Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

 

В настоящее время  увеличилось  число  детей  с  отклонениями  в  физическом  и  психическом  развитии.  Проблемы  моторного, психического  и  речевого  развития  ребенка  часто  проявляются  уже  в  раннем  возрасте.

 В своей работе с детьми мы стараемся уделить особое внимание развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razvitie_melkoi_motoriki.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

В настоящее время  увеличилось  число  детей  с  отклонениями  в  физическом  и  психическом  развитии.  Проблемы  моторного, психического  и  речевого  развития  ребенка  часто  проявляются  уже  в  раннем  возрасте.

 В своей работе с детьми мы стараемся уделить особое внимание развитию мелкой моторики.

Подбираем игры, и упражнения по возрасту. Работа по развитию кисти рук проводится систематически по 3-5 минут. Пальчиковые игры подбираем по различным темам.

 Свою работу с малышами мы начинаем с потягивания пальчиков легкими движениями, круговых движений каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону. Движения сопровождаются стишками и потешками «Сорока-белобока», «Пальчики», «Гуси-гуси». Помимо игр проводим массаж пальцев рук, особенно тщательно массируем кончики пальчиков. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут. Очень хорошо использовать шарики из латекса, вкладываем в ладони ребенка и слегка сжимаем.

С малышами постарше для массажа используем крупные шарики, держим руки ребенка в своих руках, зажимаем мячик между его ладоней и вращаем. Добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребенка круговыми движениями в течение 3-4 минут. Затем начинаем проводить более активные упражнения. Хорошо тренируют движения пальцев рук игры «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока- ворона» и т.д. Используем при проведении упражнений игрушки-пищалки.

 Учимся собирать и разбирать пирамидки, конструировать из кубиков, кирпичиков. Используем различные виды «вкладышей». «Вынуть»- «вложить», «открыть»- «закрыть» коробку, крышку.  Собираем мелкие предметы двумя пальчиками, перебираем крупные бусы,  берем всей кистью крупные предметы, игрушки.  

         Перспективным приемом является рисование пальчиками краской.   Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подбираются к определенной теме занятий.  В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект доступными ребенку речевыми средствами, стимулирует ребенка сопровождать действия речью. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также можно рисовать с помощью пробки, губки получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе  - рассыпаем манную крупу, затем берем руку ребенка в свою и повторяем «рисунок»: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Используем в своей работе тактильные таблицы, тактильные дорожки «В гости», различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.    Развитие тактильных ощущений с помощью мягкой перчатки (с кусочками кожи, ткани,  пуговиц)  которую можно одеть на руку и взрослому и ребенку. Даем детям игрушки с различными наполнителями (песок, пуговицы, крупа и т. д.)

        Игры с песком и водой развивают у детей тактильно-кинестетическую чувствительность, снимают напряженность, развивают активность, стабилизируют эмоциональные состояния. Основные материалы - песок и вода, ребенок может использовать эти материалы так, как ему хочется- переливать, пересыпать, закапывать-откапывать, придавать форму. Начинаем игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка, ребенок повторяет движения. «Проходим» ладошками и пальчиками оставляя следы, скользим по поверхности песка (как змейка, машинка), создаем узоры (солнышко, цветок). Все это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Игры с «пальчиковым театром» развивают у ребенка любознательность,

воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, совершенствуется произношение, развивается умение передавать содержание знакомой сказки. Ребенок с интересом надевает на пальчик игрушку, рассматривает и повторяет движения. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Доставание мелких игрушек в «пальчиковом бассейне» (наполненным крупой, горохом). Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребенку с различной речевой патологией достигать заметных результатов в развитии.

Хорошее воздействие оказывают игры с карандашами, счетными палочками, клубками, пазлы, лего, шнуровки, мозаика, доска Сегена,  подушка с пуговицами, застегивание пуговиц, складывание матрешек. Очень нравятся детям игры с липучками  «Божья коровка».

Также используем на занятиях игры с фасолью,  прищепками «сухой дождь» с разноцветными лентами для закрепления цвета, природные материалы шишки, желуди, камни. Полезно   мять  руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики.  

Любят малыши игры с текстом песен, движениями  Е. Железновой «Развивалочки от 1 года до 5 лет. Веселая логоритмика», «Лимпомпо». Прослушивая их, у детей развивается  речь, крупная и мелкая моторика,  музыкальный слух, чувство ритма, координация движений.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать определенные действия, изображать животных и предметы. Благодаря таким занятиям, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность, улучшается речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...