Комплексное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «В сказочном лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Богдан Надежда Рафаиловна

Программное содержание:

  1. Учить детей подбирать к словам антонимы, синонимы, обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами.
  2. Развивать образность речи и  интонационную выразительность речи с помощью лексических и грамматических упражнений, игр.
  3. Формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений)
  4. Воспитывать интерес к языковому богатству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_skazochnom_lesu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Комплексное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В сказочном лесу»

Программное содержание:

  1. Учить детей подбирать к словам антонимы, синонимы, обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами.
  2. Развивать образность речи и  интонационную выразительность речи с помощью лексических и грамматических упражнений, игр.
  3. Формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений)
  4. Воспитывать интерес к языковому богатству.

                          Ход занятия.

-Дети вы любите сказки?

- Кто сказки сочиняет? (народ, детские писатели).

-Почему вы любите сказки? Что в них хорошего? (В них много приключений, волшебства и добро всегда побеждает зло.)

 - Хотите попасть в сказку? Тогда повторяйте за мной:

                         Здравствуй, мудрая страна,

                          Что отсюда не видна!

                          Явись ниоткуда,

                          Пусть свершится чудо!

                          Встань на пути,

                          Нас к себе впусти!

  -Что это? Куда мы попали? (В сказочный лес.)

  - Кто живет в лесу?

  - Что умеют делать сказочные животные? (Разговаривать).

   Мы сейчас с вами послушаем, о чем они говорят. У меня есть волшебная палочка, до кого она дотронется, тот превратится в сказочное животное. (Дети закрывают глаза, звучит негромкая музыка и в это время некоторым детям надеваются маски лесных животных.)

Воспитатель: серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

          Волк: Лизавета, здравствуй!

 Лиса: Как дела, зубастый?

 Волк: Ничего идут дела,

            Голова еще цела.

 Лиса: Где ты был?

 Волк: На рынке.

 Лиса: Что купил?

Волк: Свининки.

Лиса: Сколько взяли?

Волк: Шерсти клок,

           Ободрали правый бок,

           Хвост отгрызли в драке…

Лиса: Кто отгрыз?

Волк: Собаки.

Лиса: Жив ли милый, куманек?

Волк: Еле ноги уволок…

 Еж:  Зайчик, зайчик, где ты был?

 Заяц:       Я на речке хвостик мыл.

 Вымыл, вымыл, да упал,

Снова хвостик замарал!

Медведь: Белка, где твой склад

                                         грибов?

Белка: По карманам у дубов.

Медведь: Где домишко твой?

Белка:  В дупле.

Медведь: А постель?

Белка: Постель на мне.

Дети, а вы загадки любите отгадывать? Тогда отгадайте:

          Плутовкой издавна слывет,

          В деревне курам счет ведет

          И ловит мышек ловко,

          Хотя не мышеловка (лиса.)

-Давайте вспомним и назовем сказки, в которых живет лиса. («Лисичка-сестричка и серый волк»,  « Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лиса и рак», «Петушок-золотой гребешок», «Как лиса летать училась?»)

Вопросы:

-Как называют лису в разных сказках? (Лисичка-сестричка, плутовка, кумушка, Лиса-Патрикеевна).

-Какие сказочные герои тоже живут в лесу? (Баба-яга, Леший). Да, но что-то никого не видно. Давайте позовем их. Как обычно в лесу зовут друг друга? (Ау!)

Появляется Баба-яга.

Баба-яга: Ну, чего вы раскричались в моем лесу! Я не глухая! Чего надо?

Воспитатель: Мы вот с ребятами пришли сказочный лес посмотреть.

Баба-яга: Ага! Значит в гости пожаловали!

Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? Давайте поздороваемся с Бабой-ягой: (Здороваются)

Баба-яга: Ну, здравствуйте, здравствуйте! Ишь, какие вежливые! И много вы слов таких знаете? Или только одно?

Воспитатель: наши дети знают много вежливых слов.

Баба-яга: Ну, что ж, если хотите ко мне в сказочный лес войти, придется через глубокий  ручей мостик из вежливых слов построить, а я посмотрю, как это у вас получится.

Игровая ситуация « Дорожка вежливых слов» (За каждое вежливое слово Баба-яга выдает по одной дощечке. Дети с помощью воспитателя выкладывают мостик через «ручей» и проходят на «полянку», где стоят стулья и стоит фланелеграф.

Баба-яга: Ладно, ладно, молодцы! Много хороших слов знаете. Я тоже постараюсь их запомнить на всякий случай. Так и быть, проходите, присаживайтесь. А вы в лес-то не боитесь ходить?

Воспитатель: Мы и пословицы про храбрость знаем. («Волков бояться в лес не ходить», «Смелость города берет», « Трус и таракана принимает за великана».

Баба-яга: Ой, ой, какие умные! И что это такое пословица? С чем ее едят?

Дети: пословица – это короткое высказывание, которое чему-то учит.

Баба-яга: А сказки вы любите? (Да)

 Сейчас проверим и  поиграем в игру «Угадай сказку». Каждый из вас должен рассказать про свою любимую сказку, не называя ее.

  Все остальные дети  будут отгадывать название сказки. Послушайте, как я расскажу про свою любимую сказку: « Этот веселый и озорной человечек с длинным носом проткнул очаг в каморке папы Карло.  (Это Буратино из сказки «Золотой Ключик или приключения Буратино»).

Баба-яга: Ох, и засиделась я с вами, все бока затекли. Выходите-ка на полянку косточки разомнем.

Динамическая пауза: В темном лесе есть избушка,

                                     Встала задом наперед,

                                     В той избушке есть старушка-

                                     Бабушка-Яга живет. (Дети хороводом идут по кругу, поворачиваются сначала спиной к центру круга, потом лицом)

                                     Нос крючком, глаза в полоску

                                     И как уголь все горят.

                                     Ух, сердитая какая,

                                     Дыбом волосы стоят! (Показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, широко раскрывают пальцы над головой.)                     И поломана нога,

                                     Не простая - костяная.

                                     Вот вам Бабушка-Яга! ( Прыгают на одной ножке, прихрамывают, разводят руки в стороны)

 

Баба-Яга: Молодцы! Уж больно у вас все красиво да правильно получается. Я - лесная бабушка, только сегодня добрая, а вообще-то я противная и все люблю делать наоборот. И с вами хочу поиграть в мою любимую игру, которая так и называется  « Скажи наоборот». Я буду говорить слова, а тот, кому я эту шишку брошу должен сказать наоборот (веселый – грустный, большой – маленький и т.д.)

Баба-яга: Знаю я еще одну увлекательную игру. Называется она «Кузовок». Правила игры очень просты: Нужно передавать друг другу кузовок и складывать в него все, что заканчивается на «ок». Начинает Баба-яга: «Я положу в кузовок клубок»…

Баба-яга: Да, ничего не скажешь! И говорить,  и играть умеете. А   теперь поднимите руки, кто из вас  готовится стать Бабой-ягой?

Воспитатель: Да нет уж спасибо. Тебя и одной в лесу вполне достаточно.

Баба-яга: только я долго быть доброй не могу, сейчас кого-нибудь съем!

Воспитатель: Да, что ты, что ты?! Бабушка-яга, не сердись!

Лучше ты, бабусенька, ребяткам улыбнись.

Баба-яга: Ой-ой-ой! Бабусенька… Да меня так ласково еще никто не называл. А мне это очень-очень понравилось!  Давайте-ка еще раз скажите также ласково и нежно.

 Воспитатель: А еще мы тебе подарим красивый цветок. Ведь всем известно, что от красоты добреют.

Баба-яга: Ну-ка, ну-ка, что за цветок такой?

Воспитатель: сейчас мы с ребятами для тебя его вырастим.

Игра «Слово-цвет.»

 Воспитатель называет цвет, дети по очереди берут лепестки и, давая другое название цвету, собирают цветок на фланелеграфе  (оранжевый- апельсиновый, синий - васильковый, зеленый – изумрудный,  желтый – пшеничный, красный – алый, коричневый – шоколадный, темно-красный - вишневый,  зеленовато-голубой – бирюзовый.

        Баба-яга: Да, согласна, красивый цветок расцвел у меня на поляне, редкий. Надо и мне «по амбарам помести, по сусекам поскрести», может, и для вас  что-нибудь на память от Бабушки-яги отыщется, гости все-таки… Ой, чего-то я расчувствовалась. (Заходит в свою избушку, достает чугунок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Человек и части его тела».

Тема: «Человек и части его тела». Цели: -  уточнить представления детей о строении человеческого тела и  назначении отдельных частей тела;  - закрепить признаки сходства и различи...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...