Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Писаренко Анастасия Андреевна

Развитие связной речи старшего дошкольника: развитие долговременной памяти, составление предложений со сложными прилагательными, самостоятельное составление плана описания цапли по аналогии.

В ходе занятия дети отгадывают цаплю в выделенных квадратах по результатам решения кроссворда. Припоминание скороговорок о цапле. Вступительное слово воспитателя о цапле по мотивам статьи  А.Э.Брема "Жизнь животных". Рассматривание серой цапли на предметной картине. Беседа о цапле по предметной картинке. Лексико-грамматические упражнения. Составление плана описания цапли по аналогии. Самостоятельное описание цапли детьми по плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе составления описания цапли по опорной картине.

Цель: Развивать связную речь: формировать умение составлять описание цапли по опорной картине.

Задачи:

- развивать долговременную память;

- обогащать словарный запас детей: расширять умения образовывать сложные прилагательные;

- развивать связную речь: формировать умение составлять предложения со сложными прилагательными и делить их на слова;

- развивать связную речь: закреплять умение самостоятельно составлять план описания цапли по аналогии;

- развивать связную речь: формировать умение самостоятельно описывать цаплю по плану;

- воспитывать бережное отношение к   животным, любовь к природе;

- воспитывать познавательный интерес ко всем временам года.

Материал демонстрационный: предметная картина «Цапля» (серая).

Ход занятия:

Организация начала занятия (сообщение темы занятия).

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать о какой птице сегодня пойдет речь, мы с вами попробуем разгадать кроссворд.

(предлагает детям отгадать описание цапли в выделенных квадратиках по вертикали (чтение сверху вниз) по результатам решения кроссворда)

  1. Перелетная птица.
  2. Крупная перелетная птица.
  3. Домашняя птица.
  4. Рот у птицы.
  5. Парные части тела у птиц.

Воспитатель: Название какой птицы у нас получилось? (Цапля.)

Основная часть.

  1. Припоминание, проговаривание скороговорок о цапле.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие скороговорки мы знаем о цапле. (Цапля цепко держит циркуль:

Выступает цапля в цирке!

Цаплин циркуль быстр и точен.

Ценят цаплю в цирке очень!

Цапля мокла,

Цапля сохла,

Цапля чахла,

Цапля сдохла.

Свили цапли гнездо из пакли.

С хмурого неба закапали капли.

В гнезде из пакли промокли цапли.)

  1. Вступительное слово воспитателя о цапле по мотивам статьи о цаплях из Артура Брема «Жизнь животных».

Воспитатель: Послушайте небольшой рассказ о цапле.

Цапли – довольно крупные перелетные птицы. Живут цапли на болотах, питаются в основном рыбой, лягушками, поедают раков, моллюсков, червей, иногда нападают на маленьких птиц, а также поедают молодых, беспомощных, беззащитных птенцов болотных птиц.

На зиму, когда болота замерзают и нечем питаться, цапли улетают в теплые края, где много различного корма.

Цапли вьют гнезда и высиживают птенцов в густом тростнике, а также на деревьях вблизи болот.

Голос у цапли очень громкий, резкий и неприятный.

Передвигаются цапли очень медленно, неловко, подолгу стоят неподвижно (чаще на одной ноге) и внимательно высматривают добычу. Заметив добычу, мгновенно вытягивают свою длинную шею, с быстротою молнии бросаются на свою жертву и заглатывают ее.

Цапли - жестокие, злобные, коварные, недружелюбные птицы даже по отношению к друг другу.

Бывают цапли разные. Но чаще всего встречается серая цапля.

(Выставляется картинка цапли.)

  1. Рассматривание серой цапли на предметной картинке.

Воспитатель: Посмотрите на цаплю, какая она? (У цапли маленькая головка. Очень длинный клюв. Черный хохолок на голове. Очень длинная, тонкая, изогнутая, втянутая в плечи шея. Большое овальное туловище. Большие широкие тупые крылья. Очень короткий закругленный хвост. Длинные ноги с четырьмя пальцами (три впереди и один назад). Оперение серое, черных хохолок на голове, черная спина и черные перья в верхней части крыльев.)

(Воспитатель с помощью указки акцентирует внимание детей на внешнем виде цапли.)

  1. Беседа о цапле по предметной картинке и по рассказу воспитателя.

Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о цапле. Вы послушали рассказ об этой птице, посмотрели как она выглядит. Попробуйте задать вопрос своим товарищам, а они попробуют ответить на него.

(Где живут цапли? Чем они питаются? Как добывают корм? Как зимуют цапли?  Где вьют гнезда? Какой у цапли голос? Какой характер? Как передвигается? Где цапли высиживают птенцов? Какое у цапли оперение? Какая голова? Какой клюв? Какая шея? Какие крылья? Какой хвост? Какие ноги?)

  1. Подвижная игра «Цапли на болоте» - закрепление в употреблении приставочных глаголов по инструкции.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Цапли на болоте». Вы все станете цаплями, я - ведущей. Я буду говорить, что должны делать цапли, а вы должны правильно выполнить инструкцию.

Воспитатель: Цапли прилетели на болото (на ковер). Подлетели к телевизору. Облетели во круг столов. Залетели на стулья. Слетели со стульев. Улетели в спальню.

(Дети выполняют действия по инструкции воспитателя.)

  1. Лексико-грамматические упражнения.

Воспитатель: Располагайтесь на ковре, в своем болотце, вы же цапли. Давайте ответим на вопрос какая она цапля? Назовите все слова про цаплю, какие вам придут в голову. (Перелетная, болотная, крупная, серая, длинноногая, неловкая, хитрая, жестокая, крикливая).

Воспитатель: А теперь, что делает цапля. (Ходит, летает, бросается, охотиться, нападает, стоит на одной ноге, вьет гнездо, выводит птенцов, вытягивает шею).

Воспитатель: А теперь давайте придумаем с вами новые слова. Я скажу вам два слова, а вы из него сделаете одно. Вот вам пример: у цапли широкие крылья – цапля ширококрылая.

У цапли длинный клюв – цапля длинноклювая;

У цапли длинные ноги – цапля длинноногая;

У цапли длинная шея – цапля длинношеяя;

У цапли короткий хвост – цапля короткохвостая.

Воспитатель: А теперь ребята составьте предложения с придуманными словами и посчитайте сколько слов в этом предложении. Например: длинноногая цапля ходит по болоту. В этом предложении пять слов.

(Дети по аналогии составляют предложения и считают количество слов в нем.)

(Длинношеяя цапля схватила лягушку. Длинноногая цапля довольно крупная птица. Длинноклювая цапля имеет громкий, резкий голос. Короткохвостая цапля вьет гнезда в тростнике. Ширококрылая цапля улетает в теплые края.)

  1. Составление плана описания цапли с опорой на мнемотаблицу.

(На мольберт вывешивается мнемотаблица со следующими графическими изображениями: внешний вид цапли (размер, строение, формы, окрас оперения), где живет, как зимует, чем питается, как добывает корм, повадки цапли.)

Воспитатель: Посмотрим на нашу таблицу-подсказку, о чем мы должны говорить, когда будем описывать цаплю.

  1. Самостоятельное описание цапли детьми по плану.

Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет попробовать рассказать о цапле?

(Примерный рассказ ребенка о цапле по плану:

Цапля довольно крупная птица. У нее длинная шея, длинный клюв и длинные ноги. Хвостик короткий. Крылья широкие. Чаще всего встречается цапля серого цвета. Живет цапля на болоте. Зимой, когда болота замерзают, цапли улетают в теплые края, где много разного корма. Питаются они рыбой, лягушками, раками, моллюсками, червями. Могут напасть на маленьких птиц и беззащитных птенчиков. Что бы добыть себе пропитание, цапля долго и неподвижно стоит на одной ноге в воде и высматривает добычу. Заметив добычу, мгновенно вытягивает шею и хватает ее. Цапли вьют гнезда и высиживают птенцов в густом тростнике, а также на деревьях вблизи болот. Голос у цапли очень громкий, резкий и неприятный. Цапли – жестокие, злобные, недружелюбные птицы даже по отношению друг к другу.)

Заключительная часть занятия.

Воспитатель: Вы хорошо сегодня работали. А вам понравилось наше занятие? О ком и о чем мы с вами говорили сегодня? (Мы говорили сегодня о цапле, о том какая она, где живет, ее повадках.)

Воспитатель: Предлагаю вам прийти сегодня домой и рассказать о об этой необычной птице вашим родителям, братьями и сестрам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной группе с детьми с ОНР.Составление описания зайца.

1. Обогащать лексику детей притяжательными прилагательными от слова заяц. 2. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. 3. Упражнять в употреблении сложных предлогов ...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей с ОНР по теме "Составление описательного рассказа по картине М. Пившанова "В зимнем парке"

Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.Задачи:Коррекционно – образователь...

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на основе беседы о весне.

Беседа о весне. Закрепление представлений о весне.Развитие логического мышления. Образование родственных слов. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев. Развитие ориент...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»

Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речево...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень» для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень» для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием реч...