Занятие по развитию речи "Объяснялки".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи.
«Объяснялки».
Задача: обогащать словарь детей.
Цели:
- ознакомление со значением и использованием в речи устойчивых выражений;
- формирование понимания переносного значения слов;
- развитие умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы;
- пробуждение познавательного интереса.
Ход занятия.
- Помните, ребята, как Н.Носов описывал Незнайку?
«Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё получалось у него шиворот-навыворот. Читать он выучился только по складам, а писать умел только печатными буквами. Многие говорили, будто у Незнайки совсем пустая голова…».
- А что значит здесь «шиворот-навыворот»? (Плохо, неправильно, не так, как надо.)
- Видите, как много слов помогают сказать, что Незнайка не умел делать дело хорошо. А теперь подумайте , можно ли сказать, что Незнайка учился шиворот-навыворот. ( Нет. Учился плохо.)
- Незнайка учился неправильно? (Нет. Учился плохо.)
- А что ещё можно делать шиворот-навыворот? (Надевать что-нибудь на себя.)
- Что будет обозначать «шиворот-навыворот» в этом случае? ( Наизнанку.)
- Придумайте предложения со словом «шиворот-навыворот» для данной ситуации. ( Я надел рубашку шиворот-навыворот. Я надела платье шиворот-навыворот.)
- Молодцы! Вы правильно подбирали нужные слова, значит, поняли, что близкие по значению слова не всегда могут заменить друг друга в речи.
- А теперь подумайте, почему Н.Носов написал, что «у Незнайки была пустая голова». Что это значит? ( Он ничего не понимал. Ничего не знал. Был глупым .)
- О чём ещё можно сказать пустая, пустой? Придумайте сочетания слов или предложения. (Я съела всю кашу, и моя тарелка осталась пустой. Мы пошли в лес за грибами, но пришли домой с пустой корзинкой. )
- Объясните значения слов и выражений: пустая улица ( без людей и машин), на пустой желудок ( быть голодными, не поесть), с пустыми руками ( ничего не принести ), пустая затея ( глупая, несерьёзная ), пустой человек ( несерьёзный, неинтересный, с ним не хочется общаться и дружить).
- Верно! Но вернёмся к нашему герою, Незнайке. Как вы помните, в конце книги он решил учиться как следует, хотя учёба для него была крепким орешком.
- Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? ( Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» - значит, сильный, стойкий человек. А также так говорят о чём-то, что трудно поддаётся силе, воздействию или пониманию.
- Объясните, что значат слова: крепкая ткань (прочная), крепкий сон (глубокий), крепкий чай (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» встречались вам в сказках? В каких? ( В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
- Придумайте предложения со словом «крепкий».
- Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный (короткий), глубокий (мелкий), мягкий (жёсткий, твёрдый), лёгкий(тяжёлый), , сильный (слабый); говорить (молчать), смешить (расстраивать), падать (вставать), смеяться (плакать), бежать (стоять).
- Придумайте рассказ, чтобы в нём были слова, противоположные по смыслу, можете брать слова, которые мы только что называли. ( Обсуждение рассказов детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340761-1384153561.jpg)
Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606766-1426171913.jpg)
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-184337-1362845985.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами".
Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/19/picture-1275866-1603117559.jpg)
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/13/picture-717686-1613242697.jpg)
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...