Литература для детей 5-6 лет (старшая группа)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Кузьменко Наталия Сергеевна

Помощь для воспитателя по области "Речевое развитие "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_dop_russkie_i_zarubezhnye_skazki.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная литература: русские народные сказки; зарубежные народные сказки.

Содержание

  1. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева)………………..1
  2. «Докучные сказки……………………………………………………………3
  3. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы)…………………………………………………………………………4
  4. «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова…………..6
  5. «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина……………………………………..9

Русские народные сказки

«Никита Кожемяка»  (из сборника сказок А. Афанасьева)

Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку, да и съест ее.

Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.

Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет.

Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?

Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка - тот и его сильнее.

Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.

Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну.

В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись - и разорвал он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея.

Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку; авось на их слезы сжалобится!

Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь так и обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.

Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему.

  • Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу! - сказал Кожемяка и стал уже двери ломать.

Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле.

Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту:

  • Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой.
  • Хорошо, - сказал Кожемяка, - надо межу проложить.

Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Кавстрийского.

  • Ну, - говорит змей, - теперь мы всю землю разделили!
  • Землю разделили, - проговорил Никита, - давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут.

Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают; а кто не знает, от чего эта борозда, - называет ее валом.

Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.

Докучные сказки (русские)

Жил-был царь.

У царя был двор.

На дворе был кол,

На колу висело мочало –

Не начать ли сказку сначала…

***

Жили-были два павлина,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся.

***

Жил Кутырь да Мутырь

Жил посереди степца,

Накопил себе стожок сенца;

Пришли к ним баран да овца,

Подъели стожок сенца.

Не начать ли сказку с конца?

***

Вокруг польца ходили журавль

Да овца;

Сметали они стожок сенца.

Не сказать ли с конца?

Зарубежные народные сказки

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»  (инд., пер. Н. Ходзы)

Говорится: если тигр имеет сердце мышонка, то лучше ему не встречаться с кошкой.

Случилось, что ворон нёс в клюве мышонка и, пролетая над лесом, выронил свою добычу. В том лесу жил человек, умеющий делать чудеса. И мышонок упал к ногам этого человека. Увидев мышонка, человек поднял его и принес свою хижину.

Много дней прожил мышонок с человеком. Человек кормил его, поил, и мышонок был счастлив. Но однажды, выйдя из хижины, он увидел поблизости большого кота. Юркнув обратно в хижину, мышонок забился в угол и сидел там, дрожа от страха. Заметив это, человек спросил:
- Что с тобой? Почему ты дрожишь?
- Ах, господин мой, - пропищал мышонок. - Невдалеке от нашей хижины я встретил кота, и теперь я умираю от страха!..
Человек подумал немного и сказал:
- Хорошо, я сделаю так, что ты никогда не будешь бояться кошек. Ложись спать. Утром ты проснёшься не мышонком, а кошкой.
Как человек обещал, так и сделал: утром мышонок проснулся кошкой.
- Больше тебе нечего бояться кошек. Теперь ты тоже кошка, - сказал человек.
Довольная кошка-мышь выбежала из хижины. И только она собралась понежиться на солнце, как вдруг опять увидела кота. Бедняга сразу же забыла, что она уже не мышь, а кошка, и понеслась обратно в хижину.
- Что с тобой? - спросил человек. - Кого ты опять испугалась?
Кошке стыдно было признаться, что она по-прежнему боится кота, и она сказала неправду:
- Я встретила в лесу собаку; она погналась за мной, я еле спаслась от неё.

 Снова сказал человек:
- Ложись спать. Утром ты проснёшься собакой, и тогда тебе нечего будет бояться других собак.

 Так и случилось: утром кошка проснулась большой собакой и с громким лаем выбежала в лес. У ближнего дерева она опять заметила кота. И кот тоже увидел собаку. Кот подумал, что собака сейчас бросится на него, и приготовился защищаться: он зафырчал, поднял правую лапу и громко мяукнул. Услышав мяуканье, собака, не помня себя от ужаса, вбежала в хижину.
- А на этот раз кто тебя напугал? - спросил человек.
Стыдно было собаке признаться, что она испугалась кошки, и собака сказала неправду:
- Ах, господин мой, невдалеке от нашей хижины я встретила тигра! Я до сих пор не пойму, как мне удалось спастись от его ужасных клыков!
- Ну, тогда я сделаю так, что ты никого не будешь отныне бояться. Ложись спать. Завтра ты проснёшься тигром.
Так и случилось: утром собака проснулась тигром и решила: «Не пристало мне, царю зверей, ютиться в жалкой хижине человека. Пойду в лес, и пусть все звери трепещут перед моей силой  и храбростью!»
Так подумав, тигр важно направился вглубь леса. И вдруг он увидел кота. И кот тоже увидел тигра. От ужаса шерсть кота поднялась дыбом, спина выгнулась дугой, глаза засверкали.
- Теперь я погиб! - подумал кот. - От тигра мне не спастись!
Тигр же, в груди которого билось трусливое сердце мышонка, при виде горящих глаз кота бросился опрометью бежать в хижину человека. Он влетел в дом, забился в самый дальний угол и лежал там, стуча от страха зубами.
Удивился человек:
- Почему ты опять дрожишь? Разве в нашем лесу есть зверь сильнее тигра?
- Есть … - сказал еле слышно тигр.
- Кто же это? - удивился человек.
- Это… это… это  кот!
Тогда человек понял все и сказал:
- Тигр, в груди которого бьется сердце мышонка, слабее кошки. Пусть же тот, у кого сердце мышонка, останется навсегда мышонком.
И, так сказав, он превратил тигра в жалкую маленькую мышь

«Как братья отцовский клад нашли»  (молд., обр.  М. Булатова)

Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был тот человек старательный и трудолюбивый, никогда без дела не сидел. Работал он с раннего утра до позднего вечера, не зная устали. Везде поспевал.

Сыновья у него были рослые, красивые, сильные, а работать не любили.

Отец и в поле, и в саду, и дома трудился, а сыновья сидели под деревьями в тени и болтали или ходили на Днестр рыбу ловить.

- Что же вы не работаете никогда? Почему отцу никогда не помогаете? - спрашивали их соседи.

- А зачем нам работать? - отвечали сыновья.- О нас отец заботится, он везде сам справляется!

Так они и жили, год за годом.

Сыновья выросли, а отец постарел, ослабел и не мог уже работать, как прежде. Запустел у них сад около дома, заросло поле сорной травой.

Видят это сыновья, а работать не хотят.

- Что же вы, сынки, без дела сидите? - спрашивает их отец.- Пока я был молод, я работал, а теперь ваша пора пришла.

-Успеем ещё поработать,- отвечают сыновья.

Горько стало старику, что сыновья у него такие

лентяи. Заболел он от горя и слёг в постель.

Тут уж семья совсем в бедность пришла. Сад весь зарос, одичал, выросли в нём крапива да бурьян, так что из-за них даже дома не было видно.

Однажды созвал старик своих сыновей и сказал им:

- Ну, сынки, пришёл мой смертный час. Как вы теперь без меня жить будете? Трудиться вы не любите и не умеете.

Сжались у сыновей сердца, заплакали они.

-Скажи нам, отец, что-нибудь напоследок, посоветуй что-нибудь! - попросил старший сын.

-Хорошо! - сказал отец.- Открою я вам одну тайну. Все вы знаете, что я и покойная ваша мать работали не покладая рук. За долгие годы скопили мы для вас богатство - горшок с золотом. Закопал я этот горшок возле дома, только не помню, в каком месте. Ищите мой клад, и тогда будете вы жить, не зная нужды.

Простился отец с сыновьями и умер.

Похоронили сыновья старика, погоревали. Потом старший брат сказал:

-Что ж, братья, дошли мы до большой бедности, не на что даже хлеба купить. Помните, что отец перед смертью говорил? Давайте искать горшок с золотом!

Взяли братья заступы и стали копать возле самого дома небольшие ямки. Покопали они, покопали, а горшок с золотом найти не могли.

Тогда средний брат говорит:

-Братья! Если мы так будем топать, то никогда не найдём отцовского клада. Давайте раскопаем всю землю вокруг нашего дома!

Братья согласились. Снова взялись за свои заступы, вскопали всю землю, а горшка с золотом так и не нашли.

-Эх,- говорит младший брат,- давайте вскопаем землю ещё раз, да поглубже! Может, отец закопал горшок с золотом глубоко.

Согласились братья. Очень уж хотелось им разыскать отцовский клад!

Снова принялись все за работу.

Копал-копал старший брат - вдруг наткнулась его лопата на что-то большое и твёрдое. Забилось у него сердце, кликнул он своих братьев:

- Идите скорей ко мне: я отцовский клад нашёл!

Прибежали средний и младший братья, стали помогать старшему.

Трудились, трудились и выкопали из земли не горшок с золотом, а тяжёлый камень.

Обидно им стало, они и говорят:

-Что же нам с этим камнем делать? Не оставлять же здесь! Отнесём его подальше да бросим в овраг!

Так они и сделали. Убрали камень и опять принялись землю раскапывать. Целый день работали, об еде, об отдыхе забыли! Перекопали ещё раз всю свою землю. Земля стала пышная и мягкая. А горшка с золотом так и не нашли.

-Что же,- говорит старший брат,- раскопали мы землю - не пустовать же ей! Давайте посадим на этой земле виноград.

- Верно! - говорят братья.- Хоть не даром пропадут наши труды.        

Посадили они виноградные лозы и стали ухаживать за ними

Немного времени прошло - разросся у них большой да хороший виноградник. Созрели сочные, сладкие гроздья.

Собрали братья богатый урожай. Оставили себе сколько нужно, а остальное продали - много денег получили.

Тогда сказал старший брат:

 - Недаром мы раскопали всю нашу землю: нашли мы в ней драгоценный клад, о котором нам перед смертью отец говорил!

 «Желтый аист» (кит., пер. Ф. Ярилина)

Говорят, что жил когда-то в Китае один бедный студент. Звали его Ми. Он был так беден, что не мог заплатить даже за чашку чая. Ми просто умер бы с голоду, если бы один хозяин чайной не стал бесплатно кормить его и поить.

Но вот однажды Ми явился к хозяину и сказал:

 - Я ухожу. Денег у меня нет, и заплатить за все, что я здесь выпил и съел, мне нечем. Однако,  я не хочу оставаться неблагодарным. Вот, смотри!

И с этими словами студент Ми вынул из кармана кусок желтого мела и нарисовал на стене чайной желтого аиста.

 - Этот аист, - сказал Ми,  - принесет вам в десять раз больше денег, чем я вам задолжал. Каждый раз, когда соберутся люди и трижды хлопнут в ладоши, он будет сходить со стены и танцевать. Но помните:   никогда не заставляйте аиста танцевать для одного человека. И если уж случится такое несчастье, то знайте – это будет в последний раз. А теперь прощайте!

И с этими словами студент Ми повернулся и вышел.

Хозяин был удивлён, однако решил попробовать. Когда на другой день в чайной собралось много народу, он попросил всех трижды хлопнуть в ладоши. И сейчас же жёлтый аист сошёл со стены и протанцевал несколько танцев. Да ещё как весело и забавно! А потом ушёл обратно. Гости были в восхищении - удивлялись, ахали, не могли поверить своим глазам.

И так было каждый раз. Но вот однажды в чайную зашёл богатый начальник – мандарин.  Видит: кругом сидят одни крестьяне да ремесленники. Рассердился мандарин и приказал всех выгнать.

Слуги налетели с палками - народ разбежался, и мандарин остался один. Выложил он перед хозяином кучу денег и потребовал показать ему аиста. Хозяин при виде денег забыл обо всём. Он   трижды хлопнул в ладоши; аист нехотя сошёл со стены и протанцевал один танец. Вид у него был пасмурный  и больной. Потом он ушёл обратно и больше не шевелился. Мандарин  кричал, грозил, но сделать ничего не мог.

А ночью у дверей чайной раздался сильный стук. Хозяин пошел открывать.

Видит: стоит студент Ми и молчит. Вынул Ми из кармана дудочку, заиграл и пошел не оборачиваясь. Аист  встрепенулся, соскочил со стены и поспешил за ним. С тех пор никто уже не видел студента Ми и его волшебного желтого аиста. Старые люди говорят, что если где-нибудь появится такая диковинка, то это для всех. А если завладеет ею один человек, она все равно исчезнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема:" Моя любимая сказка"...

«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу»

«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Введение Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных...

“Развитие у детей связной речи в старшей группе через художественную литературу”

“Развитие у детей связной речи в старшей группе через художественную литературу”...

Примерное тематическое планирование работы по приобщению к художественной литературе средствами мнемотехники в средней и старшей группе

План работы по приобщению к художественной литературе средствами мнемотехники для среднего и старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по Художественной литературе. Чтения стихотворения. А Акима "Родня" старшая группа

создать условия  для речегого развития  детей средствами  художественной литературы....

План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23

План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...


 

Комментарии

Антонова Светлана Равильевна

Наталья Сергеевна! Данный материал уже размещен в группе "Библиотека дошкольника" 30.04.2013 г Васильченко Татьяной Юрьевной.Помимо этих произведений в материале представлены практически все художественные произведения, рекомендуемые программой "От рождения до школы". Загляните, не пожалеете))