Конспект по развитию речи "Играя учимся"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Речевое развитие очень важно, развития речи детей. Играя, ребёнок учится, развивается, творит.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область: «речевое развитие»

Тема: «Играем и учимся»

Цель: проведение речевых игр и упражнений в индивидуальной работе.

Задачи:

Коррекционно- образовательные: формировать словарный запас детей старшего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений в индивидуальной работе.

Коррекционно-развивающие: развивать память, мышление, слуховое внимание и фразовую речь, фонематический слух (умение анализировать, обобщать, делать выводы).

Коррекционно – речевые: расширять и обогащать речевой опыт ребенка, развивать связную речь, понимать пространственные  наречия, падежные окончания и конструкции.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать активность детей в игровой деятельности,  развивать стремление качественно выполнять задания.

Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

Образовательная область: «речевое развитие»: уточнять, обогащать, активизировать словарь, уметь отвечать полным распространённым предложением, понимать падежные окончания и конструкции.

Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие»: закреплять навыки поведения в игре.

Образовательная область: «физическое развитие»: координировать чувства ритма, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно воспроизводить характерные звуки, карточки с геометрическими фигурами, бубен, ручка, тетрадь, линейка, картинки с изображением предметов.

ХОД  ИОД:

Дорогие гости, вашему вниманию, будут предоставлены игровые упражнения, которые я использую в индивидуальной работе с детьми:

1.  «Узнай по звуку»
Цель:  развивать  слуховое внимание и фразовую речь.
В игре участвует один ребёнок.

Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.),
Ход  игры:
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь, полным предложением.
Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т.п.

2.«Ответь на вопросы».

Цель: развивать внимание, память, ориентировку во времени.

В игре участвует один ребёнок. Послушай внимательно и ответь.

Воспитатель: Лето наступает перед весной?  Правильно ли это?

Ребёнок: Нет.  

Воспитатель: Как правильно?  

Ребёнок: Лето наступает после весны.

Воспитатель:  Осень наступает после зимы?  Правильно ли это?

Ребёнок: Нет

Воспитатель: Как правильно?

Ребёнок:  Осень наступает после лета.

3.«Покажи и нарисуй»

Цель: закрепить название геометрических фигур, ориентировку на листе, развивать мелкую моторику руки.

В игре участвует один ребёнок.

Воспитатель:  Покажи, где на доске: - круг под квадратом; квадрат над кругом; круг на квадрате.

развитие речи у детей,  диагностика

Когда ребёнок справился с заданием, на своём листе, он выполняет то же самое задание, и ещё раз повторяет, где находятся геометрические фигуры.

4.  «Какой предмет?»

В игре участвует один или два ребёнка.

Цель: развивать умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Зеленый — помидор, крокодил, лайм  и.т.д

Жёлтая – трава, краска, юбка и.тд.

Красные – ботинки, сапоги, машины и.т.д.

5.«Выполни задание»

Цель: упражнять в понимании пространственных наречий.

Задание с инструкцией для одного ребёнка.

 Пройди по кругу, остановись, подними руки вверх, отведи в сторону, опусти вниз, повернись на лево, повернись на право, сделай два шага вперёд, присядь, встань, повернись налево. Молодец!

6. «Беги на носочках»
Цель: развивать слуховое внимание, координацию и чувства ритма. 
В игре участвует один ребёнок.

Материал: бубен 
Ход игры:
Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения; под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит.

7. «Будь внимательным»

В игре участвует один ребёнок.

 Цель: развивать понимание  ребенком падежных окончаний и конструкций, выражающие отношения лиц, предметов между собой.

а)  На стол  кладутся три предмета:  ручка, тетрадь, линейка. Затем детям предлагают: «Покажи ручкой тетрадь», «Покажи ручку линейкой»,  «Покажи тетрадью ручку», «Покажи линейкой ручку».

б)  Воспитатель  предлагает   повторить   фразу:   «Собака   бежит   за мальчиком» и далее спрашивает:   «Кто бежит впереди?»,  а если я тебе скажу так «Мальчик бежит за собакой», «Кто бежит первым?».

«Петя потерял книгу, которую взял у Ани».

- Чья была книга?

«Петя пошел в кино после того, как прочитал   книгу».

- Что он сделал раньше — пошел в кино или прочитал книгу?

«После того как прошел дождь, дети пошли в лес за   грибами».

Когда дети ходили в лес: до дождя или  после?»

8.«Назови последний звук в слове»

В игре участвует один ребёнок.

Цель: развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа, выделять в словах  последний звук.  Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.

Итог. Все игры, которые были представлены вашему вниманию, позволяют устранить нарушения речи, расширить кругозор, развить мелкую моторику, развивать ориентировку во времени и пространстве, развивать слуховое внимание и фразовую речь, фонематическое восприятие. Параллельно с развитием речи у ребенка тренируется память, он учится размышлять, анализировать, делать выводы, фантазировать. Индивидуально образовательная деятельность  очень эффективный подход в коррекции речи у детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Будем учиться заваривать чай».

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Будем учиться заваривать чай»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОО « Познавательное развитие»: Тема: " Учимся быть дружными"

Задачи:-Раскрыть сущность понятия «дружба»;-Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;-Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстникам...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи....

Конспект НОД по развитию речи "Учимся вежливости"

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения о необходимости соблюдать их активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты....

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», тема: «Учимся слушать музыку» с детьми средней группы (4 – 5 лет).

Тема: «Учимся слушать музыку»,Цель: Развитие у детей интереса к музыке, желания слушать её.  Задачи:- Развивать умение чувствовать характер музыки;- Развивать способность ра...