Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Сказочная история"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тематика занятия посвящена животным родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnaya_istoriya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему

«Сказочная история»

составила

Галина Федоровна Злобина, воспитатель

г. Нефтеюганск, 2013 г.

Тема: «Сказочная история» - чтение и пересказ мансийской народной сказки.

Образовательные области: познание, художественная литература, развитие речи.

 Предварительная работа: рассмотрение иллюстраций из серии «Дикие животные»; чтение книг о животных севера Лапцуя Л., Ругина Р., Сусой Е.; рассказывание о жизни животных тайги.

 Программное содержание:

- развивать слуховое внимание и память детей;

- закрепить представления о животных тайги; уточнить словарь по теме (особенности внешнего вида, повадки животных);

- активизировать в словаре притяжательные прилагательные;

- познакомить детей с мансийской народной сказкой «Отчего у зайца длинные уши»; учить выразительно и последовательно пересказывать её содержание;

- воспитывать познавательный интерес к жизни животных родного края.

Материал: сюжетная картина с изображением леса; картинки животных для игры «Чей? Чья? Чьё?» и лист бумаги.

Ход:

Воспитатель обращает внимание детей на птицу – сороку, которая принесла с собой лесные новости о том, что как заяц стал лосём. Дети удивляются этому сообщению: как такое могло произойти?  Педагог предлагает порассуждать над этим детям. В конце подводит их к тому, чтобы узнать правду надо отправиться в лес (тайгу).

Но перед тем как отправиться в тайгу, надо выяснить, каких зверей мы там можем повстречать и как их отличить друг от друга.

1. Игра «Угадай по описанию». Кто это?

 - Крупное животное с ветвистыми широкими рогами? (Олень)

 - Проворная, запасливая, плутоватая, рыжая, длиннохвостая? (Лиса)

 - Маленькая, ловкая, проворная, прыгучая, рыжая и серая? (Белка)

 - Голодный, сердитый, злой, хитрый, серый? (Волк)

 - Трусливый, длинноухий, короткохвостый, серый или белый? (Заяц)

2. Беседа «Чем похожи и чем отличаются»

- Чем похожи животные? (они живут в лесу, имеют похожее строение (части тела), все они называются дикими)

- Чем отличаются животные друг от друга? (внешними особенностями, повадками)

 3. Игра «Чей, чья, чье?»

(Для игры необходимы картинки зверей. Изображения закрыты листом бумаги: педагог водит лист по изображению, открывая то один, то другой участок, сопровождает действие вопросами: чей хвост, чьи лапы, чьи уши, чья голова?)

 

Физминутка – психологический этюд

Хитрая лиса, трусливый заяц, злой волк,  спящий медведь.

4. Педагог предлагает переместиться в тайгу с помощью слов: «Раз, два, три – вокруг себя повернись и в тайге окажись!».

Уточняет у детей, с какой целью они оправились в тайгу. Дети осматриваются по сторонам и необычного зайца не находят. Педагог предлагает обратиться за разъяснениями к местному лесничему. Выставляется картинка лесничего;  от его имени педагог рассказывает сказку «Отчего у зайца уши длинные» (мансийская народная сказка)

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось.

Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.

 — Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, — говорит лось. — Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?

Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»

 — Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.

Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:

 — Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.

 — Хорошо, — говорит лось. — А вот эти, большие, кому?

Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:

 — Эти мне отдай!

 — Что ты, братец? — удивился лось. — Куда тебе такие рога?

 — Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!

 — Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.

Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.

А лось с женой хохочут.

 — Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут.

Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.

5.Прочитав сказку, педагог задает детям вопросы по содержанию:

- Какого зверя в лесу считали главным?

- Что решил раздать лось зверям?

- Кто подслушал разговор лосей?

- Где он спрятался?

- Кому лось решил отдать рога и для чего?

- Что сказал заяц лосю, чтобы получить большие рога?

- Что случилось с зайцем, когда он получил большие рога?

- Что сказал  и сделал лось?

- Чем поучительна эта сказка?

6. Педагог  сравнивает истории, рассказанные сорокой и лесничим: чем эти истории отличаются и  кому следует верить?

7. Педагог повторно читает сказку, и потом дети рассказывают её (по кругу, друг за другом).

Рефлексия:

- Чему научила детей история с сорокой? Чему научился каждый, что узнал? Откуда следует получать сведения о животных, их жизни? (из книг, общения со взрослыми, телевизионных программ и пр.)

Используемая литература:

  1. В.Зотов Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.: Просвещение, 1993.
  2. Л.Е.Кыласова Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе.- Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Т.А.Шорыгина Беседы о тайге и ее обитателях. Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.
  4. Интернет ресурсы: mirckazok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: История елочной игрушки.

Программное содержание:1.     Познакомить детей с историей елочных игрушек, дать знания где появилась первая елочная игрушка ( в Германии ).2.     Развивать диа...

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Колокольная история" для детей подготовительной группы

В процессе занятия дети знакомятся с  историей создания колоколов, с  видами колоколов, читают стихи о колоколах....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Удивительная новогодняя история». Увлекательное рисование методом тычка.

Задачи: Углублять представления о временах года (зима), расширять знания о праздниках. Учить детей рисовать сюжет по предложенному произведению, используя метод тычка. Учить передавать в рисунке строе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: История елочной игрушки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: История елочной игрушки....