтик и картинки, с изображением разных периодов осени. Дети рассматривают картинки, совещаются и раскладывают их по порядку: ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель. Молодцы! Наш зонтик готов. Закройте все глазки. 1, 2, 3 – в Царство Осени нас перенеси!

Открываем глазки - мы с вами оказались в Царстве Осени.

Презентация « Осень пришла».

- Рассказать под неё сказку:

«Жила-была Волшебница, и звали её Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла своё настроение. В заколдованном мешочке ( показываю) хранила она своё главное сокровище -волшебную палочку ( извлекается кисть).Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и ….раз! Из зелёных, они превращаются  в какие? Правильно. В жёлтые, оранжевые, красные, багряные. Дотронется палочкой до неба и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой, налетит ветер порывистый, безжалостно сорвёт с деревьев наряд и то унесёт его далеко до реки ,то ли того хуже -бросит в придорожную грязь.

-Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет небо плакать? (грустное, печальное, тоскливое, мрачное).

Зимой Осень засыпала, укрывшись снежным одеялом, а весной отправлялась на далёкий ледяной остров Гренландия. Всё лето Осень гостила в ледяном дворце у одной сказочной Королевы. Может быть вы знаете как её зовут. Конечно, Снежная Королева. Но каждый сентябрь она обязательно возвращалась, чтобы вновь проверить свою волшебную власть над природой.»

  Ребята вы слышите плач? А я слышу. Интересно, кто это плачет?

-Ой, ребята посмотрите это же Лесовичок - Боровичок. Может он нам расскажет, что случилось с лесом и кто плачет?

Красавица Осень спешила на бал,

Меняла наряды, цвета, украшенья.

И что же, последний листочек опал.

Расстроилась Осень, ей нет утешенья.

И хлынули слезы дождем проливным,

И холодно ей, и пропали надежды.

Ты, Осень, не плачь, не грусти, подожди,

Новые мы наденем одежды.

- Поможем лесу, стать опять красивым осенним лесом и сходить на бал?

-Ребята , а в какие краски мы будем одевать деревья в пору золотой осени?

(на ватмане нарисованы «голый» лес, дети приклеивают листочки золотой осени)

- Давайте вспомним какие деревья и кустарники растут в лесу?

- Все лес готов! Он опять красивый, яркий и нарядный!

Воспитатель. Наше путешествие продолжается.

     - Ребята, что- то слишком тихо. А кто поет всегда  в лесу? (Птицы)

- Давайте поиграем и вспомним какие птицы остаются с нами на зиму.

                                                                            Игра       «Улетают – не улетают»
- Я называют птиц, если они осенью улетают, то вы машите руками, как крылышками, если нет – приседаете.
( воробей, ворона, сорока, дятел, сова, , синица – не перелетные; перелетные- ласточка, скворец, соловей, жаворонок, кукушка)
А каких птиц всегда становится больше зимой? (снегирь)
Воспитатель.  Ещё не все перелетные птицы  улетели в теплые края. Их надо срочно туда отправить, давайте поможем им улететь.

Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к доске и выполнить задание: провести дорожки от перелетных птиц к пальме, а от зимующих – к березке.

Воспитатель. А теперь давайте проверим, действительно ли все перелетные птицы улетели в теплые края.

Воспитатель. Дети! А кого еще можно встретить в Царстве Осени?

-Ребята, а кого в лесу не хватает? (зверей, диких животных)

                                                                         -    А куда же они все подевались?
- Ребята, посмотрите, а что это за шарик летит? А там письмо. Давайте прочитаем?
«Здравствуйте ребята! Вы наверное удивляетесь, где все животные. А я вам расскажу. Всех животных заколдовала злая волшебница и теперь зверюшки не знают кто где живет, кто что кушает, что наготавливать на зиму и кому зимой надо спать, а кто будет резвиться зимой. Ребята помогите пожалуйста. Спасибо.»

- Ребята, поможем животным?

Воспитатель. Хотите на них посмотреть? Закройте глазки.

В это время воспитатель надевает на детей шапочки-маски медведя, белки, лисы, зайца, ежика, барсука.

Воспитатель. 1, 2, 3 - смотри. Сейчас мы послушаем, что же расскажут животные о себе, чем они сейчас заняты и как приготовились к зиме.

Дети в шапочках-масках животных рассказывают о том, как приготовились к зиме. Остальные дети проверяют и дополняют. Игра « Собери быстрее съедобные грибы»

Стоит камень а на нем написано 3 дороги.

1) Пойдете прямо попадете к лягушкам болото. К лягушкам в болото, кому попасть охота?

2) Пойдете налево угодите сразу к Бабе-Яге. Здесь в конце дорожки, живет в ступе Бабка-Ежка.

3) А направо пойдете что-то интересное найдете.

- Ребята, куда пойдем?

- (на право) Ребята посмотрите какая полянка вся усыпанная грибами. Давайте разделимся на две команды и поиграем, кто быстрее соберет все грибы, но ребята не забывайте что есть и ядовитые грибы. Все про них помнят?

( Дети делятся на две команды и кто быстрее соберет съедобные грибы)

- А теперь расскажите какие грибы вы собрали! И какие еще грибы вы знаете? (если дети затрудняются - загадки)

- Хорошо поиграли. А теперь идем дальше.

- Ой, ребята, что-то мы расшумелись и разбудили лесного жителя.

Вдруг булавки и иголки

Выползают из под елки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

- Догадались кто это? (ежик)

- Ребята а что это ежик несет? (яблоки)

- Дети, а ежик хочет задать нам вопрос. Послушаем его?

«Дети вот я тружусь, заготавливаю себе на зиму яблоки. Скажите, а какие осенние работы выполняют люди?»

- Какие овощи, фрукты и ягоды собирают? (если дети затрудняются - загадки)

-Ребята, посмотрите теперь в лесу все как надо. Красивый наряд у деревьев, бегают звери, готовятся к зиме, поют птички, мы с вами идет с полной корзиной грибов. Как мы хорошо потрудились!

- Ребята, посмотрите, а вот еще одно письмо!

Пишет Лесовичок « Осень с вами прощается. Она очень вас благодарит, что вы дали ей еще разок побывать яркой и сходить на бал в красивом наряде. Теперь она уходит и передает лес зиме. Спасибо ребята!»

-Ну что дети, молодцы мы, помогли осени, а теперь полетели обратно! (звучит музыка) ?                                        

 - Звучит музыкальное произведение Поля Мориа, дети кружатся и танцуют.

    Вы уже знаете, что Осени поклоняются, как прекрасной даме поэты. Они восторгаются ею в стихах. А художники описывают её красками.

Сейчас вы станете настоящими художниками и нарисуете то осеннее настроение, которое вам больше понравилось цветными пятнами, линиями, (Повторно звучат пьесы в записи П. И.Чайковского) . Дети рисуют, затем обмениваются впечатлениями, объясняют, почему использовали именно такие краски). После выполнения работы устраивается выставка детского творчества.                                                                                                                            

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного занятия в старшей группе №9 Тема: «Путешествие в царство Осени»

КОНСПЕКТинтегрированногозанятияв старшей группе №9Тема: «Путешествие в царство Осени» ...

Путешествие в царство Осени. (конспект по ФЭМП для детей старшей группы)

Цель:1. Совершенствовать  навык,  на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий; что было раньше, что позже....

Сценарий осеннего музыкально-спортивного праздника "Путешествие в царство Осени" для детей старшего дошколного возраста

В данной публикации представлен осенний сценарий музыкально-спортивного праздника "Путешествие в царство Осени" для старших дошкольников...

Путешествие в царство осенней природы

laquo;Путешествие в царство осенней природы»Задачи: Развивать воображение, мелкую моторику, глазомер. Совершенствовать умение применять, полученные знания ранее. Упражнять в созд...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в группе дошкольного возраста 4-5 лет "Осеннее путешествие в царство диких животных"

Тема: «Осеннее путешествие в царство диких животных» Цель для воспитателя: обогащение представлений детей о подготовке к зиме диких животных в осенний период (с элементами работы по и...

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в царство грустной Тучки"

Сценарий осеннего праздника для старшей группы...