Конспект занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе беседы о весне.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Беседа о весне. Закрепление представлений о весне.Развитие логического мышления. Образование родственных слов. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев. Развитие ориентации во времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_beseda_o_vesne.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе беседы о весне.
Цель: Развитие связной речи: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
Задачи:
- закреплять представления о весне;
- развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность явлений природы;
- развивать связную речь: образование родственных слов от слов солнце, весна, трава, цветы;
- развивать связную речь: упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев;
- развивать временную ориентацию;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
- воспитывать познавательный интерес ко всем временам года.
Материал демонстрационный:
- пейзажные картины: «Ранняя весна», «Поздняя весна».
Материал раздаточный:
- карточки-схемы звуко-буквенного анализа названий весенних месяцев. (На каждого ребенка по одной карточке.)
- простые карандаши.
Ход занятия:
Организация начала занятия (сообщение темы занятия).
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (Весна.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о весне.
Основная часть.
- Припоминание примет весны в природе.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие приметы весны вы знаете. (Снег начинает таять, он становится рыхлым и серым. Дни становятся длиннее. Оживляются звери и птицы. На деревьях набухают почки. Появляются первые цветы: подснежники, мать-и-мачиха. У животных появляется потомство. Оживают насекомые.)
Воспитатель: Давайте с вами повторим весенние месяцы. Схему быстро прочитай, что за месяц отгадай. У каждого из вас свои карточки, впишите в них пропущенные буквы и у вас получится название весенних месяцев. (Март, апрель, май.)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Раз, два, три». На «раз» поднимаем карточку первого весеннего месяца, на «два» - второго месяца, на «три» - третьего месяца.
Воспитатель: А вот еще одна игра «До – между – за».
(Воспитатель называет месяцы в разной последовательности, а дети отвечают, что «до – между – за».)
- Беседа о весне.
Воспитатель: Ребята, с чего начинается весна? Назовите самые первые приметы весны в природе?
(Днем стало пригревать солнце, подул теплый ветер, стало теплее, закапали сосульки на крышах домов, снег потемнел, набух и стал таять, появились черные проталины, побежали, зазвенели ручьи.)
Воспитатель: Какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? От какой приметы зависят все остальные? Почему тает снег, лед, бегут ручьи? (Днем стало пригревать солнце, стало теплее.)
Воспитатель: Какие изменения в жизни животных происходят весной? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы.)
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «Птицы весну принесли»? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север.)
Воспитатель: Почему говорят грачи открыли весну? (Грач – это самая первая птица, которая появляется после долгой зимы.)
Воспитатель: Как вы понимаете слова «весной природа пробуждается от зимнего сна»? (Природа всю зиму как будто «спала» под снегом, а весной она пробуждается после долгой, холодной зимы, как будто ото сна.)
Воспитатель: Сравните какая весна в марте, какая в мае? (В марте весна ранняя, в мае – поздняя.)
Воспитатель: Чем отличается поздняя весна от ранней? (Ранней весной еще холодно, начинает таять снег, день становится длиннее, солнце начинает пригревать, начинают набухать почки. Громко кричат прилетевшие грачи. Бегут ручьи. А поздней весной – уже достаточно тепло, дуют теплые ветры, зеленеет трава, распускаются листочки, цветет сирень и черемуха. Весело поют птицы.)
(Детям предъявляются две картины ранней и поздней весны. На основе сравнения которых они называют отличия ранней и поздней весны.)
Воспитатель: Вспомните стихи, описывающие весну.
(Дети по очереди читают наизусть стихи по выбору: Ф.И.Тютчева «Весна», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой «Весна», С.Маршака «Апрель», С.Есенина «Черемуха», А.Плещеева «Сельская песня», А.Толстого «Колокольчики».)
- Физкультминутка.
Улыбаются все люди.
Весна, весна, весна! (дети говорят улыбаясь)
Она везде, она повсюду!
Красна, красна, красна! (повороты)
По лугу, лесу и поляне.
Идет, идет, идет! (шагают на месте)
На солнышке скорей погреться.
Зовет, зовет, зовет! (руки «рупором»)
И в ручейке лесном задорном,
Звенит, звенит, звенит! (3 раза щелчки пальцами)
И все живое сразу слышит.
Весенний звон, весенний звон, весенний звон! (2 раза, хлопки)
- Лексико-грамматические упражнения.
Воспитатель: Выполните задание «Образуй признак». Например весна, а вы говорите весенний день, весеннее солнце, весенняя одежда и т.д. (март, апрель, май).
(Воспитанники составляют словосочетания.)
Воспитатель: Я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы назовите мне родственные слова, которые вы там услышите.
Весна. Весной прилетают из теплых стран птицы. Дует легкий весенний ветерок. Дети одеты по-весеннему легко. У некоторых на носу уже появились веснушки. К празднику дети разучили народный танец «Веснянка». (Весной, весенний, по-весеннему, веснушки, Веснянка.)
Солнце. Весной солнышко ярче светит и сильнее греет. Солнечный зайчик ворвался в окно и забегал по стене. Уже стало жарко на солнцепеке. Люди прикрыли глаза солнцезащитными очками. Желтые подсолнухи повернули головки к солнцу. Из них сделают душистое и полезное подсолнечное масло. (Солнышко, солнечный, солнцепек, солнцезащитные, подсолнухи, солнце, подсолнечное.)
Заключительная часть занятия.
Воспитатель: Вы хорошо сегодня работали. А вам понравилось наше занятие? О чем мы с вами говорили сегодня? (Мы говорили сегодня о весне, о том какая она, ее приметах. О том, что люди радуются приходу весны.)
Воспитатель: Предлагаю вам прийти сегодня домой и нарисовать весеннюю картинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».
Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной группе с детьми с ОНР.Составление описания зайца.
1. Обогащать лексику детей притяжательными прилагательными от слова заяц. 2. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. 3. Упражнять в употреблении сложных предлогов ...
«Дикие животные . Рысь».Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня с использованием игровой технологии.
Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Актуализация словаря по теме: «Дикие ...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы «Путешествие в страну сказок» Программные задачи:Учить детей составлять описательные рассказы о животных, исп...
Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы Рассказывание по теме «Золотая осень»
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;активизировать словарь по данной теме...
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.
Развитие связной речи старшего дошкольника: развитие долговременной памяти, составление предложений со сложными прилагательными, самостоятельное составление плана описания цапли по аналогии.В ходе зан...
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4 года на основе театрально-игровой деятельности Тема: «У медведя во бору»
Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4 года на основе театрально-игровой деятельностиТема: «У медведя во бору»...