Занятие по развитию связной речи с детьми подготовительной логопедической группы «Насекомые и пауки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Гульназ Ильгизовна г. Урай

Цель: Закрепление  знаний детей о насекомых.

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые и пауки». Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений), навыка слогового анализа, совершенствование грамматического  строя речи (употребление предложно-падежных конструкций), навыка составления предложения.

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи (составление описательного рассказа по  плану-схеме), развитие общей моторики и координации движений, зрительного внимания, речевого дыхания и общих речевых навыков.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыка сотрудничества, взаимодействия, инициации, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nasekomye.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию связной речи с детьми подготовительной логопедической группы «Насекомые и пауки»

Цель: Закрепление  знаний детей о насекомых.

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые и пауки». Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений), навыка слогового анализа, совершенствование грамматического  строя речи (употребление предложно-падежных конструкций), навыка составления предложения.

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи (составление описательного рассказа по  плану-схеме), развитие общей моторики и координации движений, зрительного внимания, речевого дыхания и общих речевых навыков.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыка сотрудничества, взаимодействия, инициации, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

План –схема для рассказывания, бабочка-игрушка, иллюстрация-картина «Лесная полянка», мячик, предметные картинки с изображением насекомых, фломастеры.

Предварительная работа:

 Беседы и наблюдения с детьми о насекомых и пауках,  рассматривание иллюстраций, картинок и муляжей. Продуктивные виды деятельности. Работа с родителями (подбор иллюстраций, беседы и игры с детьми дома).

Ход мероприятия:

Ребятки, сегодня к нам пришли гости.

Они очень добрые и хотят посмотреть, чему мы с вами научились.

Давайте мы с ними поздороваемся

Здравствуйте руки хлоп да хлоп

Здравствуйте ножки топ да топ

Здравствуйте щёчки буль-буль-буль

Здравствуй носик би-би-би

Здравствуй ротик ам-ам- ам

Здравствуйте гости дорогие

Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбки и продолжим занятие.

 Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох по три раза)

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

Стрекоза и муравей улеглись все спать скорей

Замолчал скрипач-кузнечик,

Скрылся где-то от дождей.

Небеса грустят, пусты

Спят деревья, спят кусты.

Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Об осени, насекомых и пауках).

1 вариант:

Сюрпризный момент. Стук в дверь, помощник воспитателя заносит коробочку. В ней бабочка. Что же там у нас в коробочке?

2 вариант:

Ребята, я сегодня пришла рано  утром в детский сад, включила свет и вдруг, услышала звук, шелест,  я немного испугалась. Подошла к подокольнику и увидела там бабочку.

Ребята, посмотрите на нее,  почему-то она не летает,  не радуется, наверное, себя очень плохо чувствует. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Наступила осень, с каждым днем становиться все холоднее и холоднее, засыхают все растения, холодной становиться вода. Осенью изменяются природные условия, и насекомые уже не могут существовать так, как существовали летом. Одни из них погибают, другие засыпают.

Ребята, бабочка оказывается об этом не знала и поэтому не успела спрятаться.

Упражнение «Бабочки – красавицы»(воспитание направленной воздушной струи).    

Давайте мы ее погреем и поможем закружиться в воздухе. Сделайте вдох через нос, а потом подуйте на бабочку теплым воздухом, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.

Ой, посмотрите, наша бабочка согрелась и ожила! И хочет свой последний осенний денек провести с нами, поиграть, а потом спрятаться в коре дерева и уснуть. Как вы думаете, сможем мы сегодня повеселить ее?

Упражнение «Веселая бабочка»

Теперь давайте поиграем с бабочкой. Она будет перелетать с места на место, а вы будете об этом рассказывать.

Педагог совершает различные действия с бабочкой, а дети комментируют.

-Бабочка  перелетела с цветка на цветок.

- Бабочка сначала прилетела на цветок, а потом слетела с него.

-Бабочка вылетела из травы.

-Бабочка  взлетела высоко в небо.

-Бабочка облетела все цветки…..

Бабочка говорит, что летом ей было очень хорошо и весело, потому что у нее много друзей. Она хочет нам про них загадать волшебные загадки. А волшебные они, потому что, отгадав, ребенок превращается в это ( насекомое).

Отгадывание загадок о насекомых.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее … (стрекоза.)

                                 

                                   Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела.)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

 

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

 

Он работник настоящий.

Очень, очень работящий.

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка.)

                             

                            Целый день она летает,  

                                 очень всем надоедает? (Муха)

Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (
Жук)

                      Не пчела она, а жалит.

                      Мед, варенье обожает.

                      Есть на брюшке полоса.

                      Кто она, скажи? (Оса)

Восемь ног, как восемь рук, 
Вышивают шёлком круг. 
Мастер знает в этом толк. 
Покупайте, мухи, шёлк! (
Паук)

Ребята, вы знаете, что у паучка очень ловкие лапки, ведь он плетет красивую, шелковую паутину. Я предлагаю вам тоже поплести паутинку.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

Жил на свете паучок

Восемь лапок, кулачок.

Сплел он паутинку легкую перинку.

Только дунул ветерок (дуют), полетел наш паучок.

В те далекие края, где сегодня буду я!

Чтобы превратиться в насекомых нужно прохлопать их названия. (Деление слов на слоги).

Ребята, бабочка обрадовалась, ведь она снова увидела своих друзей. И предлагает нам повеселиться.

Игра «Паук и мухи» (физминутка)

1 вариант:

         На полянке весело                     звучит танцевальная музыка

Все мы  танцевали.

А увидали паука –                       дети падают на ковер

В обморок упали».

2 вариант:

Мы шагаем друг за другом

Руки на поясе, делаем шаги на месте

Лесом и зелёным лугом.

Делаем шаги вперёд – назад

Крылья наши все мелькают –

Не отрывая рук от пояса машем.

В поле насекомые летают.

локтями – летаем.

Раз, два, три, четыре,

Руки вверх – вниз

Полетели, закружились.

Бабочка предлагает нам поиграть в игру «Закончи предложение». Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов потому что.

-Бабочка красивая, потому что…..

-пчела мне нравиться, потому что…..

-мне не нравиться комар, потому что…

-мне нравиться стрекоза, потому что…

Ой, ребята, бабочка снова загрустила. Что случилось? Она грустит, потому что ей скоро придется с нами расстаться, и она боится, что мы забудем всех насекомых. Как нам ее утешить, ребята? (Ответы детей). А я предлагаю создать книгу. Посмотри бабочка, мы нарисовали с детьми и родителями рисунки с изображением всех насекомых и сейчас мы все превратимся в писателей и сочиним рассказы о насекомых и запишем их нашу книгу. Ребята, как вы думаете, сможем мы сочинить рассказы о насекомых? Кто думает, что сможет, берет волшебный фломастер и начинает составлять описательный рассказ по схеме-плану. (Рассказы детей). Кто справился с заданием, тот оставляет волшебный фломастер у себя, а кто не успел или не смог, тот кладет его в шкатулку и сможет к нему вернуться в течении всего дня и составить описательный рассказ.

Ну вот, бабочка, снова стала веселой и она уверена в том, что мы за зиму не забудем их, потому что у нас есть книга. И она хочет с нами попрощаться и поблагодарить нас за еще один интересный день в ее жизни ей очень понравилось быть с нами, и интересуется, понравилось вам с ней играть и общаться, что больше всего вам понравилось? (итог занятия). А что было самым трудным, сложным? Бабочке очень трудно расставаться с нами, но нужно улетать и прятаться,  пока совсем холодно не стало.(бабочка улетает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию связной речи с детьми с ОНР " Дикие животные наших лесов"

Занятие по развитию связной речи "Дикие животные наших лесов"...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.

Развитие связной речи старшего дошкольника: развитие долговременной памяти, составление предложений со сложными прилагательными, самостоятельное составление плана описания цапли по аналогии.В ходе зан...

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе беседы о весне.

Беседа о весне. Закрепление представлений о весне.Развитие логического мышления. Образование родственных слов. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев. Развитие ориент...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми среднего возраста «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»

Приложение 4 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста...

«Путешествие по сказкам К. И. Чуковского». Конспект коррекционного занятия по развитию речи с детьми подготовительной логопедической группы (игра по станциям)

31 марта 2022 года исполнилось 140 лет со дня рождения К.И. Чуковского-замечательного русского писателя. Данная методическая разработка даст возможность повторить с детьми произведения К.И. Чуковского...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речево...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной к школе группы с ТНР. Тема: "Наша Родина-Россия"

Конспект подгруппового логопедического занятия составлен для детей дошкольного возраста подготовительных групп с ТНР.Цель: пополнение и активизация словаря по теме «Наша страна»Задачи:Корр...