Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема образовательной деятельности: «Золотая осень» по картине И.И. Левитана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_kartine_levitana.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  для детей  старшего дошкольного возраста.

Образовательные области: Коммуникация. Познание. Художественное творчество. Музыка.                                                                            Направление: Познавательно-речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Тема образовательной деятельности: «Золотая осень» по картине И.И. Левитана.                                                                                                               Виды деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     – Коммуникативная.                                                                                                     – Познавательная.                                                                                                              – Игровая.                                                                                                                                 – Чтение и обсуждение.                                                                                                                            – Рассматривание и обсуждение.                                                                                                                                              – Музыкальная.                                                                                                                                                          

Цель. Развить и раскрыть художественно-эстетический потенциал детей.                                                   Программные задачи:                                                                                                                        Образовательные:                                                                                                               - Учить видеть, анализировать живописное художественное произведение;                                   - Учить замечать и называть цвета и оттенки красивыми словами;                         - Учить эмоционально воспринимать красоту природы в музыке, поэзии,  живописи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Развивающие:                                                                                                                    - Развить интерес и влечение к живописи;                                                                      - Развить способность воспринимать художественные произведения на эмоциональном уровне.                                                                 Воспитывающие:                                                                                                                                                                                                                - Воспитывать эстетическое восприятие художественных произведений на эмоциональном уровне;                                                                                                     - Воспитывать стремление видеть, слышать и подмечать красоту природы.               Словарная работа: Изумрудный, пурпурный, бирюзовый, лазурный, ультрамариновый, терем, резьба.                                                                                                   Оборудование: Картина – репродукция И.И. Левитана, «Золотая осень», рисунок с объектами пейзажа, текст стихотворения И. Бунина, «Осень», аудио запись музыки П.И. Чайковского «Времена года. Сентябрь»          

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?

Ответы детей: Осень.

- Да. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят…» Так поэт А.Толстой рассказал нам об осени. Вы уже представили, деревья с желтыми листьями и, как листья осыпаются и летят по ветру. Если поэты рассказывают об осени, то художники показывают осень на своих картинах. Как? Они рисуют, а точнее пишут масляными, акварельными красками кистью. Перед вами картина русского художника И.И.Левитана. Как вы, думаете, как она может называться?

Ответы детей: Осень.

-Посмотрите на картину и скажите, она вам нравится? Что вы видите на картине?

Ответы детей: Нравится. Берёзки, речку, небо, траву, вдали домики и поля ….

Наверно, вот так. Проводится беседа – рассматривание. Демонстрируется рисунок с объектами пейзажа: берёзки, трава, речка, небо, домики, поля. Нарисованный красками как есть.

- Вот, то что вы увидели и сказали мне. Вам такой пейзаж нравится?

Ответы детей: Да. Нет.

- Художник тоже это видел, но видел по-другому? Он спросил у себя: «Почему мне нравится этот пейзаж? И начал его рассматривать».                                 Сначала он нашел такое место, откуда можно было все хорошо увидеть.                          Затем он начал рассматривать цвета и оттенки неба, листвы, травы, речки. И запоминать их, чтобы подобрать точно такого цвета краски.

- Посмотрите и скажите, какие цвета и оттенки вы видите?

Ответы детей: голубой, синий, желтый, оранжевый….

- А, какой цвет указывает нам, что это осень?

Ответы детей: Желтый, оранжевый….

 -Да. Картина действительно называется «Золотая осень». Почему же художник назвал свою картину «Золотая осень»?  Пусть бы назвал желтая осень или оранжевая. А вам, как больше нравится, чтобы осень была желтая, оранжевая или золотая?

Ответы детей: Золотая.

- Оказывается, если цвет очень красивый, то его и называют по-другому – красиво.

Проводится дидактическая игра «Цвет и его красивое название».                                               Воспитатель показывает цвета (карточки) и называет цвет по –другому: зеленый – изумрудный, а светло- зеленый – салатовый, желтый – золотой, лимонный, светло-желтый – пшеничный, синий- васильковый, светло –голубой – бирюзовый, небесный, лазурный, ультрамариновый, красный – пурпурный.

- Жил-был художник. Пошел он на прогулку, полюбоваться природой и увидел красивый пейзаж: белые березки с желтой листвой, долину еще с зеленой травой, речку, текущую издали, в которой отражается синее небо, вдали домики деревни и поля. Ему очень понравился пейзаж, что он взял холст и краски и начал рисовать такими красками, какие он увидел:

Проводится игровое упражнение. «Цвет – деталь пейзажа». Дети называют цвета, которые соответствуют деталям пейзажа на картине: небо синее, васильковое, бирюзовое, трава изумрудно-желтая, салатовая, листва берез лимонная, золотистая, оранжевая, речка светло-голубая, ультрамариновая.

-Картина еще не все нам рассказала. Давайте определим, какая погода присутствует на картине? Проводится игровое упражнение «Слово-определение». Дети подбирают слова-определения к словам: солнце – солнечная, свет – светлая, тепло – теплая, радость – радостная.

-А как вы догадались, что погода солнечная?

Ответы детей: Под березками видны тени.

-Давайте, представим, что мы пошли гулять и увидели красивый пейзаж, что нам захотелось его изобразить.

Проводиться игра-пантомима «Рисуем пейзаж». Дети представляют и руками изображают линию горизонта с дальним лесом, две волнистые линии вниз –это речка, линии березок на пригорке с листвой.

- Не только художники любили осень писать, но и композиторы сочиняли музыку об осени. Увидел композитор вот такой пейзаж и сочинил музыку. Вот послушайте.

Проводится разминка ритмической импровизации. Свободные движения детей под музыку П.И. Чайковского «Времена года», «Сентябрь».

- А поэт сочинил бы стихотворение, в котором отражались бы все детали пейзажа. Вот послушайте стихотворение поэта Ивана Бунина                                      Проводится беседа – закрепление слов эпитетов.

«Лес словно терем расписной                                                                                 Лиловый, золотой, багряный                                                                                     Веселой, пестрою стеной                                                                                                     Стоит над светлою поляной,                                                                                                Березы светлою резьбой                                                                                                      Блестят в лазури голубой».

- Схожи ли слова стихотворения с пейзажем? Чем?

Ответы детей: лес тоже золотой, веселый, пестрый с березками, небо голубое, лазурное.

-А какие красивые слова использовал поэт в своем стихе?

Ответы детей: Золотой, багряный, лазурь, расписной.

- Ребята, мы с вами рассмотрели картину Исаака Ильича Левитана «Золотая Осень». Что вы узнали о ней?

Ответы детей: Что это осенний пейзаж с речкой, домиками, полями, лесом, березками, написанный красивыми маслеными красками, золотой, лимонной, изумрудной, лазоревой, оранжевой, ультрамариновой….                                               – А еще, что?

 Ответы детей: Слушали музыку Петра Ильича Чайковского и двигались под неё, слушали стихи Ивана Бунина с красивыми словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....