конспект по развитию речи "Про зайчат" (по рассказу Е. Чарушина) .
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Ирискина Людмила Ивановна

 Уважаемые коллеги! Данный материал предназначен для воспитателей и детей средней группы. В конспекте подробны описаны цели, задачи, а также сформулированны вопросы по произведению. Также в конце сделан анализ Н.О.Д. с выводами. В работе можно использовать презентацию на классификацию животных, разнообразные картины или плакаты из серий: "Дикие и домашние животные". Надеюсь, что этот материал будет полезным в вашей работе, уважаемые коллеги!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект Н.О.Д. по развитию речи.  

 «Про зайчат»

Чтение рассказа Е.Чарушина

Средняя группа

                                                     

                                       Цели и задачи:

  1. Познакомить с произведением Е.Чарушина «Про зайчат». Учить детей понимать смысл произведения- домашнее животное кошка выкормила диких животных- зайчат. Закрепить знания детей о детенышах разных животных.
  2. Обогащение словаря : «сосунки», «кормилица». Закрепление словаря – зайчата, котята, разноцветная.
  3. Обратить внимание детей на образные выражения, употребляемые автором сравнения, эпитеты.
  4. Развивать диалогическую речь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию произведения.
  5. Воспитывать интерес к живой природе, заботливое отношение к домашним животным, особенно к детенышам.

                                                 Ход занятия:

                                       Подготовка к восприятию:

  • Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение «Где чей дом?» написала его Т.Волгина.. Вы слушайте внимательно, а потом скажете мне, о каких домиках говорится в этом стихотворении.

                                  Воробей живет под крышей.

                                  В теплой норке – домик мыши.

                                  У лягушки дом в пруду.

                                   Домик ласточки в саду.

                                   - Эй, зайчонок, где твой дом?

                                   - Под зелененьким кустом.

  • Про чьи дома рассказывается в стихотворении? ( Воробья, мыши, лягушки)
  • Вместе с большим воробьем живут под крышей малыши – воробьишки. В пруду домик лягушки и маленьких …..  лягушат. В норке живет мышка с ….мышатами.. А под кустом – зайчиха с ….зайчатами.

Воспитатель показывает картинку с зайчатами

  • Посмотрите, кто нарисован на картинке? ( Зайчата).
  • Какие зайчата? Как про них можно сказать? ( Маленькие, пушистые, мягкие).
  • А еще можно сказать, что они похожи на мохнатые, пушистые шарики.
  • Кто знает, чем питаются маленькие зайчата, когда они только родились? ( Предположения детей).
  • Зайчата еще очень маленькие, не умеют есть травку, они сосут молочко мамы-зайчихи. Их называют сосунками. А маму – кормилицей.
  • Как называют зайчат, которые сосут молочко у мамы? Скажите хором? ( Дети произносят новое слово хором).
  •  Соня, как называют зайчат, которые питаются молочком мамы? Ваня?
  • А как называют маму, которая кормит зайчат молочком? Скажите все вместе.. ( Дети произносят слово хором)  Руслан? Оля?
  • А какие еще детеныши сосут молочко у мамы? ( Ответы детей/)
  • Молочко у мамы сосут котята, щенята, жеребята, телята)
  • Кого кормит молочком корова? ( Телят. Теленка)
  • Кого кормит Лошадь? ( Жеребенка, жеребят) и т.д.
  • А как вы думаете, кошка может кормить маленьких зайчат? ( Ответы детей).
  • Но вот однажды такое произошло. Об этом написал Евгений Чарушин в своем рассказе, который называется «Про зайчат». Послушайте, как это произошло.

Чтение рассказа воспитателем.

Вопросы  по содержанию прочитанного.

  • Почему зайчата чуть не умерли с голоду? ( Они были маленькие, не могли кушать сами).
  • Как же спасли зайчат, кто им помог? ( Спасла зайчат кошка, она стала их кормилицей).
  • Какие были зайчата? Как их описывает Евгений Чаврушин? Какие у них были лапки? ( Мягкие, пушистые, похожие на меховые комочки).
  • А почему же зайчата убежали в лес? ( Зайцы – дикие животные, не могут жить в неволе. Им в лесу вольнее.

Итог.

  • Видите, ребята, оказывается бывает и так, что кошка может спасти маленьких зайчат, выкормив их своим молоком.
  • Сейчас я прочитаю этот рассказ еще раз, а вы запомните и дома расскажете своим родным эту интересную историю.

Анализ Н.О.Д.

Цели и задачи  поставленные воспитателем, были достигнуты. Дети внимательно слушали, эмоционально откликались на произведение. Активно отвечали на вопросы, высказывали свои предположения, были очень заинтересованы.

Воспитатель познакомил детей с произведением – прочитал его.

Вопрос: «Как же спасли зайчат, кто им помог?» помог   детям понять смысл произведения.

Во время подготовки к восприятию воспитатель закрепил названия детенышей животных.

Обогащение словаря : «сосунки», «кормилица». Закрепление словаря – зайчата, котята, разноцветная.

Эта работа проходила  во время подготовки к восприятию.

Обратила внимание детей на образные выражения, употребляемые автором сравнения, эпитеты.

При рассматривании картинок с зайчатами воспитатель использовал образные выражения из рассказа.

Развивалась диалогическая речь детей, продолжилась работа по обучению  отвечать на вопросы по содержанию произведения.

После чтения художественного произведения воспитатель задавал вопросы по содержанию.

Закрепилось  умение детей употреблять родительный падеж множественного числа (детенышей животных)- котят, лягушат, зайчат и т.д.

Это проходило во время подготовки к восприятию, в упражнении «Закончи предложение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)

Конспект  по развитию речиТема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)...

Конспект НОД в средней группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская областьКонспект НОД в средней группе ...

Методическая разработка: Конспект по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову) Группа: Старшая группа

Конспект  по развитию речи Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по Соколову-Микитову)Группа: Старшая группа Цель: обучение связной, последовательной, выразительной и грамматичес...

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Составление описательного рассказа «Об игрушках» с использованием мнемодорожек.

Цель: учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием мнемодорожек.Задачи:Закрепить навыки описывания игрушки, называть её характерные признаки; по...

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"...

Конспект занятия по художественной литературе Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Цель: Ознакомление детей с рассказом Е. Чарушина «Курочка».Задачи:Учить слушать небольшое произведение с наглядным сопровождением;Помочь понять смысл рассказа;Закреплять знания о домашних ...